Среда обитания5 мин.

«Постричься "под фрица" не желаете?» В столичных барбершопах снова появилась модельная стрижка «под нацистскую молодежь»

Немецкие подростки из гитлерюгенда наблюдают в Гайд-парке за тем, как проходит обычный воскресный день. Во время дружественного визита в Лондон. 1937 год

© Фото: Hulton-Deutsch / Hulton-Deutsch Collection / Corbis / Getty Images

Что-то всегда остается неизменным, например стремление маркетологов поймать хайп. На такой волне в столичных барбершопах уже лет десять как появилась модельная стрижка «гитлерюгенд», от названия которой становится не по себе. «Мослента» обзвонила барбершопы, выяснила что почем, а потом вместе с маркетологом Алексеем Смолиным и историком Юрием Кнутовым разобралась, стоит ли называть так стрижку и к чему это может привести.

Про стрижку «гитлерюгенд»

Судя по сайтам, стрижку «гитлерюгенд» предлагают сделать как минимум два барбершопа в Москве: «Я» и «Боцман», а также салон красоты «Фея» в Воронеже.

Обзвон этих заведений дает максимально разнообразные результаты. В «Боцмане» говорят, что у них такая стрижка называется «андеркат» и предлагают записаться на завтра к Анжеле за 3000 рублей. В барбершопе «Я» называют цену 1800 рублей и предлагают постричься у Назара уже сегодня. В воронежской «Фее» отвечают, что таких стрижек у них нет и информация на сайте устарела. А вообще постричься мужчине стоит у них 1200, «приходите и объясните мастеру, чего хотите».

Принтскрин страницы барбершопа «Я»

Про скандал 2017 года

Впервые скандал вокруг такого названия стрижки в Москве разгорелся в 2017 году. Тогда сеть детских парикмахерских «Воображуля» официально принесла извинения через свою пресс-службу, сообщив, что данное наименование они признали неуместным, из перечня стрижек его убрали, а все старые каталоги с таким названием прически из оборота изъяли.

Тогда об этом написали все, кому не лень — от РИА-новостей до Москвы-24. Шум начался после того, как москвичка Ольга Макарова в торговом центре МЕГА привела сына в сетевую парикмахерскую. Где, мягко говоря, очень сильно удивилась, открыв фирменный каталог стрижек детской сети. И сразу же выложила в соцсетях фотографию страницы мужских причесок со строкой «модельная стрижка "Гитлерюгенд"».

Про маркетологов

Если почитать публикации про историю этой стрижки, которую у нас еще называют «под фрица» или «под немца», становится ясно, что саму прическу придумали еще в XIX веке. Однако в памяти поколений она осталась благодаря названию запрещенной в России молодежной нацистской организации, где так забривали всех парней. Виски и затылок практически под ноль, сверху длинные волосы, сантиметров десять, зачесанные назад. Иногда при этом пробривался машинкой пробор.

После Великой Отечественной войны о прическе забыли, пока мода на нее не пошла новой волной в 2010-х, когда стричься так стали модные футболисты типа Бекхэма и голливудские звезды вроде Брэда Питта

В англоязычных публикациях такую прическу чаще называют Preppy, реже в два слова — Hitler youth, что является прямым переводом названия «гитлеровская молодежь». А у нас название «гитлерюгенд» еще осталось в народной памяти, и особо рьяные маркетологи посчитали возможным поставить в перечень услуг барбершопов и салонов красоты оригинальное название юношеского отделения нацистской партии. В сети детских парикмахерских «Воображуля» до появления первой разгневанной мамы, похоже, никто даже ни разу не задумался, что в стране, говорящей о том, что она победила фашизм, работать с таким названием в каталоге — это так себе вариант.

«Такие вещи рассчитаны в большей степени на поколение зумеров, — объясняет маркетолог Алексей Смолин. — Ведь у более юных людей, у которых меньше начитанности, меньше культурного багажа, связанного с Великой Отечественной войной, такого негатива нет. Понятно, что это провокационное название. К нему можно приложить пару красивых фоточек стриженных мальчишек — и все. Покупатель твой».

Насколько подобный хайп допустим, каждый решает для себя сам. Но если обращаться к классике продаж, то всякий ход, завязанный на негативные исторические события, обозначает минус для бренда. Где логика?

«От себя могу сказать, что как бы там ни обстояло дело с общепринятым названием стрижки, такие вещи свидетельствуют скорее о креативной импотенции людей, которые занимаются развитием бренда, — продолжает Алексей Смолин. — Ведь можно использовать другие названия, не имеющие ассоциаций. Бизнес — это бизнес, выручка — это выучка, но нужно аккуратно подходить к вещам, затрагивающим морально-этические нормы».

По словам Алексея, сообщества маркетологов в России не существует, так что единых правил в этом поле нет. Все зависит от степени свободы маркетолога и увлеченности владельцев бренда.

«Негативных кейсов было немало, — продолжает эксперт. — Например, сразу на ум приходит давняя история про рекламную компанию Reebok с предложением пересесть на мужское лицо. Иногда происходит отрыв маркетологов от реальности. Вообще, с хайпом нужно быть поосторожнее. Это сложная и тонкая тема, обращаться к которой нужно очень аккуратно. Например, бренд Vizit это умеет, Burger King — тоже. Но если нет уверенности и опыта, то лучше не пытаться балансировать на грани»...

Про взгляд историка

Автор этого материала про гитлерюгенд узнал в начальной школе. И когда приехал в гости к дедушке-фронтовику, спросил, видел ли он этих гитлерюгендовцев. Дедушка-артиллерист сказал: «Конечно, под Берлином. Их приковывали в окопах с фаустпатронами. Цепь ему отстрелишь, пинка дашь — беги к маме, вояка».

Региональный представитель Эрих Жан (Erich Jahn) приветствует юных членов берлинского слета гитлерюгенд Onkel Toms Huette.

© Фото: Scherl / Globallookpress.com

Военный историк Юрий Кнутов подтверждает: «Да, и японцы, и немцы на последнем этапе войны часто использовали смертников. От этих фаустпатронов у нас спереди на Т-34 крепили сетки от кроватей. Как сейчас от дронов сверху защита — по такому же принципу. А стригли гитлерюгенд так же, как немецких солдат и офицеров во Вторую мировую».

Юрий обращает внимание, что уже не первый год в поле его зрения периодически появляются странные молодые люди. С прической, которую носили во времена Гитлера.

«Если это делается сознательно, это, по сути, пропаганда фашистских, нацистских атрибутов, — считает историк. — Такое, по-моему, недопустимо. И, я считаю, должно наказываться: хотя бы административно.

К сожалению, никаких активных действий со стороны общества на этот счет не предпринимается. И, я считаю, зря — Общественная палата, а может, и Государственная дума должны поднять этот вопрос. Он достаточно серьезный.

Понимаете, это как если мы начнем вышивать не индийскую, а гитлеровскую, правостороннюю свастику на рубашках и станем их носить в общественных местах. Будем зиговать, и говорить: «Нет, мы не за Гитлера. Нам просто нравится так выражать свою солидарность друг другу»

По словам историка, мелочей не бывает. И стричься под гитлерюгенд значит оскорблять память дедов.

«Фашисты убили у нас 14 миллионов мирных граждан, — говорит Кнутов. — И 12 миллионов погибли на фронтах. После такого в нашей стране «гитлерюгенд» или «под фрица» — это не просто безобидная прическа. Так стриглись те, кто истребил эти 26 миллионов».