Национальные школы в Москве
МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций, которые помогут с выбором учебного заведения. Представляем обзор московских школ, где можно пообщаться в интернациональной среде и выучить редкие языки.
Школы «с этно-культурным компонентом» почти всегда очень камерные, домашние, часто либо являются пансионами, либо школами «полного дня», то есть разнообразные кружки и дополнительные занятия там идут до 6 часов. Несмотря на углубленное изучение национального языка и культуры, как правило, в них ходят дети разных национальностей.
Совсем недавно такие школы отличались исключительным учительским составом и улучшенными условиями, поскольку финансировались не только за счет бюджета, но и активно поддерживались диаспорами. С новой системой «подушевого» финансирования маленьким школам приходится туго. Некоторые из них уже попали под слияние и потеряли свою уникальность. Так, знаменитая «Школа №19», где еще с 1961 года учили хинди, была объединена с соседним интернатом №56 — с изучением турецкого, в результате чего преподавание этих языков стало факультативным. А китайский интернат №11, несмотря на протесты родителей, присоединили к гимназии №1517.
Тем не менее на сегодняшний день в Москве есть школы, где изучают иврит, фарси, грузинский, литовский, татарский, армянский, корейский, арабский языки и культуру народов, говорящих на этих языках.
###Центр Образования №1311 «Тхия»
Округ: ЮЗАО
Профиль: иврит, еврейская культура
Поступление: собеседование
Сайт: couz1311.mskobr.ru
Слово «Тхия» переводится с иврита как «Возрождение». Одной из главных своих задач школа называет приобщение учеников и их родителей к еврейской культуре. Школа является составной частью жизни еврейской общины Москвы, участвует в торжествах и праздниках и осуществляет совместные проекты со многими еврейскими организациями России и Израиля.
Здесь соблюдаются правила Шаббата и Кашрута, но мальчики и девочки учатся вместе.
Учебным планом предусмотрено углубленное изучение иврита с 1-го по 11-й класс, еврейской истории и традиций, а также английского языка, математики, русского языка и информационных технологий.
Сегодня в школе, как впрочем и всегда, учатся дети разных национальностей. И никто, кроме детей, о национальности практически и не говорит. Больше всего этот вопрос волнует именно их. Безусловно, в школе изучаются традиции, иврит и, в средней школе, — история еврейского народа. Отмечаются праздники. Считать это религиозностью или нет? Отмечать праздник и не знать его историю — смешно. Недавно на Хануку во дворе зажигали Ханукию. Это религиозность или нет? Кто хотел — оставался, кто не хотел — уходил. Молиться и ходить в синагогу, понятно, никто никого не заставляет
###Школа №1086 (ныне школа №17)
Округ: ЮЗАО
Профиль: корейский язык и культура
Поступление: запись через портал госуслуг
Сайт: koredo.ru/shkola-1086-g.-moskva, sch17uz.mskobr.ru
Школа открыта с 1992 года и была в свое время включена в экспериментальную работу по проекту ЮНЕСКО «развитие национальной школы». Корейский язык изучается с первого класса, английский — со второго. Предусмотрена ежегодная двухнедельная стажировка в учебном заведении Южной Кореи. Над школой шефствует общественная организация «Общероссийское объединение корейцев» (ООК).
Кроме языка, в школе изучают историю и традиции Кореи, кухню и танцы, есть ансамбль корейских танцев «Мугунхва». Школа всегда славилась своей многонациональностью, например, на сайте указано, что в ней учатся дети 50 национальностей, в том числе корейцы. Ее называют «домашней» и «уютной», однако сегодня она входит в большой учебный комплекс, так что сложно сказать, насколько эту атмосферу удастся сохранить.
Благодаря профессионализму и трепетному отношению к учащимся мы не только изучаем язык, но и узнаем многое о Корее вчерашней, сегодняшней и завтрашней. Ведь кому-то интереснее язык потому, что он экзотичный, кому-то он просто необходим, ведь человек без родного языка, что человек без души. Изучая культуру другого народа, мы лучше понимаем его и учимся в этой школе быть толерантными. Давайте же будем более терпимы друг к другу...
###Школа №1247 имени Юргиса Балтрушайтиса
Округ: ЦАО
Профиль: литовский язык и культура
Поступление: запись через портал госуслуг
Сайт: schec1247.mskobr.ru
Школа начала работать в 1992 году в помещении посольства Литовской Республики в Москве, а в 2005 году переехала в новое здание и получила имя поэта-символиста Юргиса Балтрушайтиса.
Обучение проходит на русском языке. Литовский язык изучается по трем программам по выбору: как родной, как второй родной и как второй иностранный. Также здесь изучают литовскую литературу, историю и географию, народные танцы, фольклор, этнос и культуру, есть национальные модули для изучения на уроках труда, технологии, мировой художественной культуры.
Финансирование школы осуществляется за счет бюджета, а программы предметов этнокультурного компонента поддерживает Министерство образования и науки Литовской Республики. Школа сотрудничает с Литовским государственным университетом, летом каждый год организуются поездки в Литву в этнографические и археологические экспедиции.
Учиться трудно, особенно в гимназических классах. Литовский язык даже на уровне второго иностранного языка сложный. Многие воспринимают его, стремясь попасть в школу, как довесок, а потом из-за него приходится переводить ребенка в другие места. Но изучение литовского очень полезно для филологически ориентированных детей, т. к. он содержит массу интересных для филолога особенностей, для просто сильных детей уроки литовского тоже не проблема
###Школа №1186 имени Мусы Джалиля
Округ: ЮВАО
Профиль: татарский язык и культура
Поступление: запись через портал госуслуг
Сайт: schuve1186.mskobr.ru
Школа с этнокультурным татарским компонентом была открыта в 1997 году, с 2006 года носит имя знаменитого татарского поэта. Она работает в режиме полного дня. Кроме татарского языка, здесь изучают татарскую литературу, музыку, есть физкультура с элементами национальной «борьбы на поясах», факультативно также учат арабский. В школе издаются две школьные газеты «Красная ромашка» и «Чулпан», а также есть два музея: «Музей культуры и быта татарского народа» и музей боевой славы «Легенды разведки».
В школе действует образовательно-культурный центр Института Каюма Насыри, созданный при Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета для распространения татарского языка в России и за рубежом. Здесь учатся дети 20 национальностей.
Школа была очень хорошая. Теперь в классах по 28-32 ученика, часть из них плохо говорит по-русски, уровень знаний очень упал. Татар в школе процентов пять, не больше, отменили татарский язык как обязательный урок. В этом году очень многие ученики позволяют себе ходить в школу в хиджабах, даже на физкультуру . В общем, непонятно, куда мы дальше придем с такими знаниями
###Школа №2042 имени Лазаревых
Округ: ЮЗАО
Профиль: ориенталистика, углубленное изучение армянского, персидского и арабского
Поступление: запись через портал госуслуг
Сайт: schuuz2042.mskobr.ru, http://www.sch2042.ru/
Школа имеет давнюю историю, еще в 1815 году в Армянском переулке открылась «армянская господ Лазаревых гимназия», которая после была преобразована в Лазаревский институт восточных языков (ЛИВЯ).
Сегодня профильное направление ГБОУ СОШ №2042 — ориенталистика. Изучение восточных языков: арабского, армянского и персидского введено в школе в базовый учебный план, начиная с первого класса. Однако здесь считают, что эффективное изучение языка невозможно без создания среды, включающей в себя элементы этнической культуры. Именно с этой целью и создан при школе Культурно-просветительский центр ориенталистики. Через него обеспечивается связь с международными структурами и иностранными представительствами, такими как Миссия Лиги арабских государств в Москве, посольство Республики Армении и Исламской Республики Иран.
В качестве дополнительного образования в школе работают кружки: «Танцы народов мира», «Регионоведение на английском языке» и «Русский как неродной».
При школе также действует Центр культуры русско-армянской дружбы. Хотя школа позиционирует себя как «поликультурная», судя по отзывам родителей и учеников, все-таки армянская составляющая здесь превалирует.
В этой школе ко мне относятся отлично. Все учителя очень добрые, конечно, умные. Все ученики в школе внимательные и уважают пожилых. В школе очень чисто и аккуратно. У нас много и армян, и русских, и представителей других стран. Я не очень хорошо разговариваю на русском, потому что я армянка, но все понимают, что это не мой родной язык, и никто не смеется надо мной. И мне это, конечно, нравится
###Школа №1331
Округ: ЦАО
Профиль: грузинский язык и культура
Поступление: запись через портал госуслуг
Сайт: sch1331.mskobr.ru, school1331.ru
Грузинская школа — первое национальное (этнокультурное) образовательное учреждение в Москве. Была открыта в 1989 году — сначала как детский сад, который и по сей день работает на Сивцевом Вражке. Через год там же открылся экспериментальный класс для грузинских детей, «которые растут вдали от родины и могут забыть родную речь». Впрочем, и в саду, и в школе учатся дети совершенно разных национальностей, все предметы ведутся на русском языке. Есть отдельная программа «русский как иностранный», в школе действует экспериментальная площадка «Социально-культурная адаптация обучающихся из семей международных мигрантов».
Учебное заведение славится очень теплой, доброжелательной атмосферой. Здесь есть ансамбль «Кавкасиони», школа самообороны Grigo, а музыкальный руководитель школы — популярный грузинский и российский певец и композитор Дато Худжадзе.
Школа опекается Грузинским землячеством, Союзом грузин в России
Прекрасное техническое оснащение начальной школы, макбуки на каждого ученика, интерактивные доски в классах. Большое спасибо педагогическому коллективу школы за теплую и душевную атмосферу, а в особенности педагогам начальной школы
Наталья Афанасьева