Город

«Мужчина и мусульманин никогда так не поступит»

Как московские правоверные отреагировали на парижские теракты

© Максим Шеметов / ТАСС

После любого теракта именно мусульмане наравне с мигрантами становятся первыми жертвами стихийной ксенофобии. «Лица, которые ведут себя странно и выглядят подозрительно» почему-то всегда носят платок или имеют смуглый цвет кожи. МОСЛЕНТА выяснила, как московская мусульманская община отреагировала на теракты в Париже.

После любого теракта именно мусульмане наравне с мигрантами становятся первыми жертвами стихийной ксенофобии. «Лица, которые ведут себя странно и выглядят подозрительно» почему-то всегда носят платок или имеют смуглый цвет кожи. МОСЛЕНТА выяснила, как московская мусульманская община отреагировала на теракты в Париже.

Сейчас во всем мире мусульмане публикуют в социальных сетях свои фотографии с хэштэгом #‎notinmyname‬ («Не от моего имени» — прим. МОСЛЕНТА). Они приносят свои соболезнования жертвам и протестуют против того, что террористы выступают от имени их религии.

В московских мечетях идут поминальные молитвы. «Звучат призывы к миру и к пониманию того, что именем ислама, именем благословенной религии единобожия, которая во все времена призывала к миру и братству, пользуются люди, не имеющие права использовать знамена ислама», — рассказала МОСЛЕНТЕ пресс-секретарь Московского муфтията Гульнур Газиева.

В Москве роста исламофобских настроений можно ждать разве что от людей совсем уж не думающих

Гульнур Газиева
пресс-секретарь Московского муфтията

По словам Газиевой, муфтий передал свои соболезнования народу Франции, пострадавшим и родственникам погибших.

«Мы ужаснулись парижским терактам. Наше отношение к ситуации неизменно: мы осуждаем любые радикальные проявления. Мы считаем, что мировое сообщество должно противостоять этому, весь мир должен быть бдительным, но в то же время важно понимать, что развязывание крупномасштабной войны приведет к огромным потерям», — сказала Газиева.

Она сомневается, что печальные известия из Франции приведут к серьезному росту ксенофобии в России. «В Москве роста исламофобских настроений можно ждать разве что от людей совсем уж не думающих. Максималистски настроенная молодежь и просто люди крайних взглядов могут не принимать людей другой веры. Но я думаю, что в храмах всех религий прозвучат нужные слова», — сказала представитель муфтията.

К сожалению, у несведущих людей любое проявление религиозности зачастую ассоциируется с терроризмом

Рашид Акказиев
член президиума Духовного управления мусульман Москвы

По ее словам, общая борьба мировых держав с «Исламским государством» (организация запрещена в России) рано или поздно приведет к перелому ситуации: «Не может быть, чтобы зло победило».

«Естественно, все осуждают теракт», — сказал МОСЛЕНТЕ член президиума Духовного управления мусульман Москвы Рашид Акказиев. По его словам, настороженность по отношению к мусульманам появляется всякий раз, когда случается нечто подобное.

«К сожалению, у несведущих людей любое проявление религиозности зачастую ассоциируется с терроризмом. Это связано с тем, что СМИ много говорят именно об «исламском» экстремизме. Но особого напряжения пока вроде бы нет. Теракты произошли только вчера, так что пока трудно оценить обстановку объективно», — сказал Акказиев.

Муфтий Альбир Крганов отметил, что мусульмане всего мира одними из первых выразили французам свои соболезнования.

Люди, у которых нет элементарных знаний, очень уязвимы, и, к сожалению, вступают в ряды террористов. Это огромная проблема для мусульманского мира

Альбир Крганов
муфтий

«В первую очередь, нас беспокоит убийство людей, но также то, что это делается именем веры. Нас беспокоит, что есть люди, возможно, даже мусульмане, которые сегодня вовлечены в ряды так называемого «исламского», а на самом деле бандитского государства. Эта организация никакого отношения к исламу не имеет, потому что они нарушают все возможные правила этой религии», — сказал МОСЛЕНТЕ муфтий.

Мусульмане выражают соболезнования жертвам и протестуют против того, что террористы действуют от имени их религии

© Juan Medina / Reuters

Тем не менее, факт остается фактом. Часть исламской молодежи попадает под влияние радикальных проповедников и вербовщиков террористических организаций.

«Люди, у которых нет элементарных знаний, очень уязвимы, и, к сожалению, вступают в ряды террористов. Это огромная проблема для мусульманского мира», — отметил Крганов.

По его словам, весь мусульманский мир с энтузиазмом воспринял речь Владимира Путина на 70-й генассамблее ООН, в которой президент «обратился к религиозным деятелям мусульманского мира с тем, чтобы они возвысили свой голос и донесли до людей основы истинного ислама, чтобы их не вовлекали в это иблисское государство».

Крганов уверен, что все народы и религии России переплетены, и разорвать эту связь не может даже политическая конъюнктура. «Роста исламофобии в стране нет и не ожидается», — сказал МОСЛЕНТЕ муфтий.

Не вижу смысла выступать, каяться, разбивать себе лбы

Гейдар Джемаль
председатель Исламского комитета России

Вместе с тем влияние информационного фона исключать тоже нельзя. «Ум человека — сосуд. Все дело в том, кто первый вольет в него свою информацию. Если там будет знание о том, что мы граждане одного государства, что мы живем вместе, сражаемся против общего врага, у человека будет нормальное мироощущение, но если в его голову вкладывают знание о том, что кругом враги, которые откуда-то приехали, что все они сплошь террористы-смертники, то мировоззрение у человека будет совсем другим», — отметил Крганов.

Муфтий убежден, что терроризм вообще не имеет отношения к религии: «Раньше были крестовые походы, и экономические вопросы решали именем веры — именем Христа убивали людей. Теперь придумали новый формат, и убивают именем ислама».

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль в свойственной себе манере выдвинул конспирологическую версию парижских терактов. «Я не считаю, что мусульмане должны выступать с заявлениями, потому что мы пока не знаем, кто провел эту операцию. Данные о том, что ИГИЛ (организация запрещена в России) взял это на себя, не подтверждаются. Американцы этого не подтверждают, они говорят, что это почерк “Аль-Каиды”», — сообщил МОСЛЕНТЕ одиозный исламский интеллектуал.

Есть кучка напуганных мусульман, которые думают, что за ними опять придут по новой — как после 11 сентября. Общество вообще примитивно реагирует на импульсы. Сразу же цветы несут к посольству и так далее

Гейдар Джемаль
председатель Исламского комитета России

«Не вижу смысла выступать, каяться, разбивать себе лбы, особенно учитывая, что Франция является террористической страной, которая уже уничтожила тысячи мирных жителей в Ливии, в Сирии и так далее. Это колониальная страна, которая совершила акты агрессии, пока еще не осужденные мировым сообществом. Я считаю, что мусульмане каяться не должны. Более того, это унизительно, с какой стати?» — сказал МОСЛЕНТЕ Джемаль.

Он заметил, что Франция «всегда была известна своей исламофобией, выделявшейся даже на фоне Британской империи», а также напомнил о зверствах французской армии в Магрибе.

Мужчина и мусульманин никогда так не поступит

Хайдер Мусин
конструктор самолетов, прихожанин Московской соборной мечети

«Есть кучка напуганных мусульман, которые думают, что за ними опять придут по новой — как после 11 сентября. Общество вообще примитивно реагирует на импульсы. Сразу же цветы несут к посольству и так далее», — сказал председатель Исламского комитета России.

Он еще раз отметил, что согласия в вопросе об организаторах теракта нет и внутри антитеррористической коалиции: «Если такой разнобой, чего же лоб разбивать и быть святее папы Римского. Надо занять выжидательную позицию и смотреть, что будет дальше».

Между тем, обычные прихожане московских мечетей крайне подавлены известиями из французской столицы. «Мы исповедуем традиционный ислам, ходим в мечеть, а этот путь (путь радикального ислама — прим. МОСЛЕНТА) осуждали и всегда будем осуждать. Мужчина и мусульманин никогда так не поступит», — сообщил бывший сотрудник КБ «Туполев» Хайдер Мусин.

«В моей ленте «Фейсбука» все соболезнуют, — рассказал МОСЛЕНТЕ москвич по имени Айрат. — В очередной раз ислам пытаются показать с неприглядной стороны, и это очень расстраивает».

Он надеется, что очередная серия терактов в Париже не приведет к росту антиисламских настроений в России. «Терактов в Москве не было давно, и напряжение в обществе спадало. Да и название «Исламское государство» уже перестает ассоциироваться с исламом. Все учителя уже не раз говорили, что в исламском государстве нет ничего исламского. Московские имамы в один голос говорят, что терроризму в исламе нет места», — сказал МОСЛЕНТЕ Айрат.