«И тут мы поняли, что больше не хотим так жить». Почему создаются и как работают российские группы анонимных алкоголиков
Про тех, кто приходит чаще
У алкоголизма как болезни нет возраста, расы и профессии. Ему совершенно не важно, кто ты в социальном пространстве, какой занимаешь уровень.
К нам приходят люди из разных социальных слоев — мужчины, женщины, молодые и не очень. В том числе и те, кто, как говорят, опустился до самого дна, кто ходит у магазинов с протянутой рукой. Они желают обрести трезвость, делают для этого все и, что радует, возвращаются в социум, становятся полноценными его членами. Находят работу, создают семьи, рожают детей.
При этом на сегодняшний день к нам приходят и люди, у которых все это уже есть. Но они понимают, что из-за тяги к алкоголю могут потерять и любимых людей, и имущество.
Тут главное, в какой момент человек задает себе вопрос: «Стало ли мое употребление алкоголя чрезмерным? Наносит ли это ущерб мне и окружающим?» Если у него такие вопросы возникают, или он хотя бы думает: «Не так ли много я пью, и куда это приведет?», — наши двери всегда открыты.
Самое важное, чтобы зародыш этого вопроса образовался внутри человека, потому что пока он сам считает, что все отлично, вряд ли кто-то сможет ему помочь.
Про алкоголизм
Надо понимать, что есть не алкоголики, которые могут выпить, иногда — чрезмерно, но если в их жизни что-то случается, они в состоянии остановиться. Сами, без чьей-либо помощи. Если врач скажет: «Употребление для вас смертельно опасно», — такой человек сможет остановиться. Алкоголик, к сожалению, нет.
Если ему приходит мысль выпить, он ничего не может с ней поделать. Каждый раз верит, что выпьет чуть-чуть, и идет на поводу у этой мысли. Но как только выпивает, не может остановиться.
Это не слабая воля, это заболевание. Он просто не может остановиться, в этом плане он бессилен.
Про открытые собрания
У нас есть открытые собрания, на которые может прийти любой желающий. Представиться можно как угодно. Неважно, где ты работаешь, живешь, сколько получаешь.
По себе знаю, как тяжело сделать первый шаг и прийти в наши комнаты. Это всегда связано с долей стеснения, смущения и внутреннего напряжения. Каждый в группе это понимает, так что, если это трудно, можно вообще не говорить.
Можно прийти и сказать: «Я просто хочу послушать», — посидеть и для себя, внутри, ответить на накопившиеся вопросы. Это возможность спросить себя и понять, такой ли я, как эти ребята?
В России у нас более 1000 групп, а в Москве — более 230. Из них около 30 — это онлайн группы на разных платформах. Можно, не выходя из дома, поучаствовать в онлайн-собрании, зайти как гость, зарегистрировавшись под любым именем. Надо сказать, что вы в первый раз, и темой будет первый шаг — люди расскажут, почему они пришли в группу и что для них стало отправной точкой, когда они поняли, что их употребление уже чрезмерно.
Про отправную точку
Для каждого отправная точка на пути к трезвости своя. Кому-то помогли и спасли жизнь родители, жена. Кто-то пришел, так как не хочет, чтобы дети видели его пьяным.
Сам пришел или отправили — не так важно. Главное, чтобы на собрании человек смог ответить на свой внутренний вопрос. Мы ведь не ставим никому диагноз. Человек должен сам себе сказать: «Похоже, у меня есть проблемы. Возможно, я такой же, как они, и сюда стоит походить».
Как правило, на собраниях это получается. Человек начинает понимать: то, что он считал нормой, давно уже не норма. После этого люди приходят к нам вновь и обретают трезвость.
Человек понимает: «Я такой же. У меня такие же проблемы». И начинает видеть свою жизнь под другим углом.
Бывает, этот новый взгляд открывается не сразу. Важно, что побывав у нас, люди знают, куда вернуться, когда в них созреет желание прийти. А без желания самого человека ничего, к сожалению, не получится.
Про причины и поводы выпить
Кому-то нужно снять стресс, кому-то залить горе. Момент сугубо личный. У каждого — своя причина.
От людей, которые к нам приходят, я чаще всего слышу фразу: «Никогда не думал оказаться в содружестве анонимных алкоголиков». Ни у кого из нас не было такого стремления. Но у меня и у других так сложились обстоятельства и жизнь, что по отношению к алкоголю я немного другой человек. Это мое заболевание.
В обществе бытует мнение, что такой человек — слабак. Соберись, и у тебя все получится, ты сможешь! Просто нужно поднапрячься, отпиться супом, чаем, и все у тебя получится! А если не получается, то ты — слабак.
На самом деле это не так. Алкоголизм — такое же заболевание, как и многие другие. В данном случае в какой-то момент жизни человек теряет возможность контролировать употребление алкоголя.
Когда мне приходит мысль выпить, я всего лишь хочу расслабиться, не более того. Но получается так, что выпив одну, не могу остановиться и пью вторую, третью, четвертую, пятую... Я не могу остановиться — в этом и есть наше заболевание.
Так что если говорить в целом, почему люди пьют, повода, как такового, не нужно. Если ты алкоголик, как я, и как многие из нас, причина и обстоятельства имеют мало значения, день или ночь — не важно. Этим мы отличаемся от людей умеренно пьющих и не алкоголиков.
Про собрания «Анонимных алкоголиков»
Перспективы зависят от желания человека, от того, что он готов делать. Если он действительно понял, что в его жизни что-то идет не так, то у него, как правило, все получается. Для этого есть рядом мы. В Москве каждый день проходит более ста собраний в разное время, в разных районах. На нашем сайте можно найти ближайшую группу.
Вначале мы представляемся. Повторю, что назваться можно любым именем. Ведущий — такой же алкоголик, только с большим опытом трезвости, поэтому ему доверено проводить собрания.
Обычно мы зачитываем главу из нашей литературы и высказываемся по теме. Например, обсуждаем так книгу «Жить трезвыми», которую мы рекомендуем прочитать новичку. Там много практических советов о том, что делать, чтобы остаться трезвым в той или иной ситуации.
Если у кого-то есть вопрос, на который человек сам не находит ответ, мы в группе можем поделиться своим опытом. Рассказать, как прожили те или иные пики в трезвости: как было тяжело, что произошло, что я сделал и каков итог.
Например, был в магазине, захотелось выпить и стало страшно. Я позвонил другому человеку из содружества, он меня поддержал, и мы вместе «по телефону» вышли из магазина. В этот день я остался трезвым, не купил бутылку. И понял, что если захожу в магазин, лучше в такие моменты быть с кем-то на связи. Такими ситуациями мы делимся и они помогают получить вновь пришедшим понимание, как остаться трезвым в пиковый момент.
Длится собрание обычно час, есть группы по 45 минут и полтора часа. После мы, как правило, не разбегаемся, остаемся попить чай, пообщаться, особенно с новичками.
Про общение и поддержку
Мы обмениваемся телефонами и за пределами собрания продолжаем жить своей жизнью, но одновременно находимся в связке. Всегда готовы протянуть руку помощи человеку, если ему плохо — приехать, посидеть, пойти с ним погулять. Поговорить час-два по телефону, если нужна поддержка.
Когда человек приходит к нам, он испытывает стыд, боль, смущение и ужас от состояния, в котором находится его жизнь. Такой момент проще пережить с теми, кто через подобное уже прошел.
Протянутая рука, добрые слова, поддержка от всей группы очень важны в такой момент. Приходя на второе, третье собрание, человек начинает чувствовать себя своим. Он оттаивает, ему действительно хочется влиться в коллектив и начать что-то делать. И мы даем возможность остаться после собрания, помочь убрать помещение. И при этом общаемся, спрашиваем: «Как ты? Что с тобой? Нужна ли тебе помощь»?
Да, мы не обеспечиваем жильем, не даем денег, не устраиваем на работу или в социальные центры. У нас нет такой ответственности и направленности. Но здесь можно рассчитывать на дружбу и помощь, мы можем поддержать морально и психологически. Из-за такого включения часто человек возвращается к нам вновь. И все, чего он добивается, он делает сам, мы только помогаем и поддерживаем.
У нас есть книга «Анонимные алкоголики», в которой изложена программа 12 шагов. Пришедший начинает читать ее с наставником (так у нас называется человек с большим опытом трезвой жизни), который может поделиться своим опытом, почитать с тобой книгу и объяснить некоторые моменты, если ты не понимаешь, о чем там идет речь.
Про майские праздники
Я бы не делала акцент на новогодних и майских праздниках, как особенных соблазнах запить. Если люди — хронические алкоголики, у них нет праздников, нет повода. Я просто пью, и все — таково мое заболевание.
Читайте также
В содружестве все анонимно, и статистику мы не ведем, в отличие от медицинских учреждений. Это там можно поинтересоваться, в какой месяц происходит меньший наплыв пациентов, в какой больший. Такой вопрос скорее — к врачам-наркологам. С ними мы, кстати, хорошо взаимодействуем — ходим по больницам и рассказываем, что есть еще один способ обрести трезвость, что, возможно, если вы такой же хронический алкоголик, как и мы, вам этот способ поможет.
Про рекомендации
Если человек начинает задумываться о том, что в его жизни что-то происходит не так, например, почему-то в конце семейного застолья или корпоратива все за столом более-менее нормальные, а он не очень, и страшно вспоминать про целую кучу постыдных поступков за последние полгода, — добро пожаловать в наши комнаты.
Возможно вы — такой же, как и мы, и у вас есть шанс остановиться раньше. Сказать себе: «Не хочу больше так жить и так пить». А не провести еще пять, десять, двадцать лет, мучительно употребляя, а потом все потеряв, понять, что можно было раньше прийти в наши комнаты и что-то в своей жизни сохранить.
Программа, изложенная в нашей книге, основана на общечеловеческих ценностях, благодаря которым личность алкоголика коренным образом меняется и он начинает жить по-новому.
Читайте также
По себе я знаю, что когда я сама пыталась оставаться трезвой, у меня, как правило, не получалось. А в содружестве я нахожу силу, которая мне помогает.
Когда человек обретает трезвость, его жизнь в целом меняется. Он узнает себя, и дальше нет никаких преград вообще. Выбирай, с кем ты хочешь быть по этой жизни, чем хочешь заниматься. Как правило, люди находят себя в новых профессиях, в семье, рожают детей — перспективы хорошие. Но не надо думать, что все сделается само собой. Труд человека — внутри человека.