Начальник балета
Как засунуть жирафа в холодильник? Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник (говорят, что это тест для оценки умственных способностей).
Как назначить Махарбека Вазиева директором Большого балета? Позвать Махарбека Вазиева, назначить директором Большого балета.
Читайте также
И пусть весь балетный люд стоит в изумлении — нет, а правда, как дирекции Большого театра удалось это сделать?
Небалетный люд, понятное дело, спрашивает: «а кто это такой?»
В данный момент — руководитель балета миланского театра Ла Скала, уже семь лет. Аккуратные разборки с воинственными итальянскими профсоюзами, методичная работа над повышением качества труппы. Регулярные премьеры хай-класса. Балет в Ла Скала всегда был падчерицей, любимая дочь Опера забирала почти все деньги и всю любовь публики, а что финансируется по остаточному принципу — то, как правило, и работает не бог весть как. Но итальянская работа стала лишь результатом другой работы, имя было сделано раньше — Махарбек Вазиев до Ла Скала тринадцать лет руководил балетом Мариинского театра.
Те тринадцать лет балетоманы именуют ныне «золотым веком» Мариинского балета
Сначала он, конечно, в этом театре танцевал. Еще раньше — учился в Вагановском училище. Школа выточила из мальчишки добросовестного мариинского премьера, из тех, что всегда чуть уходят в сторону, уступая внимание зрителей даме. Премьер — да, звезда — нет; труженик, надежный кавалер без претензий. Когда в 1995 году в Мариинке грянул скандал с главным балетмейстером Олегом Виноградовым (его задержали по обвинению в получении взятки), вышло так, что управлять труппой поручили двум артистам, приближавшимся к балетной пенсии. Предполагалось, что суперзвезда Фарух Рузиматов будет отвечать за творческую часть работы, а Махарбек Вазиев — за административную. Но Рузиматов и не думал расставаться со сценой и с многочисленными гастролями (он периодически танцует до сих пор, в свои 50 с лишним). В результате вся власть осталась Вазиеву. Директор балета, над которым нет худрука, только бог, он же Валерий Гергиев.
Те тринадцать лет балетоманы именуют ныне «золотым веком» Мариинского балета. Так совпало: и школа выпустила подряд несколько юных звезд, и Вазиев разглядел их таланты, дал дорогу. Это не значит, что Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева никогда не ссорились с начальником — ссорились, да еще как. Но карьеры строились, театр блистал. Одно из важнейших его качеств — чутье на дарования: оно ему не изменяло практически никогда. Вырастающие дарования могли потом хлопнуть дверью — как Светлана Захарова, уход которой из Мариинского театра в Большой был, по слухам, одной из причин усугубления конфликта Вазиева и Гергиева и в результате — отставки Вазиева и его переезда в Милан. Но вот что важно: после того самого переезда Вазиева беглая балерина, ныне звезда Большого театра, стала получать приглашения в Ла Скала. То есть речи не было о том, что он «затаил». Для этого начальника качество работы важнее всего — он мог найти общий язык с кем угодно, если человек был полезен для театра, и не требовал, чтобы его окружали только ангелы во плоти.
Читайте также
Еще за эти тринадцать лет кардинально изменился репертуар Мариинского балета. Первые реконструкции балетов XIX века были сделаны именно здесь (проекты Сергея Вихарева — Павла Гершензона); в Петербурге затанцевали Баланчина, Форсайта, Ландера, Ноймайера, Макмиллана. Театр открылся миру, и петербуржцы могли перебирать балетные драгоценности со всего мира в собственной узорчатой коробке на Театральной площади.
В Большой театр Махарбек Вазиев приходит на пять лет (таков контракт), и первым днем его работы станет 18 марта, поскольку 17 марта истекает контракт Сергея Филина. На брифинге, предъявляя нового руководителя балета журналистам, генеральный директор Большого Владимир Урин подчеркнул, как важен не «импульсивный», а «спланированный репертуар», то есть Вазиев, получая должность директора балета, по факту становится его худруком. На вопрос МОСЛЕНТЫ, приведет ли новый начальник с собой новую команду, Вазиев ответил, что в Большом театре можно найти всех необходимых для работы людей. В Милане он доработает официально до конца сезона, но к работе в Москве приступит уже в марте.
Читайте также
И все-таки — как это дирекции удалось?
Вот работает человек в Ла Скала, все у него получается, и ни одной балерине, если она сочтет себя обиженной, не придет в голову жаловаться в парламент Итальянской Республики или прямо в правительство. В Большом же ни один начальник не проводит свой срок в тиши и покое, здесь даже некоторые девушки из миманса, расчувствовавшись, в силах устроить такое землетрясение, что лошади Аполлона на крыше перепугаются и понесут.
Он, мятежный, ищет бури? Ох, посмотрим, что найдет. Пожелаем удачи.