Образование

«Один процент стобалльников — это норма»

В словесности отличников в десять раз больше, чем в математике

© Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Глава столичного департамента образования Исаак Калина рассказал о том, чего ждать москвичам в новом учебном году. Современные школьники готовы учиться не только тем предметам, которые потребуются для сдачи ЕГЭ, но и дополнительным — редким языкам или астрономии. Это не идет в ущерб основному образованию: уже известны первые результаты экзаменов. Отличников столице хватит.

Глава столичного департамента образования Исаак Калина рассказал о том, чего ждать москвичам в новом учебном году. Современные школьники готовы учиться не только тем наукам, которые потребуются для сдачи ЕГЭ, но и редким языкам или астрономии. Это не идет в ущерб основному образованию: уже известны первые результаты экзаменов. Отличников столице хватит.

Несмотря на то что Москва готовится праздновать выпускные вечера 19 июня, окончательные результаты Единого госэкзамена станут известны только в конце месяца. Как объяснил глава департамента образования Исаак Калина, у выпускников впереди возможность апелляции, а также сдача экзамена в резервный день. Однако он назвал предварительные цифры, которые позволяют сделать вывод, что количество успешно прошедших аттестацию школьников по сравнению с прошлым годом увеличилось.

Традиционно математика вызывает больше трудностей, чем русский язык. Так, в этом году преодолеть минимальный порог ЕГЭ по математике не удалось 868 выпускникам, а с родным языком не справились 54 человека. Однако Калина подчеркнул, что у этих ребят остается шанс исправить свой результат и пересдать обязательный экзамен в резервный день.

Почти в двадцать раз отличается количество выпускников, набравших максимальное количество баллов по обязательным предметам. 100 баллов по русскому языку в этом году получил 601 выпускник, по математике — 31. Не так много выпускников справились «на все сто» и с экзаменами по выбору: 41 человек набрал максимальный балл по литературе, 57 — по химии, 17 — по обществознанию. Остальные результаты пока уточняются.

— Это абсолютно нормальная ситуация, когда один процент от общего числа сдававших получает высший балл, — пояснил Калина. — Стандартная статистика.

###«Учатся не ради ЕГЭ»

Ожидается, что в 2015 году в списке Всероссийских олимпиад для школьников окажутся состязания по итальянскому, испанскому и китайскому языкам. На первом этапе принять участие в олимпиаде сможет любой школьник, вне зависимости от того, преподается этот предмет в его школе или нет.

Ученики перед досрочной сдачей единого государственного экзамена по английскому языку в одной из школ города

© Сергей Фадеичев / ТАСС

Несколько лет назад отмечалось снижение интереса школьников к тем предметам, которые не входят в число образовательных стандартов для сдачи ЕГЭ, — напомним, что КИМы (контрольные измерительные материалы) разработаны для английского, французского, немецкого и испанского языков. Однако сегодня директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко заверил МОСЛЕНТУ в том, что тенденции меняются: школьники готовы учиться не только тому, что спросят на экзамене.

— Сейчас популярность набирают необычные языки и другие предметы, не входящие в программу ЕГЭ. Например, экономика, экология, астрономия, даже ОБЖ. К последнему некоторые выпускники относятся скептически, но если его хорошо преподавать, устраивать соревнования, то это очень интересно! Напомню, что для Всероссийской олимпиады выбран 21 предмет, будет еще больше. А ЕГЭ проходит только по десяти предметам, — отметил специалист. — Сейчас ребята начинают понимать, что их возможности не должны и не могут быть ограничены теми рамками, которые диктует ЕГЭ. Об этом можно задуматься и сейчас. Лето —отличное время, чтобы выбрать что-то новое. Может быть, иначе посмотреть на те предметы, которые вам не нравятся. И в сентябре выбрать, в каких олимпиадах принять участие.

— Если серьезно — дети действительно учатся не только для ЕГЭ, — уверен Калина. — Предлагаю всем вспомнить, что когда-то и школы с углубленным изучением английского считались необычными. И сам язык мог быть профессией. А сейчас знание английского языка стало базовым навыком, необходимым при любой работе. Но вот знание японского, итальянского или хинди — тех языков, которые знает мало кто в стране, — может стать отличным преимуществом на рынке труда. Поэтому мы планируем усиливать преподавание языков, не слишком пока распространенных в школах Москвы. Это не для ЕГЭ, это детям на будущее.

###«Образовательный ресурс — это весь наш город»

— Школой знания не ограничиваются, — продолжает Исаак Калина. — Весь город, где мы живем, является прекрасной возможностью для разностороннего образования. Кроме того, сейчас мы реализуем многие дополнительные образовательные проекты. У нас уникальные возможности, поэтому должны быть и уникальные результаты, — я имею в виду количество победителей олимпиад и успешных выпускников.

С 1 сентября 2015 года стартует «Медицинский класс» при поддержке университета Сеченова, департамента здравоохранения и ряда московских клиник. Уже одобрены заявки 61 школы. Также в городе появятся инженерные классы (80 школ) — при поддержке технических вузов и высокотехнологичных предприятий.

Кроме того, Калина подчеркнул, что ученики 10-11 классов могут поступить в профильный класс, созданный на базе вуза, и обучаться там за счет городского бюджета. Со следующего года, согласно решению мэра Москвы Сергея Собянина, предуниверситетское образование будет доступно и ученикам 9 классов.

Однако технические и естественные науки — не единственное, что привлекает столичных школьников. В минувшем учебном году более 45 тысяч человек приняли участие в специальной олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», в ходе которой не только продемонстрировали знание истории московских достопримечательностей, но и посетили каждую из них.

— Образовательное пространство — это каждая улица нашего города, каждый дом. Люди, которые там жили и живут сейчас. Поэтому успехом пользовалось участие школьников в наполнении портала «Узнай Москву», созданного правительством города. Более 2500 работ учеников на темы «Личности» и «Территории» уже загружено на этот сайт, — объяснила Марианна Лебедева, директор Городского методического центра.

Проект — интерактивный, и теперь школьники вместе с родителями могут отправиться по маршрутам, которые составили их товарищи.