Опубликовано 29 января 2024, 00:01
5 мин.

«Привокзальных площадей больше никто не боится». Что пугает жителей мегаполиса и как в Москве борются со страхом

Мегаполис — это в первую очередь комфорт. Но для кого-то слишком высокие здания и длинные тоннели становятся причиной повышенной тревоги. И дело не в том, что они таят в себе реальные опасности. Всему виной человеческие страхи. Что пугает жителей большого города, как справиться с городскими страхами и как Москва становится все комфортнее для горожан — об этом «Мосленте» рассказала заведующая научно-исследовательской лабораторией городского благополучия и здоровья Московского городского педагогического университета Елена Нехорошева. Ниже — ее монолог.
«Привокзальных площадей больше никто не боится». Что пугает жителей мегаполиса и как в Москве борются со страхом
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Про нормальный страх

Большой город чаще вызывает не фобии, а просто страх, который является естественной реакцией человека на определенную ситуацию. И это не патология. Наоборот, страх имеет огромную ценность для человека, прежде всего он защищает жизнь, фактическое существование. То есть это абсолютно архаическое переживание.

Чем занят человек, когда боится? Он полностью занят будущим. Главный вопрос при этом — что со мной сейчас произойдет и выдержу ли я это?

В повседневной жизни горожанина страхи обычно не доходят до крайностей, но чего-то бояться каждый вправе. Ведь мы, люди, все так устроены — каждый может испугаться, например, когда кто-то действует не по правилам или неожиданно вылетает машина на красный свет.

Про боязнь мостов, тоннелей и необычных зданий

Один из довольно распространенных городских страхов — боязнь мостов, или гефирофобия. Например, кто-то стоит на мосту и спокойно любуется закатом, а для другого человека просто пройти по этому мосту — тяжелейшее испытание. И неверно было бы сказать, что это из-за моста, из-за того, что он сделан неправильно.

То же самое с боязнью тоннелей. Есть люди, которые принципиально не ездят в метро. И тут тоже дело не в том, что с метрополитеном какие-то проблемы. Человек просто не может преодолеть свой страх, то, что его ограничивает.

При этом говорить о столичной статистике по этой теме не приходится. Вряд ли в наши дни можно собрать данные по количеству людей, которые боятся спускаться в московское метро.

Сама городская архитектура также может вызывать у некоторых тревогу. К примеру, новые высотные или необычные здания могут радовать, устраивать горожан или оставлять равнодушными. Но есть и те, кого они тревожат и неприятно беспокоят.

Мы с коллегами на днях обсуждали дискуссию в соцсетях и чатах, которая возникла в Москве по поводу оригинально спроектированного корпуса ЖК RED7 на Садовом (улица Академика Сахарова, 1). Выполнен он в виде огромной красной буквы W, скошенной у основания. После того, как его построили, одни пишут: «Красота, как здорово, побольше бы такой современной архитектуры в городе», а другие описывают приступы страха и паники, потому что, когда они видят это здание, им кажется, что оно падает. Как и в случае с боязнью мостов, вряд ли здесь дело в самом здании, скорее — в отдельных случаях личного восприятия.

«Привокзальных площадей больше никто не боится». Что пугает жителей мегаполиса и как в Москве борются со страхом

© Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Про боязнь спускаться вниз

Один из самых распространенных страхов — боязнь небольшого замкнутого пространства и большого скопления людей. У предрасположенных к такому восприятию мира тревогу и страх может вызывать все, что связано с переживанием стесненности — от лифта до узкого темного переулка или перехода.

Реакция индивидуальна, но часто человек не может вздохнуть, расправить плечи. Он скукоживается, нарушается дыхание, и в кровь вбрасывается адреналин. Возникает возбуждение.

Таким людям тяжело находиться в местах типа торгового центра «Охотный ряд». Внутри него неширокие пространства, но заходишь — скученность, и надо спускаться вниз...

Про то, как не бояться привокзальных площадей

В любом городе, и в Москве в том числе, транспортные узлы являются зоной повышенной опасности с точки зрения нанесения человеку ущерба. Его там может сбить машина, и, как в любом месте скопления людей, там он может пострадать от действий преступников. Это традиционные зоны, которые требуют повышенного внимания, и поэтому там всегда много полиции.

Подобной точкой напряженности в Москве, например, было пространство перед Павелецким вокзалом, где собирались неформалы, подростки, представители молодежных субкультур.

Недавно мы наблюдали, как через архитектуру, через реорганизацию пространства площадь преобразилась и стала комфортной для москвичей. Теперь туда идти и не страшно. Это место в городе стало доступным для всех.

И не только у Павелецкого, на всех привокзальных площадях Москвы за последние годы произошли серьезные перемены, улучшившие восприятие этих пространств. Главное — убрали ларьки, за счет чего вернулась максимальная просматриваемость.

«Привокзальных площадей больше никто не боится». Что пугает жителей мегаполиса и как в Москве борются со страхом

© Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Про значение свободного обзора

Как раз просматриваемость — один из главных факторов, помогающих справиться со страхом. Если у человека есть обзор, он воспринимает происходящее в опредленном пространстве как прогнозируемое. Когда обзор закрыт, кто-то ощущает легкий дискомфорт, а кто-то боится и даже паникует. И существуют способы создавать городскую ткань так, чтобы не возникало условий для такой реакции. Обратите внимание, в домах современной постройки — бизнес-класса и комфорт класса, в домах под реновацию входные группы организованы так, чтобы площадь остекления была максимальной.

За счет того, что подобных решений вокруг становится все больше, тревожность и страхи, связанные с городом, уходят. Количество раздражающих факторов снижается, что мы можем наблюдать в последние годы в Москве по результату проведения множества программ благоустройства. Самые масштабные из них — «Мой город» и «Мой район». Освещенность в центре в ночное время существенно улучшилась, исчезли ларьки, ограничивавшие раньше обзор у всех станций метро. Для комфортного восприятия города это очень важно.

Про заборы и развитие территорий

Еще одно прекрасное явление в наши дни — по программе Комплексного развития территорий (КРТ) убирают столичные заборы. Но пока в Москве еще много огороженных мест. Что там происходит, не содержится ли за ними что-то угрожающее, человеку тревожному непонятно.

В этом контексте приятно видеть, как преображаются территории, когда их начинают застраивать по КРТ — там появляются жилые корпуса, офисные и производственные пространства, рабочие корпуса, торговые центры, социальная инфраструктура. Никаких заборов, все это проницаемо, освещено, там можно ходить, гулять. Прогресс налицо — новые полноценные части города сращиваются с уже существующей застройкой, с соседними жилыми кварталами.

Достаточно посмотреть на территорию в районе Очаково, которая сейчас активно застраивается. Когда проезжаешь на Центральных диаметрах, видно, насколько быстро преобразуется территория. Раньше неуютно было мимо проезжать — не то что находиться рядом. А теперь бывшие промзоны преображаются, — заборы убирают, а на месте пустырей и снесенных корпусов появляются красивые дома. Москва последовательно, шаг за шагом, становится все более гармоничным для восприятия городом.