Экономный пластик
Moscow CityPass — третья попытка сделать туристическую карту в российской столице за последние три года. Другие успехом не увенчались и даже повлекли за собой разбирательства компетентных органов.
Сканеры в Третьяковской галерее
Чтобы держатели карты могли проходить в музеи без очередей, в Москве будет создаваться инфраструктура. «С нашими картами туристы уже заходят в Храм Василия Блаженного с чёрного хода. С конца этого года можно будет приложить карту и пройти без очереди в Третьяковскую галерею», — отметил руководитель CityPass Russia Александр Митяев.
Считывающие устройства установят на входе в музей. И владельцы карт смогут попадать на постоянные и временные экспозиции, минуя кассы.
«Мы все вышли из времени очередей и возвращаться в них не хочется», — прокомментировал новость руководитель департамента национальной политики, международных связей и туризма Москвы Владимир Черников. Видимо, очередей к поясу Богородицы, картинам Серова, Ван Гога, Рафаэля и Айвазовского он не заметил.
Гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сказала, что с радостью присоединилась к проекту, так как для Третьяковки это возможность стать более известной среди иностранцев. «Всего лишь 10 процентов наших посетителей — это иностранные туристы, — призналась Трегулова. — Мы стали работать в системе Moscow CityPass с начала 2016 года, и количество тех людей, которые воспользовались этой услугой от квартала к кварталу растёт. Хотя это не так много, как хотелось бы нам и организаторам».
Пока в списке партнёров карты 40 музеев. Среди них усадьбы «Измайлово» и «Люблино», Театр-музей «Булгаковский Дом» и Музей холодной войны «Бункер-42», но нет Пушкинского музея (организаторы над этим работают). Стоит карта от 2.200 рублей на сутки (плюс 2.700 рублей за посещение музеев Кремля) до 5.200 за пять (плюс 5700 за Кремль). Держателям карты обещают экономию до 70% на путешествие по Москве.
Владимир Черников рассчитывает, что количество музеев в программе будет расти. «Восемь тысяч объектов культурного наследия, из которых три тысячи объектов федерального значения — вот что такое сейчас Москва», — подчеркнул чиновник.
Карта для иностранцев
Во время презентации карты в Третьяковке звучало много предложений сделать московскую скидочную карту для самих москвичей. Но в CityPass Russia в первую очередь ориентируются на иностранных туристов. Поэтому пластик можно купить пока только на сайте, в гостиницах, участвующих в скидочной программе, более 300 зарубежных турагентствах, Визовом центре РФ и в информационном центре ЦУМа.
С Центральным Универмагом организаторы сейчас договариваются особо и в ближайшем будущем обещают 10-процентные скидки в бутиках. По мнению Митяева, это необходимо для привлечения китайских туристов. «Китайские туристы в бюджете Москвы оставили в прошлом году не менее миллиарда долларов», — уточнил глава столичного департамента национальной политики, международных связей и туризма. По его данным, количество китайцев, приезжающих посмотреть Москву, неизменно растёт последние четыре года, и в этом году может превысить 250 тысяч человек.
Попытка номер три
Карточка под названием Moscow CityPass — третий подобный проект в Москве с 2014 года. Хотя авторы в успехе уверены — с мая по август им удалось продать 10 тысяч московских и питерских (запущенных одновременно со столичными) карточек. «90% покупателей из стран Западной Европы. Это англичане, немцы французы от 35 до 40 лет», — отметил Александр Митяев.
Человек с такими же именем и фамилией в прошлом году рассказывал об аналогичном проекте Moscow Pass (и Piter Pass), представляясь также руководителем проекта. Правда, Александр Митяев из CityPass Russia категорически отрицает связь с той компанией. Тем более, что, по данным СМИ, она обанкротилась с недостачей в миллион рублей. В интервью МОСЛЕНТЕ Митяев уточнил, что не имел отношения к тому проекту официально, только консультировал его и отказался от этого, когда к Moscow Pass упал интерес.
Любопытно, что Moscow CityPass предлагает экскурсии в тех же самых туристических бюро — пешеходном, автобусном и речном — с которыми сотрудничала почившая Moscow Pass. И список музеев-партнёров у них по большей части пересекается, хотя у Moscow CityPass он в два раза больше — 40 позиций.
В 2014 году был ещё проект PrimePass Moscow, который перестал существовать к концу 2015 года. Как говорится на официальном сайте, сервис делался совместно со столичными департаментом транспорта. Поэтому кроме посещений нескольких музеев, зоопарка и планетария, должен был работать в качестве проездного. Такого у Moscow Pass не было, а у Moscow CityPass может появиться только в следующем году. По крайней мере, на это надеется Александр Митяев. «Переговоры ведутся. И мы планируем сделать это с начала 2017 года» — сказал он агентству «Москва». На пресс-завтраке руководитель проекта добавил, что уже со следующей недели по карте можно будет пользоваться Аэроэкспрессом.
А вот в Петербурге, куда CityPass Russia зашла почти одновременно с Москвой, своя туристическая карта существует с 2010 года. И если St. Petersburg CityPass за 3 тысячи рублей на два дня, позволяет посетить 21 музей (исключая Эрмитаж) и пять экскурсий. То St. Petersburg Card, заработавшая шесть лет назад, даёт возможность бесплатно сходить более чем в 60 музеев, в том числе Эрмитаж и Русский музей, и взять несколько экскурсий по каналам и дорогам. Кроме того, карта работает как электронный проездной и даёт скидки в сувенирных лавках и ресторанах-партнёрах. Хотя два дня с ней обойдутся чуть дороже — в 3.200 рублей.
Тем не менее, президент Российского Союза Туриндустрии Сергей Шпилько скептически отзывается обо всех других гостевых картах, кроме системы CityPass Russia. По его словам, «за последние годы много подобных проектов запускалось», но у них всех «была тяжёлая судьба, и никому не удавалось даже близко подойти к цифре в 10 тысяч проданных карт». А эта карта востребована даже китайским групповыми туристами.
Карты гостей существуют более чем в 40 популярных у туристов городах Европы. Стоят они около €20 за сутки и включают примерно одинаковый набор скидок или вовсе бесплатных услуг. Среди них посещение музеев и ресторанов, поездки на общественном транспорте и покупки в магазинах. Бывают и необычные опции. Например, в Будапеште держатель карты бесплатно получает трансфер из/до аэропорта и может сходить в термальные купальни. А в Афинах, где по карточке даются скидки от 20% до 50% в музеях, концертных залах, магазинах, клубах, автопрокатах и других, важных для туриста местах, её дарят в аэропорту всем желающим.