Город

Горожане массово слышат голоса невидимых птиц

Кто кричит на Белорусском вокзале? Читайте расследование МОСЛЕНТЫ

© Павел Смертин / ТАСС

На Белорусском вокзале часто слышны беспокойные крики птиц. Кто-то говорит, что это чайки, кто-то уверен, что хищники. Есть те, кто слышит пронзительные вопли ворон. Многие сотрудники МОСЛЕНТЫ тоже слышали голоса, поэтому мы решили проверить уровень восприятия и адекватность в первую очередь тех, кто пишет для вас всякие заметки на этом сайте.

На Белорусском вокзале часто слышны беспокойные крики птиц. Кто-то говорит, что это чайки, кто-то уверен, что хищники. Есть те, кто слышит пронзительные вопли ворон. Многие сотрудники МОСЛЕНТЫ тоже слышали голоса, поэтому мы решили проверить уровень восприятия и адекватность в первую очередь тех, кто пишет для вас всякие заметки на этом сайте.

Пятница, 7 октября 2016 года

Наше расследование началось с опроса друзей и родных. Не будем перечислять, сколько версий мы услышали и сколько раз на наших сотрудников посмотрели криво за такие расспросы. В итоге московские старожилы раскололись, что крики птиц — это аудиозапись, система отпугивания пернатых от всяких стратегических объектов. Отлично, это хоть что-то.

С уже более внятными вопросами мы позвонили в метрополитен, откуда нас перенаправили в пресс-центр для написания официального запроса. Так и быть. Запрос выслан. Официальный, на бланке и по факсу, на тему «Отпугивание птиц на вокзалах и в метро». В ответ последовало глухое молчание.

В тот же день мы попытали счастья, позвонив на Биофак МГУ: попробовали узнать, если ли там специалисты по изучению системы отпугивания птиц, а может и те, кто в этой сфере работает. На биологическом факультете пояснили, что сейчас завал с организацией Фестиваля науки, но на следующей неделе всё нам узнают и наберут.

Мы не успокоились, решили позвонить в одну из частных организаций по отпугиванию пернатых, которая также занимается травлей тараканов и прочей непрошенной живности. Называть компанию не будем. Там тоже пообещали всё разузнать и перезвонить.

© Алексей Куденко / РИА Новости

Посылали мы запрос и в пресс-центр московских парков. Там наш вопрос о системе отпугивания птиц вызвал живой интерес. Представители пресс-службы пояснили, что сами такую систему не используют, и стали расспрашивать про наш материал - а что, а где, когда. Странно.

Так как чаще всего аудиозапись с криками слышат на Белорусском вокзале, позвонили и им. Перенаправили в пресс-центр РЖД. Пресс-центр РЖД любезно предоставил номер человека в секретариате, который смог бы нам помочь. Звонок оставили на понедельник, так как рабочий день в секретариате подходил к концу.

Понедельник, 10 октября 2016 года

Утром нам звонили с биологического факультета МГУ и с удивлением рассказали, что нужных нам специалистов-орнитологов не имеется (хоть это и очень странно, по признанию самих сотрудников факультета.) Решили, что позже наберём ещё раз для получения подробной информации о том, есть ли хотя бы те, кто приблизительно знает, как работает система отпугивания пернатых…

Перешли к звонку в РЖД, конкретно на тот номер, который нам предоставили на прошлой неделе. Там молодой человек любезно пояснил, что такая система «категорически не используется» на вокзалах. Хотя он и не специалист в этом вопросе и ещё постарается для нас всё подробно узнать и перезвонить. Когда мы ему заявили, что лично слышали птичьи вопли на Белорусском вокзале, он не на шутку озадачился и ещё раз пообещал набрать.

Однако наш собеседник в грязь лицом ударять не пожелал и перевёл стрелки на аэропорты. Мол, в Шереметьево такая система отпугивания точно используется. А ещё, торжествующе продолжил молодой человек из РЖД, это настоящее издевательство над животными.

ВАЖНО: Оказывается, чтобы создать эти записи, птице специально причиняют боль и записывают её страдания как аудиоматериал.

© Максим Змеев / Reuters

Такие серьёзные обвинения требуют основательной проверки.

Ещё одну гипотезу нам подкинули открытые ресурсы вроде «Википедии». Там говорится примерно следующее: «Современное биоакустическое устройство представляет собой передвижной комплекс, генерирующий тревожный сигнал ПО АЛГОРИТМАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ. В основе её работы лежит воспроизведение тревожных криков птиц. Сигнал тревоги отпугивает птиц в радиусе до полукилометра и предотвращает скопление птиц на летном поле аэродрома».

Так что же является правдой: алгоритм или реальная запись мучений пернатых? Остаётся загадкой.

С тревожным сердцем мы попытались снова получить информацию от метрополитена. Позвонили. Сказали ожидать до вечера. Возможно, запрос ещё обрабатывается. Но вечером мы так и не дождались звонка.

Частные отпугиватели тоже ушли в подполье.

Вторник, 11 октября 2016 года.

Из метрополитена нас ещё раз перенаправили в канцелярию. К вечеру мы только получили подтверждение об обработке нашего запроса. Пришлось отправить его повторно в электронном виде.

Усиленно названивали нужному контакту в РЖД – тишина. Будем надеяться, что человек просто занят.

© Rajesh Kumar Singh / AP Photo

Всё это начинает выглядеть крайне подозрительно. Почему за три рабочих дня не удаётся собрать информации по системе отпугивания птиц на вокзалах? Статьи на эту тему есть, но только за прошлый год и ранее. К примеру, у «Российской Газеты» в 2015 году вышел материал, в котором поясняется, что за звуки слышат москвичи, но источник информации не указан.

Есть много сообщений о том, что аэропорты используют специально обученных хищных птиц. Шереметьево и вовсе не скрывает применения биоакустических устройств. Но что же насчёт вокзалов, в частности Белорусского? Может, просто создатели «фонограммы» не спешат заявлять свои права, или вовсе скрываются от «Гринписа»?

Учитывая, что голоса слышат независимо друг от друга и в разное время порядка десяти человек, в том числе гарантированно вменяемые, годные к строевой службе, ответственно заявляем: голоса есть. Вопрос в том, кому они принадлежат. И МОСЛЕНТА обязательно докопается до истины.