Среда обитания2 мин.

Машина, которая никого не пощадила. Почему паровоз, получивший имя Ленина, в народе прозвали «черной вдовой»

© Фото: Валентин Соболев / Фотохроника ТАСС

Ровно 101 год назад, 21 января 1924 года не стало вождя русской революции — Владимира Ленина, а история пошла совсем по иному пути. В Москве память об Ильиче хранят не только многочисленные памятники, но и другие, иногда неожиданные артефакты. Так, в музее Московской железной дороги стоит паровоз Ленина. Согласно легенде, все, кто работал с этой машиной, пока она не оказалась в музейном зале, заканчивали плохо — попадали под репрессии. О том, как легендарный паровоз связан с Лениным, и почему о нем ходят мрачные легенды, «Мосленте» рассказал историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров. Ниже — его монолог.

Про перевод из Ташкента

Паровоз Ленина У-127 — отдельная легенда. У машины в депо была репутация «черной вдовы»: она пережила многих своих машинистов и других людей, так или иначе с ней связанных.

В Москву ее перевели из Ташкента, никто не понял, почему. Казалось бы, зачем так далеко гнать машину? Похоже, от нее просто хотели избавиться. Паровоз поступил в депо «Москва» Рязанско-Уральской железной дороги, и начались неприятности.

Это был 1918 год, когда народ выкашивал грипп «испанка», шла эпидемия. В будку У-127, несколько дней стоявшего на запасном пути, набились какие-то бродяги, друг друга перезаражали и там же померли. Дальше он попал в программу ремонта, на субботнике его починили — на этой модели текут трубы в котле, что можно оперативно исправить. После ремонта он стал коммунистическим паровозом, и с ним начали постоянно происходить неприятности — поломки и происшествия.

Паровоз У-127 провел траурный поезд с телом Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала. Москва, 23 января 1924 года

© Фото: Фотохроника ТАСС

Про почетного машиниста Ленина

Железнодорожники решили, что клин клином вышибают, и почетным машинистом на этот паровоз назначили Владимира Ильича Ленина. Ленину отправили об этом телеграмму.

Приключения паровоза на этом не закончились. Он продолжал ломаться, но с момента, когда на него пришел новый машинист Матвей Вучин, машина работала.

Прошло восемь месяцев, и Ленин умер. Когда надо было перевезти тело Владимира Ильича, ни у кого не было сомнений, какой паровоз брать.

Вучин отвез Ленина на Павелецкий вокзал, который тогда назывался Саратовским. Машинист и после продолжил работать на У-127.

Филиал Центрального музея В. И. Ленина. Павильон-музей «Траурный поезд В.И. Ленина», расположенный около Павелецкого вокзала в Москве. Траурный поезд (паровоз У-127 и багажный вагон № 1691), который в 1924 году доставил тело Ленина в Москву. 1982 год

© Фото: Вячеслав Рунов / РИА Новости

Про месть паровоза

В 1938 году закончился срок эксплуатации паровоза. Вот тут все и вспомнили, что это ленинская машина, и хорошо бы его сохранить как символ всенародной скорби.

Его готовили к постановке на постамент, и тут случилось страшное — Вучин увидел, что на котле еще с царского времени сохранилась табличка с двуглавым орлом. Он взял зубило и этого орла сбил.

Прошло совсем немного времени, и Вучин попал под репрессии. Больше про него ничего неизвестно. Получается, паровоз-таки отомстил.

Один из наркомов путей сообщения Ян Рудзутак занимался восстановлением этой машины и тоже попал под репрессии. Говорили, что паровоз расправился со всеми, кто с ним работал.

После он стоял на Павелецком вокзале, в годы Великой Отечественной войны уезжал в эвакуацию, вернулся и выставлялся сначала в одном, а теперь в другом павильоне вокзала, где сейчас находится музей Московской железной дороги.

С тех пор как У-127 стал музейным экспонатом, новых жертв не было. У меня друзья работают в музее Московской железной дороги, если бы с ним продолжали происходить всякие истории, я бы знал.