Учителю нет 25
Ежегодно 5 октября в России и в мире отмечают профессиональный праздник педагогов — День учителя. В преддверии этого замечательного события МОСЛЕНТА поговорила с самыми молодыми преподавателями Москвы, большинству из которых нет и 25 лет, и узнала, почему они выбрали эту непростую профессию, с какими проблемами им пришлось столкнуться в современной школе и что нового они привнесли в учебный процесс.
Учитель начальной школы: 22 года
Четыре года назад Александра сама сидела на школьной скамье, а теперь она уважаемый педагог. Просит к ней обращаться в образовательном учреждении исключительно по имени-отчеству. 22-летняя моквичка Александра Сергеевна Игнатьева, учитель начальных классов в школе № 1195, — преподаватель в третьем поколении.
Я — из династии московских педагогов. Мама и дедушка у меня преподаватели. Мама когда-то даже отговаривала от работы в школе. Ведь быть учителем — сейчас не самый лёгкий труд, но у меня интереса к другой профессии никогда и не было.
О сложностях с родителями
Молодому учителю сложно работать в первую очередь не с детьми, а с их родителями. В августе, когда было первое собрание родителей нашего класса, меня оценивали визуально. А ведь мамы и папы старше, и как минимум на несколько лет, и я на их фоне...
Те, кого сильно смутил мой возраст, ещё в мае попросили ребёнка определить к другому преподавателю, но таких – единицы. А вот сегодня во мне как в педагоге никто не сомневается. Да, в общем, мне с папами и мамами своих ребят очень повезло — многие знакомые такого о «своих» родителях понарассказывали!
Найти сегодня работу в московской школе не так просто. Мне повезло — пригласили. Вуз, в котором я окончила бакалавриат — Московский городской педагогический институт (МГПУ) — организовал встречу педагогов и студентов. Во время мероприятия мы должны были продемонстрировать все свои навыки и умение вести урок. Вот после этой встречи меня сразу и пригласили на работу.
В школе я тружусь чуть больше месяца. Пока сложно оценить весь процесс, но в целом я довольна.
Правила работы
Детей надо уважать.
Главное, на что нельзя жалеть время — это на дисциплину. Учащихся надо приучать к порядку. Ведь если этого не сделать вначале, потом будет в сотни раз сложнее. Ещё я часто говорю ребятам, чтобы не ябедничали друг на друга, и, если дело совсем мелочь — пусть сами разбираются, а не бегут к учителю. Но конфликтные ситуации всегда помогаю им разрешать. Самое страшное наказание в моём классе — одному сидеть за последней партой. Правда, пока наказывать особо не за что.
Другое правила — чаще работать с компьютером. Ещё на родительском собрании я предупредила, что дети будут самостоятельно работать с компьютером, так как в наш век без него никак. И стараюсь, чтобы ребята учились за ним как можно чаще, хотя времени часто не достаточно.
Большая проблема — электронный дневник. С технической точки зрения ничего не обременяет, но в целом электронный дневник — это отдельная история. У нас есть пара дней, чтобы внести туда оценки, комментарии к ней, сведения о посещаемости, план работы и так далее. Проблема в том, что данные из электронных дневников слетают: можно заполнять ночами и всё полетит в один момент. Кстати, родители не всегда смотрят эти дневники. Впрочем, как и бумажные.
Школа XXI века: о наболевшем
У нас есть несколько программ обучения для начальных школ: «Школа XXI века» и «Школа России». Некоторые родители бояться первой, и думают, что она слишком сложная. Но я преподаю именно по ней. И считаю, что она достаточно проста и интересна детям.
О зарплате
У меня выходит примерно 50 тысяч рублей, потому что мне доплачивают 24 тысячи как молодому специалисту. Причём, насколько я знаю, эта выплата автоматически не производится. Тут многое зависит от директора школы. У моих однокурсников, например, зарплаты в среднем по 30 тысяч.
За эти деньги я работаю три дня в неделю, в среднем с 07:30 до 15:00, и ещё беру три дополнительных часа — чтобы шёл педагогический стаж. Если в неделю 18 учебных часов не получается — стаж не идёт. Ну и ведь я продолжаю учиться в магистратуре.
Полагаю, что это достойная зарплата для начинающего учителя. Кроме того, я пока живу с родителями. А вот жить отдельно, растить детей и содержать семью на эти деньги — очевидно, что сложно. Уж таковы реалии современной жизни.
Любимые книги
Предпочитаю читать больше фантастику, например, Гарри Поттера.
Учитель информатики и классный руководитель: 25 лет
Полина Александровна Ребковец третий год работает в школе №633. Сейчас она – классный руководитель у девятого класса, в котором большинство учеников – юные спортсмены. Ещё Полина Александровна ежедневно преподает по 7-8 уроков информатики школьникам 5-11 классов.
— Сейчас в неделю я веду по 28 часов уроков, — рассказывает педагог.
Полина Александровна признается, что каждый день добирается до школы по полтора часа, и на работу приезжает к 8 утра, но искать школу ближе к дому даже не думает.
О комплиментах
Ребята понимают, что я молодая. Бывает, что делают комплименты. Младшие — трогательные и милые, а старшие — уже более сдержанные. Они очень аккуратны в этом. Могут сказать, например, что маникюр красивый. Я в ответ могу пошутить или сказать «спасибо». Но шутки шутками, а если не заполнен дневник, то получат замечание, что бы ни говорили.
О детях
Дети видят всё: как ты одет, есть ли у тебя мешки под глазами или нет. Так что профессия обязывает меня быть всегда в форме и грамотно говорить. Иногда дети подходят на перемене и спрашивают: «Полина Александровна, вы себя плохо чувствуете?». Понятно, что на уроке, какое бы ни было настроение – надо преподавать. И это уже вопрос профессиональной компетенции: могу взять себя в руки или нет.
Я друг, но…
Я классный руководитель у моих ребят уже третий год. Мы с ними с 6 класса вместе прошли самые сложные этапы: «надо, чтобы моё мнение услышали», или «все против меня» и так далее. С ними я поняла: надо, чтобы их действительно услышали.
Сначала дети долго проверяли, можно мне доверять или нет. Сейчас могут рассказать ученикам и как девочку на свидание пригласить. Да, я друг, но я не панибратствую. Я всегда буду на их стороне, но есть правила поведения и субординация.
Об отношениях с родителями
Есть определенные нормы, по которым мы работаем. Например, я должна вовремя доводить до родителей информацию. Отношения с ними всё же будут оставаться в рамках рабочих. Я могу взять трубку, когда мне звонит родитель в 22 вечера, но я понимаю, что это какая-то ситуация из ряда вон выходящая.
Вызов себе
Я окончила Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет информационных технологий. В педагогику у нас пошли единицы. Образование позволило моим одногруппникам устроиться на работу в сферу информационных технологий, так что друзья немного не поняли мой выбор. Все знают, что школа – это сложная обстановка.
Когда я сама училась в школе, мне больше удавались предметы гуманитарного цикла, но всегда нравилось математическое направление. Выбор информатики — это как вызов самой себе. Я болею работой, стараюсь делать больше, чем нужно по списку. Первые два года работы учителем после университета, пока у меня не появилась семья, я сидела на работе до 22-х, ведь была такая возможность.
Электронный дневник – это сервис
Работа любого электронного сервиса зависит от команды разработчиков. Бывало, что заполняешь, а наутро приходишь – шаром покати. Но как правило малый процент ошибки. В целом для меня это удобный сервис. Мы обязаны идти в ногу со времнем.
Любимые книги
Сент-Экзюпери «Маленький принц», Александр Куприн «Гранатовый браслет». Библия, потому что это книга мудрости. Грег Мортенсон «Три чашки чая».
Учитель физкультуры: 26 лет
Алексей Валерьевич Скрынник начал работать учителем физкультуры в Лицее №795, когда ему было 23. Сейчас, спустя три года, 26-летний педагог проводит занятия у ребят из всех классов – с 1-го по 11-ый, берёт на себя классное руководство у пятиклашек, а ещё ведет секцию по рукопашному бою и так называемому современному бодибилдингу (ОФП).
— Меня спрашивали, как я пошёл в школу, дети же сумасшедшие, — рассказывает Алексей. — Но я не жалею, даже расписание свое подстроил: встаю в 5 утра, ложиться спать стараюсь в 21:00.
Что должен делать физрук
Моя задача — в каждом школьнике возродить волю к физическому развитию. Нужно сделать так, чтобы появился интерес к физкультуре. Иногда мне и самому не хочется заниматься, но после хорошей разминки — это проходит. Воля сама может появиться, если ребенка тренировать. Например, у некоторых ребят на секции боя интерес возник только после первых занятий.
Зачем в школе физкультура
Надо подготовить детей к тому, чтобы они развивались самостоятельно, научить их быть здоровыми.
Школьный фитнес и пауэрлифтинг
В начале года я стал кандидатом в мастера спорта по жиму лёжа (одно из упражнений пауэрлифтинга – ред.), а ещё я сертифицированный тренер по бодибилдингу. Ребята это знают и приходят ко мне на занятия и консультации. Спрашивают, например, о спортивном питании, сейчас ведь это модно — следить за развитием мышц. Правда, говорю, что пока их и так мама хорошо кормит.
Правила работы
Дисциплина — правило номер один. Без неё нет роста. Как говорится, это отсечение всего лишнего. И главное — взаимопомощь. Даю, например, домашнее задание: научить одноклассника упражнению, если он не умеет. Мне наша учительница рассказывала: третьеклашки на переменах принялись отжиматься. Всё почему? Захотели научить друг друга.
Электронный дневник
Всех родителей призываем, чтобы осваивали электронный журнал. Сейчас уже многие его смотрят. На заполнение у меня уходит 2-3 минуты. Глобально пока никакие данные не слетали.
Увлечения не физкультурой
В свободное врем изучаю разные религии. В каждой есть что-то интересное. Ищу в них что-то общее. Другое увлечение — игра на варгане (язычковый музыкальный инструмент размером приблизительно с ладонь, резонатором в котором служат зубы человека — ред.). Он всегда с собой. Если ребятам интересно — показываю его, конечно. Дома гитара и балалайка.
Люди, которые вдохновляют
Мастер восточных единоборств – Брюс Ли и ветеран спецназа ГРУ – Сергей Бадюк.
Любимые книги
Все произведения Карлоса Кастанеды и «Монах, который продал свой Феррари» Робина Шарма.
Учитель пяти предметов: 24 года
Дарья Андреевна Кулямина стала учителем всего месяц назад. 24-летняя аспирантка Национального исследовательского ядерного университета МИФИ преподает в школе №587 математику, геометрию, черчение, информатику и робототехнику.
— В школе я буду преподавать то, что предложила сама. Мои инициативы по урокам программирования уже утвердили, — рассказывает Дарья Андреевна. — Дети должны выходить из школы с нужными азами знаний, ведь если они приходят в институт и ничего не знают, это тяжело.
Чему надо учить детей
Я пришла в школу и решила, что необходимо учить детей программированию, начиная с седьмого класса. Есть ФГОС — образовательный стандарт по каждому предмету, а есть моя инициатива — её я утвердила в школе. Теперь с седьмого у нас начнутся основы программирования, с восьмого будем изучать Pascal (язык программирования – ред.).
Другое новшество, которое появится благодаря мне в школе во втором полугодии, — черчение в AutoCAD (программа для проектирования — ред.). Моё поколение изучало его в университете, где-то на третьем курсе. Но детям сейчас это пригодится, потому что все инженерные вузы имеют практику работы с такой программой. По себе знаю, что это нужно. И если они её хотя бы увидят в школе, им потом будет легче.
Что такое «не дано»
Даже если ребёнку вообще не дана математика, он может её выучить на примерах. Необходимо дать ученику шаблон — план решения — на десятый раз он его запомнит. Да и что такое «не дано» относительно математики или геометрии? Не знает — значит, не выучил. Даже если ты гуманитарий — у меня всё придется делать. Математика развивает ум. Я тоже биологию не любила, но учила.
С другой стороны, в геометрии и информатике очень много творчества. Конечно, в седьмом классе творчество увидеть сложно, но теоремы ведь можно рассматривать с разных сторон.
Электронный дневник и нехватка времени
Часто нет времени на перемене, чтобы внести информацию о том, кто отсутствовал на занятии, оценки, тему урока, домашнюю работу. Приходится заполнять что-то после шестого урока. Программа прописана странно: данные долго грузятся. Сама система работы мне привычна.
О новом предмете – астрономии
Я положительно отношусь к заявлению нашего министра образования о том, что в школах нужно ввести урок астрономии. У нас строятся ракеты, люди планируют отправиться на Марс, а некоторые школьники не помнят порядок планет. Но сама бы я этот урок не преподавала — не моя специальность.
О зарплате
Чуть больше 40 тысяч в месяц — это за 18 учебных часов. Ещё будут доплачивать за то, что веду занятия в секции робототехники и за внеурочную работу. В целом будет выходить приблизительно 60 тысяч.
Любимые книги
Курс физики Ландау и Лифшица: удобно и понятно, там несколько томов.