Город

«Сидят, извините, на попе»

Почему москвичи не идут голосовать

© Александр Миридонов / Коммерсантъ

С самого утра в столице идут выборы муниципальных депутатов. МОСЛЕНТА поговорила с представителями двух сторон: теми, кто выбирает, и теми, кто за ними наблюдает. Итоги неутешительные. Пришедшие исполнить свой гражданский долг москвичи почти ничего не знают о своих кандидатах, если это не их дядя, а остальные «сидят, извините, на попе».

С самого утра в столице идут выборы муниципальных депутатов. Отправившись на избирательные участки, МОСЛЕНТА поговорила с представителями двух сторон: теми, кто выбирает, и теми, кто за ними наблюдает. Итоги неутешительные. Пришедшие исполнить свой гражданский долг москвичи почти ничего не знают о своих кандидатах, если это не их дядя, а остальные «сидят, извините, на попе».

Избиратели: от «это мой дядя» до «ну их всех к черту»

Участок 499

Вера Строковая, 73 года, пенсионерка

— Чего творится-то! Пришли тут ко мне счетчик менять, сказали, что новый в подарок поставят. А потом полторы тысячи запросили. Безобразие! А кому жаловаться, не знаю. Поэтому сейчас буду выбирать тех, к кому, если что, смогу обратиться за помощью.

Сергей Кулешов, 60 лет, монтажник

— Извините, я очень тороплюсь! Надо срочно на работу. Там кот в трубе застрял и орет. Чего жду от этих выборов? Особо ничего, потому что никого из списка не знаю. Но вдруг они люди хорошие?

© Владимир Астапкович / РИА Новости

Борис Трифонов, 30 лет, госслужащий

— Все списки я изучил заранее. К тем, кто показался мне симпатичен, залез на страницы в Facebook и прочие социальные сети. Поглядел, как люди живут, как отдыхают, о чем пишут. Почти во всех разочаровался. Один вообще не понятно, на какие средства путешествует, другой глупости репостит. Короче, буду голосовать всего за двоих, хотя, знаю, что могу поставить галочки напротив пяти фамилий. Ну их к черту всех!

Участок 1361

Ахмед Панаев, 18 лет, студент

— Я живу совсем в другом районе, так что ехал сюда около часа. Почему? Скажу честно: один из кандидатов в депутаты — мой дядя. Вот я и хочу за него проголосовать. Чего он хочет? Не знаю. Но уверен в том, что если он победит, то всем будет только лучше: дядя мой человек хороший и порядочный.

Ирина Луговая, 43 года, учитель

— Нас на днях всех собирали в школе и рассказывали о кандидатах. Советовали ли выбирать кого-то конкретного? Ну что вы такое говорите! Хотя, если честно, то да. Знаю, что это не совсем правильно, но, с другой стороны, иначе бы я вообще ни о ком из кандидатов ничего не знала, а так хоть проголосую за серьезного человека.

Алексей Григорян, 47 лет, предприниматель

— Все очень непонятно. Вот смотрите: висит список кандидатов, в котором указан их годовой доход. Смотрим у одного: 240 тысяч в год. То есть 20 тысяч в месяц получается. Вранье же! Так не бывает! А, если это правда, что сможет сделать человек, которых даже свою семью нормально обеспечить не может?! Или вот еще, обратите внимание: куча людей до 30 лет. У них же опыта никакого и одна дурь ещё в голове!

Участок 1372

Заира Абдуразакова, 39 лет, дизайнер

— Я привыкла к тому, что мой младший брат всю жизнь поддерживает меня. А тут вдруг сама выступаю в необычной роли поддерживающей, потому что иду голосовать за него! Вообще, помимо всего, что не выразить словами, я должна сказать спасибо брату за то, что в кои-то веки слово «выборы» не вызывают у меня брезгливую дрожь. Кто там еще в Кузьминках? Давайте вместе!

© Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Иван Головин, 78 лет, пенсионер

— Почему пришел? Я всю жизнь прихожу на выборы. Ни одни не пропустил. Вообще-то, в эти выходные я собирался на дачу, но тут такое дело... Да и внучка замучила разговорами, что, мол, давай прояви еще раз свою гражданскую активность. А мне не жалко. Другое дело, что ни одно имя в списке кандидатов мне не знакомо. Сейчас почитаю, кто это вообще такие. Глядишь, и разберусь. Хотя почти все они какие-то, простите, несимпатичные. Нормального фотографа, что ли, не нашли?

Мария Головина, 73 года

— Ой, какой симпатичный мальчик! Что же он в такой дурацкой партии состоит?! Нет, не буду за него голосовать.

Нина Рабаданова, 37 лет, предприниматель

— Честно говоря, у меня такое впечатление, что никто ничего не знает, потому что никто никому ничего не объяснял. Вот сейчас выхожу я с участка, а ко мне подходит женщина какая-то и спрашивает, за кого я отдала свой голос. Я отвечаю. А она мне: «А почему?» Мол, расскажите хоть немного про кандидатов. Я понимаю, что это можно назвать агитацией, но я, конечно же, рассказала ей о тех, за кого сама проголосовала. И женщина эта пошла тоже за них голосовать. Кто молодец? Я молодец!

Наблюдатели: от «когда домой?» до «очень обидно»

В отличие от избирателей, наблюдатели на участках оказались людьми стеснительными и отказывались называть свои фамилии. «Наше дело — внимательно по сторонам смотреть, так что не отвлекайте!» — почти слово в слово повторяли они. Но некоторые из них все же поделились с МОСЛЕНТОЙ своими мыслями и наблюдениями.

Участок 1361

— Я приехал сюда с самого утра, чтобы пресекать возможные попытки мухлежа. Хотя пока и мухлевать-то некому — маловато народа. К 11 утра на моем участке проголосовало всего 54 человека.

© Николай Хижняк / РИА Новости

Участок 499

— У нас пока проголосовало 70 человек. Кто приходит? В основном бабушки. А молодежи совсем мало, что, между нами говоря, очень обидно, потому что молодых кандидатов навалом.

— Моя задача проста: я считаю, сколько человек приходит голосовать, для того чтобы сверить получившуюся цифру с количеством заполненных бюллетеней. Пока, как вы сами видите, и того и другого очень немного. Надеюсь, к обеду ситуация исправится. Волнуюсь ли? Нет. А чего волноваться? Единственный вопрос, который меня беспокоит, это когда закончится подсчет голосов и я попаду домой.

Участок 1372

— Единственная опасность — это надомники. Кто это такие? Да те, кто будет голосовать, не выходя из дома. Есть ощущение, что многих из них заранее сильно обработали, научив, за кого отдать голос. Поэтому я обязательно пойду вместе с теми, кто понесет надомникам урну для голосования. При мне их по крайне мере агитировать не будут!

— Я работаю наблюдателем на своем участке. И вот что заметила: из нашего дома проголосовало человек 10, не больше. В доме 152 квартиры. Даже если считать 2 голоса на квартиру, получается, что на 14:00 проголосовало около 7 процентов. Остальные сидят, извините, на попе. И после этого люди будут продолжать пыхтеть на плитку-стоянки-парковки... Ну-ну...