Дому Наркомфина вернут первоначальный облик
Встречали ли вы когда-нибудь закат на крыше дома в центре Москвы с видом на здание правительства и Москва-Сити? А вот жители знаменитого дома Наркомфина – одного из самых первых и интересных памятников советского конструктивизма – имеют такую возможность каждый вечер, неспешными глотками потягивая кофе в кафе на верхней палубе своего дома-корабля.
Впрочем, в ближайшее время эта идиллия закончится. Дом-коммуна 1930 года постройки обрёл нового владельца, и уже в конце 2016 года, после собрания акционеров и утверждения концепции реставрации в Мосгорнаследии, здесь начнётся реставрация-ремонт. Стоимость которой и сроки окончания пока не готовы назвать ни глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, ни генеральный директор ООО «Лига прав» Гарегин Барсумян.
«Несмотря на то, что мы только недавно победили в торгах, разработка проекта реставрации стартовала в начале этого года. И на сегодня он практически готов. Проектирование осуществляют компания «ПФ-Градо» и Алексей Гинзбург», - рассказал Гарегин Барсумян. Он добавил, что концепцию планируется представить в департамент культурного наследия Москвы на согласование в сентябре.
17 августа они собрали в здании Наркомфина, из-за которого сломано уже немало копий, журналистов, чтобы рассказать, что будет в этом доме и какие изменения его ждут.
Глава Мосгорнаследия особо подчеркнул, что его ведомство осуществляет только надзорные функции, всё остальное делает частный инвестор, то есть «Лига прав». Ну и, возможно, те из жильцов, кто согласится вложиться в реставрацию, а параллельно найдет на время её проведения место для жилья. Ведь, как вполне резонно заявила почётный реставратор Москвы Елена Николаева, во время ремонтных работ люди не смогут находится в здании.
Читайте также
Инвестор консолидировал 96 процентов площадей дома в своих руках, выкупив у города по рыночной цене более 1.000 квадратных метров и все квартиры (ещё 2000 кв. метров) у группы «Коперник» Александра Сенаторова.
Дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве выставили на аукцион в июне 2016 года. Организатор аукциона, департамент города Москвы по конкурентной политике, объявил стартовую стоимость сделки в 101,4 миллиона рублей. А в условиях торгов было обозначено, что износ здания составляет 68 процентов, и новый собственник обязан провести ремонтно-реставрационные работы. При этом изменять облик здания и его объёмно-планировочные и конструктивные решения запрещено. Функциональное назначение дома должно сохранится – он останется жилым.
Архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис построили дом Наркомфина на сваях, чем, похоже, вдохновили на аналогичное решение великого Ле Корбюзье, позаимствовавшего находку советского коллеги для проекта дома Центросоюза на Мясницкой улице. Корбюзье не раз приходил к дому Наркомфина, изучал его и восхищался смелостью наших конструктивистов. А в нынешнем проекте реставрации активно участвует внук Моисея Гинзбурга – Алексей, тоже замечательный архитектор и знаток конструктивизма.
Главным изменением станет снос цокольного этажа жилого корпуса, который в 50-е годы прошлого века был возведён между сваями. Будет так же снесён достроенный в 50-е годы пятый этаж коммунального корпуса: он находится в аварийном состоянии, поскольку делался из другого материала и не выдержал 60-летнюю историю без ремонта. Именно отсюда и начнётся реставрация. В этой зоне, как и было изначально задумано Гинзбургом, для жителей организуют зону питания и спортивный зал.
Напомню, что изначальная планировка подразумевала наличие трёх основных типов квартир: двухъярусные трехкомнатные квартиры, двухъярусные и сдвоенные двухъярусные. А вот полноценных кухонь нигде не было (ныне они, конечно, появятся).
Жилую часть начнут реставрировать в 2017 году, превратив её в комплекс на 45 квартир. Здесь же будут предусмотрены помещения коммерческого назначения.
«Это памятник конструктивизма. Для нас крайне важно его восстановление, поскольку памятники конструктивизма являются визитной карточкой Москвы. Более 170 объектов конструктивизма состоят под государственной охраной», - заключил Емельянов.
Москвовед Филипп Смирнов, который провёл экскурсию для журналистов, отметил, что здание стало настоящим прорывом для своего времени. Всё в нём говорило о том светлом будущем, что ждёт жильцов и всех граждан СССР. Под домом находился сад, светлая столовая и библиотека в коммунальном корпусе помогала общению и коллективизму. Квартиры измерялись не квадратными, а кубическими метрами, и были сконструированы по самым прогрессивным меркам, которыми в европейских странах пользуются и сегодня. Именно это былое великолепие и рационализм теперь и предстоит вернуть реставраторам.
После сноса цокольного и пятого этажей общая площадь здания уменьшится на 450 метров, но Барсумян уверен, что коммерческая составляющая проекта от этого не пострадает. При этом «Лига прав» не сомневается, что после реставрации найти новых жильцов не составит никакого труда, а с немногими оставшимися сейчас владельцами квартир удастся договорится - путём покупки или иными законными способами. Но сегодня в сквозных коридорах висят объявления о штрафе в 5 тысяч рублей за курение, на лестнице между этажами выстроилась целая оранжерея домашних цветов, а у лифта отдыхают детские велосипеды - жизнь пока идёт своим чередом. Причём помещения, судя по дорогим компьютерам и прочим атрибутам жизни, занимают не бедные люди. Но при этом они уверяют, что только арендуют жильё, и не знают, что с ними будет дальше.
Олег Фочкин