«Сейчас в Москве один центр, но скоро их будет много». Зачем перестраивать старые промзоны и что появится на их месте
Про комплексное развитие территорий
Комплексное развитие территорий (КРТ) — важнейшая тема и одна из моих специализаций. Я в своем бюро проектирую площадки КРТ и в Москве, и в Московской области. Запросы приходят и из регионов.
Концепция КРТ распространяется на всю Россию, а Москва, как и в случае с реновацией, выступает двигателем этого процесса. Опробованный столичными властями механизм показал свою эффективность, и теперь его взяли на вооружение регионы. Определены потенциалы городов, областей, краев. По темпам реализации площадок КРТ Москву сейчас очень быстро догоняют Московская область и Краснодарский край.
Про «ржавое кольцо Москвы»
В столице реорганизации подвергнется так называемое «ржавое кольцо Москвы» — территории производственных зон вокруг железной дороги. Почти все они примыкают к МЦК. И если до сих пор Москва делилась на благоустроенный центр и окраины, а эти территории разделяло упомянутое мной производственное кольцо, то теперь благодаря КРТ ткань города станет единой.
Реализация каждого проекта КРТ крайне важна для города. Промышленные территории будут замещены современными жилыми районами, где есть буквально все — и рабочие места, и социальная инфраструктура, и досуговые центры.
В целом то обстоятельство, что в городе сейчас растет число подписанных контрактов по КРТ, говорит о том, что строительная отрасль остается одним из основных драйверов развития города. Значит, у девелоперов есть возможность осваивать эти площадки
Кроме того, есть еще фактор социальной нагрузки — часть жилья в рамках КРТ девелоперы строят для переселения людей по программе реновации. Я уже не говорю о том, что инвесторы за свой счет создают всю социальную инфраструктуру.
Про частных собственников территорий
Как правило, территории КРТ — это несколько зданий, находящихся в частной собственности. Приходится договариваться с владельцами, и это очень сложная задача, которая ложится на плечи инвестора, подписавшего договор с городом. Он должен на своих условиях «выводить» всех собственников с проектируемой территории. Про это рассказывают разные истории: одних собственников приходится искать чуть ли не со свечкой, другие попросту отказываются от сделки, и вопрос с ними решается долго, третьи скандалят, угрожают физической расправой.
Так что один из ключевых этапов — «вывести» эту старую застройку, снести и сформировать новую. Выбирая себе инвестиционную площадку из предложенных городом по программе КРТ, нужно иметь очень четкое представление о том, какая там ситуация сейчас, удастся ли договориться и быстро выйти на строительство?
Про плюсы для горожан
Когда Москва приняла решение о реорганизации промзон, сразу было заявлено, что не надо застраивать их только жильем, что где-то следует модернизировать существующие индустриальные объекты, повышая уровень их автоматизации и экологичности, где-то — возводить офисные здания и так далее. Поэтому в проектах КРТ сейчас определяется доля жилых и нежилых объектов, и обычно соотношение 70 к 30, реже — 50 на 50. Бывают в чистом виде нежилые проекты КРТ с одной только офисной застройкой.
КРТ — несомненное благо для горожан. И в первую очередь для жителей районов, которые соседствуют с заброшенными промзонами, представляющими собой территории, в общем, откровенно маргинального типа, мимо которых вечером страшно ходить.
Теперь такие пространства будут реорганизовываться.
На площадках КРТ появятся современные жилые комплексы с качественной отделкой и ярким архитектурным обликом, озелененные пространства, кофейни, магазины, спортивные объекты.
Исчезнут заборы, и городская территория станет более проницаемой. Рядом с новым жильем обязательно будут вводиться сады, школы, поликлиники. Разграничения между соседними кварталами сотрутся.
Да, какое-то время будет вестись стройка, но преимущества перевешивают временные неудобства.
О промзоне «Автомоторная»
Среди проектов КРТ, которые ощутимо изменят Москву в ближайшее время, в первую очередь стоит назвать огромную территорию бывшей промзоны «Автомоторная».
Среди проектов КРТ, которые ощутимо изменят Москву в ближайшее время, в первую очередь стоит назвать огромную территорию бывшей промзоны «Автомоторная».
Преобразятся 70 гектаров, находящихся в упадочном состоянии, а на их месте возникнет новый городской объект со всей необходимой инфраструктурой. Там построят большой квартал на один миллион квадратных метров жилья, спортивный центр и инновационное предприятие. По сути, это будет такой микрогород, в котором можно и жить, и работать, и отдыхать.
О снижении нагрузки на центр
В результате каждая «реанимированная» таким способом территория станет самодостаточной частью города, еще одним центром притяжения.
Транспортная миграция в центр снизится. Закончится стиль жизни, связанный с постоянными, ежедневными переездами через город.
Мы уже видим: в тех местах, где появились новые кварталы, жители в выходные не всегда чувствуют потребность ехать в центр. Потому что у них есть свои точки притяжения и они в целом больше идентифицируют себя со своим районом, чем население советских «спальных» микрорайонов.
Разумеется, жители этих новых кварталов продолжат посещать такие культурные объекты, как Большой театр, Пушкинский музей. Но при этом все, что необходимо для полноценной жизни, будет находиться в границах территорий КРТ, которые еще недавно были промзонами.
Про город с множеством центров
Москва уже давно стремится перейти к полицентричной схеме развития, но реализовать подобный замысел оказалось не так просто. Для этого городу требовался работающий механизм, и КРТ — как раз такой механизм.
Внедрив КРТ, столичное правительство открыло перед девелоперами интересную возможность, и те не преминули ею воспользоваться.
Про реорганизацию «ЗИЛа»
Сданных в рамках программы КРТ объектов сейчас нет — все они в стройке. Но в Москве есть удачный пример реорганизации промзоны «ЗИЛ», с оглядкой на который и формировались принципы КРТ.
Там красивая современная жилая архитектура от лучших московских бюро, благоустроенная набережная, свой парк. МЦК и новые станции метро обеспечивают интеграцию территории в систему городского общественного транспорта.
Справедливости ради добавлю, что у проекта редевелопмента «ЗИЛа» тоже есть прототип — это микрорайон «Остоженка» в центре Москвы, программу развития которого на рубеже 1980–1990-х разработало одноименное бюро под руководством Александра Скокана. То был, по сути, первый проект КРТ в истории новой России, просто самого термина «КРТ» тогда еще не было.
После «ЗИЛа» следующей по значимости для города крупной реорганизованной промзоной станет «Автомоторная».
Про отличие территорий КТР от «Черемушек»
В СССР новые города, районы строились не столько в интересах людей, сколько для решения экономических и идеологических задач государства, хотя заявлялось, конечно же, обратное. Да, при Хрущеве многие из тех, кто прежде жил в землянках и бараках, ютился со всей родней в коммуналках, получили свое жилье. Но во главе угла стояли не комфорт, не качество жизни, а выполнение плана и экономия.
Земля осваивалась крупными кусками, без учета потребности в средовом разнообразии, многофункциональности. Ни о какой полицентричности и речи не шло. Можно, конечно, вспомнить градостроительный эксперимент под названием Зеленоград, но то был сугубо частный случай.
Сейчас же мы развиваем территории совершенно по-другому, в соответствии с принципами смешения функций, пешеходной проницаемости, пространственной неоднородности. В градостроительном отношении мы, конечно, сделали огромный шаг вперед. Даже не шаг — рывок.
Обновленная территория «ЗИЛа» — это уже совсем не советские «Черемушки». В СССР в каждом новом микрорайоне строились один проспект, одна ветка метро, и огромная территория отдавалась жилым домам с социальной инфраструктурой. Все это были монофункциональные градобразования. «Автомоторная» будет как «ЗИЛ».
О работе рядом с домом
Когда проектов КРТ будет реализовано достаточное количество, горожанам станет куда проще выбирать, где жить. Они будут принимать это решение в зависимости от того, где какое предприятие, какой бизнес-центр, какие по соседству виды развлечений. И чем шире будет этот, с позволения сказать, ассортимент, тем меньше люди будут ездить по городу, с работы и на работу, тратя по одному-два часа на дорогу в один конец.
Да, у нас очень удобное метро, а теперь к нему добавились еще транспортно-пересадочные узлы. Время в пути сокращается, и это прекрасно. Но в любом случае дойти от дома до работы за 15 минут, а не ехать туда на транспорте — это лучшее решение из возможных.
Телеграм-канал Марины Егоровой — здесь