Нарядное платье Победы
В День Победы можно будет увидеть не только технику военных лет, но и модные женские наряды той эпохи. C 12:00 до 19:00 около фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ можно будет погрузиться в послевоенную атмосферу. В зоне «Парикмахерская» предложат сделать прическу «как на школьной фотографии бабушки», в «Фотоателье» — примерить наряд «как у Грейс Келли», а в «Спортивном уголке» — вспомнить советскую гимнастику, которую каждое утро передавали по радио. Гвоздем программы станет дефиле, организованное театром исторического костюма «Ретрообраз».
Читайте также
Попытками создать «что-то под старину» сегодня никого не удивишь, однако особенность коллекции «Ретрообраза» в другом: реплик на дефиле не надевают. Все наряды действительно родом из бабушкиного сундука. МОСЛЕНТА пообщалась с куратором проекта — историком моды Асей Аладжаловой.
— Коллекция винтажных платьев была создана в 2009 году, тогда же состоялось наше первое дефиле, — рассказала она. — В коллекции более сотни предметов. Эти платья приезжают со всего света, у многих из них очень интересная история. Есть платье начала 1930-х годов — из шелка, украшенное бисером. Оно принадлежало сотруднице автоэкспорта. Представьте: разруха, страна только что после революции и гражданской войны — и тут шелк с бисером! Другое платье родом из «Дома на набережной»: изумрудного цвета шелк с инкрустацией. Это платье прабабки моей одноклассницы, с ним она уезжала в эвакуацию, потом с ним же вернулась. Кстати, истории у платьев бывают двух видов: рассказанные потомками владельцев или зашитые внутри. По швам, по следам переделки, по деталям из другой ткани или даже по крою и виду можно понять историю платья, в которой так или иначе отражена история страны.
Большинство платьев вовсе не кажутся музейными экспонатами или «бабкиным старьем». Сегодня на улице такие наряды, пожалуй, выглядели бы вполне органично.
— Дело в том, что лет сорок назад объявили: «Мода — это то, что носишь ты сам», то есть нет больших никаких рамок, никакого обязательного силуэта. Есть вариативность, — объяснила Ася. — Сегодня мы можем встретить на улице женщин в любых платьях, и все массовые марки в рамках одной коллекции обязательно предлагают разные силуэты. Поэтому винтажные наряды не кажутся диковинкой. Другое дело, что если присмотреться — замечаешь, например, совсем непривычную нам сегодня фактуру ткани.
Уже много лет особой популярностью среди современных модниц пользуются платья, сшитые по образцу 1950-х годов. Придуманный Кристианом Диором в 1947 году New Look (пышные многослойные юбки с подъюбниками, выделенная талия и узкий лиф), нарочитое воплощение женственности, актуален и сегодня. Однако и здесь не без исторических анекдотов. Принимая за основу диоровский силуэт, каждая женщина выбирала доступную ей ткань, отделку и фурнитуру. Поэтому советские модницы-стиляги оказывались заведомо в невыгодном положении по сравнению с заграничными. И когда в 1957 году в Союз на Фестиваль молодежи и студентов приехали иностранки, выяснилось, что «вызывающие» платья, из-за которых нашим девушкам грозило исключение из институтов, выговоры на работе и проблемы в парткоме, за границей сочли бы скромными, едва ли не домашними.
Куда мрачнее история нарядов 1930-х годов (их отличает женственный, но мягко струящийся, а не вычурный силуэт): нередко вечерние шелковые платья с яркими кушаками и вышивкой заканчивали свои дни в тюремных камерах, поскольку на Лубянку могли забрать прямо с вечеринки.
Фасоны двух эпох отличались не так уж сильно — и сегодня «платьями стиляг» называют практически любой женственный силуэт, подчеркивающий талию. Кстати, исторический парадокс: платья эпохи 1950-х, рассчитанные на чувственных женщин с фигурой Мэрлин Монро, популярны сегодня, когда в моде худенькие девочки с узкими бедрами, куда больше соответствующие тенденциям 1920-х годов. Но этому, как объяснила Ася, есть довольно простое объяснение.
— Сейчас наша история переживает период стагнации, и мы возвращаемся к традиционным женственным силуэтам, популярным в 1930-е и 1950-е годы. Это возвращение к классическим формам, своего рода консерватизм, — считает она. — А вот мода 1920-х или 1960-х годов была революционной для своего времени: заниженная талия, прямой крой или мини-юбки (взрыв, сопоставимый с покорением космоса). Назвать 2010-е годы авангардными никак не получается, поэтому даже при наличии в магазинах вполне авангардных моделей в целом есть ощущение моды на New Look как на классику.
Интерес публики к историческому костюму во многом был спровоцирован нашумевшими фильмами — «Стиляги», «Великий Гэтсби» и «Оттепель» привели к тому, что популярность завоевали стилизованные вечеринки. Однако, по словам Аси, большинство людей не готовы отличить моду того или иного десятилетия, да и не всем это нужно. «Винтаж» остается популярным, но мало кто может ответить на главный вопрос: сколько лет должно пройти, чтобы бабушкин наряд действительно стал интересен историку костюма?
— Принято считать, что 30 лет. Но это условная цифра, — объясняет Ася. — Мне кажется, должно смениться поколение, которое помнит эти вещи в детстве как обыденные. К примеру, я не могу включить в коллекцию платья своей мамы, которые та носила в начале перестройки, но моя дочь наверняка их оценит, вне зависимости от фактического возраста вещей.
Впрочем, во время приготовлений к дефиле ретро-нарядов приходится учитывать не только сохранность платьев и их историческую ценность, но и акселерацию и смену «моды» на женскую фигуру. По словам Аси, для первой половины ХХ века рост выше 160 см (равно как и силуэты сегодняшних профессиональных манекенщиц) показались бы из ряда вон выходящими, поэтому винтажную коллекцию «Ретрообраза» демонстрируют «дюймовочки» — невысокие, с маленьким размером ноги, но обязательно с женственными формами.
Читайте также
Ближайшие мероприятия «Ретрообраза»
16 мая (13.30) дефиле в Коломне, в коммуне Венички Ерофеева.
16 мая (21.30) дефиле в Москве, во дворе музея прикладного искусства на Делегатской, 3
31 мая — дефиле в Музее Москвы, на ярмарке «Блошиный рынок»