Город

Станет ли торт символом Москвы

В столице больше всего любят сгущенку и орехи

© Alexander Tihonovs / Фотобанк Лори

Гастрономический туризм — популярное современное развлечение, а кондитерские изделия гурманы никогда без внимания не оставляют. Так, Вена давно известна шоколадным тортом «Захер», Будапешт — многослойными «Эстерхази» и «Добошем». На территории бывшего СССР мало кто не пробовал торты-топонимы — «Киевский» и «Ленинградский». Сейчас представители столичного департамента торговли и услуг объявили голосование, которое определит новый торт-символ — московский. Выбирать будут сами горожане, а пока что МОСЛЕНТА расспросила кондитеров о том, каким мог бы быть торт «Москва».

Гастрономический туризм — популярное современное развлечение, а кондитерские изделия гурманы никогда без внимания не оставляют. Так, Вена давно известна шоколадным тортом «Захер», Будапешт — многослойными «Эстерхази» и «Добошем». На территории бывшего СССР мало кто не пробовал торты-топонимы — «Киевский» и «Ленинградский». Сейчас столичные власти объявили голосование, которое определит новый торт-символ — московский. Выбирать будут сами горожане, а пока что МОСЛЕНТА расспросила кондитеров о том, каким может стать торт «Москва».

Москвичам предлагают выбрать из пяти вариантов — это легкие бисквитные торты «Миндальный с малиной» и «Фисташковый с вишней», более плотные «Ореховый со сгущенкой» и «Шоколадный с клубникой», а также совсем уже непривычный для россиян «Экзотический коктейль» с муссом из тропических фруктов. Городские власти не планируют связывать с названием российской столицы какое-либо из уже существующих кондитерских изделий — например, торт «Птичье молоко» давно любим москвичами сам по себе.

По данным на 18 сентября, в голосовании приняли участие более 70 тысяч москвичей. Пока что лидирует «Ореховый со сгущенкой» — за него проголосовали 35 процентов респондентов. Рецепт этого торта предполагает бисквитные коржи и крем на основе вареной сгущенки с молотым фундуком.

Настоящий торт «Захер» можно попробовать только в одноименной кофейне в Вене

© Аркадий Захаров / Фотобанк Лори

Владимир Гуральник, кондитер ресторана «Прага». Автор торта «Птичье молоко»

Из тех пяти вариантов, которые предложили москвичам для голосования, мне больше всего нравится «Шоколадный с клубникой». В его идее нет ничего революционного, мне кажется, он будет похож на венский «Захер». Только с клубникой вместо абрикоса.

Сочетание темного шоколада и кисловатого джема из клубники очень пикантно, оно должно пользоваться успехом. К тому же такой рецепт достаточно удобен для промышленного производства. Грубо говоря, его сложно будет испортить. А выработать ГОСТ — наоборот, легко. Хотя классический рецепт «Праги» предполагает много нюансов — белки и желтки для коржей взбиваются отдельно, потом добавляется масло — даже если этот алгоритм нарушить, вкус торта не изменится фатально. А вот с нежными тортами из крема и суфле все гораздо сложнее.

Москвичи не очень капризны насчет сладостей, и мне приятно, что все любят «Птичье молоко». Но во многом от этого торта осталось только название. Отчасти виноваты сами производители, отчасти — качество продуктов, прежде всего масла.

Светлана Никель, кондитер, золотой призер Международного Кремлевского Кубка

Чем сложнее авторский рецепт, тем сложнее будет его воспроизвести в промышленном производстве. Прежде всего это зависит от качества продуктов — если делать по совести, то торт не может быть дешевым. ГОСТ предполагает два критерия — не очень дорогие ингредиенты и достаточный срок хранения. Также на производстве неудобно готовить торты, которые предполагают несколько прослоек разного вкуса — слишком сложно, нужно много заготовок.

Сама я сейчас работаю на заказ, с каждым клиентом обсуждаю рецепт лично — кому-то нравится коньячная пропитка, кому-то ромовая, кому-то нужно с фундуком, с грецким орехом, с миндалем, у кого-то аллергия на мед… Нюансов множество. Когда-то у нас в стране было всего несколько тортов — «Прага», «Птичье молоко», «Полет». Но сейчас люди почти забыли об этом. Выбирает каждый свое, что вкуснее.

Когда-то я сама любила торт «Сказка». Но сейчас качество продуктов такое, что почти все давно отказались от масляного крема. Жирное не нужно никому. И готовится он не из настоящего сливочного масла, а из растительных жиров. Сейчас успехом пользуются муссы, крем из сливочного сыра. Хочу сказать, что хит этого года — торт-панчо. А вообще наши люди любят сладкое. Так что я бы выбирала шоколадный торт — не ошибешься. Особенно если будет организована хорошая реклама.

Торт «Птичье молоко» был придуман в 1982 году в Москве

© Яна Королёва / Фотобанк Лори

Дмитрий Абрикосов, потомственный кондитер

Если честно, мне не нравится почти ничего из тех вариантов, которые вынесены на голосование. Во-первых, они достаточно однообразны. Во-вторых, в этих вариантах нет ничего исконно московского.

На мой взгляд, у москвичей самое любимое — безе и песочное тесто, орехи. Торт «Полет» запросто мог бы претендовать на звание «самого московского». Кстати, не надо путать его с «Киевским» — тот очень жирный и сладкий за счет крема и жженого сахара, а «Полет», наоборот, сухой и воздушный. Москвичи традиционно его покупают. Среди тех тортов, которые попали в голосование, есть вариант «Воздушный с фундуком» — он, как мне кажется, ближе всего к истине. И, кстати, торт-безе легко готовить в промышленных масштабах и легко хранить.

Еще москвичи любят слоеные торты, «Наполеон». И, конечно, «Птичье молоко» вне конкуренции, очень московский вкус. Но не нужно путать его с теми суфле, которые сейчас в избытке появляются в магазинах. Это все сиюминутные рецепты, которые никто не запоминает толком.

Торт «Полет» отличается от «Киевского» сухостью и легкостью

© Яна Королёва / Фотобанк Лори

Алексей Митрофанов, москововед, историк столичного быта

Тема обсуждения — палка о двух концах. С одной стороны, торт как класс вполне соответствует настроению московского чаепития. Его можно есть неспешно, оставлять на завтра, делиться с сотрапезниками... Он не проходит незаметно, как пряники или конфеты. Но, с другой стороны, именно тортовая традиция как таковая в Москве, наверное, не прижилась. В дореволюционную пору, и это можно понять даже по живописи, было принято пить чай с фруктами. Хотя сегодня это кажется странным. А в советские годы хватали то, что удавалось достать в магазине, там уж не до символов. Хотя именно тогда появились торты «Птичье молоко», «Прага» или «Киевский».

Если говорить о рецепте, то предложенные на голосование варианты мне не нравятся. В них нет ничего московского. Допустим, «Экзотический коктейль» с манго, ананасами и другими тропическими фруктами — при чем вообще здесь Москва? Да и остальные, приготовленные на основе мусса, вряд ли подойдут. Это не наша традиция. Мне кажется, настоящая «Москва» должна быть на творожной основе, с сезонными фруктами. И, может быть, с прослойками халвы или марципана — наш город интернациональный, это надо подчеркнуть.

Максим Сырников, историк русской национальной кухни

Вся эта идея напоминает суету на пустом месте. Честно сказать, я даже попавшие в голосование рецепты не стал изучать — неинтересно.

Если уж на то пошло, разумнее было бы не изобретать новый торт, а вспомнить традиционную московскую выпечку и восстановить забытые рецепты. Есть замечательный московский калач, московские сайки, которые продавали в Филипповской булочной. Их даже замораживать можно было, вкус не портится. Была известная когда-то коврижка «Московская мостовая». Да и традиционные московские торты, в общем-то, уже придумали в советские годы — это «Птичье молоко» или «Прага». Культура московского чаепития имеет очень солидную историю, если постараться, из нее можно многое извлечь.