История

«Фейерверки были средством политической рекламы». Как на протяжении веков менялась праздничная иллюминация в столице?

© Фото: Evgenia Novozhenina / Reuters

Освещать Москву к праздникам впервые начали при Петре I. Делалось это с помощью костров и бочек с горящей соломой на площадях. В XIX веке в столице начали проводиться первые световые шоу: контуры зданий подсвечивали тысячами горящих шкаликов с салом... С чего начиналась и во что превратилась столичная иллюминация, как в наши дни хранят и выставляют светящиеся фигуры медведей и цифры нового года? Обо всем этом «Мосленте» рассказала директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.

«Чтобы народ великий плезир имел»

Как известно, праздновать в России Новый год 1 января начали по указу Петра I, изданному 20 декабря 1699 года. В нем Петр велел украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, а на городских площадях в новогоднюю ночь разводить костры и ставить бочки с горящей соломой и хворостом.

Сам Петр I был большим любителем фейерверков. Когда их устраивали, он сам часто управлял пиротехническими машинами, запуская разные снаряды.

Ему принадлежит фраза: «Лучше б те деньги на фейерверк потрачены были, чтобы народ в сей час великий плезир имел».

Иллюминация на Соборной площади по случаю коронациии Александра I (1802)

© Федор Алексеев

То есть фейерверки использовали как средство политической рекламы. В XVIII веке при помощи фейерверков сообщали определенную информацию. Например, о победе в каком-нибудь сражении.

Были фейерверки, носившие просветительский характер: знакомившие с европейской культурой, устройством мира по Копернику.

То есть фейерверки — это не просто огненные залпы, а более сложные представления. Настоящие спектакли! Над созданием фейерверков работали выдающиеся ученые, в том числе и Ломоносов.

Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля в 1856 году

© Густав Шварц

Издавались журналы, в которых публиковались сценарии фейерверков. Были разные огни, фигуры с изображениями. В заранее объявленный момент на определенной площади собирался народ, и начиналось световое представление.

«Днем самые красивые здания бывали обезображены»

В XIX веке больше уже устраивали шкаликовые иллюминации, которые появились одновременно с фейерверками.

Они так назывались потому, что состояли из огромного количества разноцветных стаканчиков — шкаликов. Их наполняли салом, опускали фитильки, и получались сальные свечи в стаканчиках. Они могли быть разной формы и цветов.

Чтобы установить их, надо было создать определенный каркас. К зданиям крепились полочки — наподобие строительных лесов, только поуже. И получалось, что днем в праздники самые красивые здания бывали обезображены, на них расставляли эти стаканчики-шкалики.

Картина была написана в дни коронации Александра III, состоявшейся 15 мая 1883 года

© Василий Суриков

Например, в день коронации Александра II на Сухаревой башне установили 27 тысяч таких шкаликов.

Чтобы их поджечь, нужно было протянуть между ними пиротехнические шнуры — огненные нити. Их спускали вниз и по команде поджигали. С разных сторон взбегали несколько огненных змеев, шкалики загорались и начинали светиться.

Вся Москва в центре сияла огнями. Получалось красиво, но все это было возможно, только если была хорошая погода. Если задувал ветер или начинался дождь, вся иллюминация портилась. Тогда средства и силы были потрачены напрасно.

«Елку наряжали буквально на несколько дней»

Что же касается Нового года и Рождества, то в основном это все-таки были домашние, семейные праздники. Поэтому первое время, когда в 1840-х в России появились елки, они ставились только в домах.

Этот обычай пришел к нам из Германии. В то время стала популярной сказка Гофмана «Щелкунчик». И вот, сначала в семьях иностранцев, а потом и в дворянских семьях появился обычай — на Рождество ставить елку. Сначала их украшали сладостями, а потом игрушками и свечами... У нас в музее есть такие старинные подсвечники для елок.

Иллюминация в дни коронации Александра III

© Константин Маковский

Сейчас мы привыкли к тому, что на Рождество и Новый год иллюминация на улицах остается надолго. Тогда же елку наряжали буквально на несколько дней, и все дети ждали, когда распахнутся двери, они войдут в зал и увидят красивую нарядную елку, под которой лежат подарки.

Иллюминации Кремля и центральной части Москвы во время коронации Николая II

Информацию о том, чтобы на Рождество и Новый год Москву украшали город иллюминацией, я не встречала. В эти праздники только вешали на улице гирлянды из бумажных флажков и устраивали ярмарки. Были распространены зимние забавы — горожане катались на санях с горок.

«Антирелигиозное рождество»

После революции Новый год и Рождество праздновать запретили. Советская агитация называла эти праздники «буржуйскими», считалось, что их надо искоренить.

Фотокорреспонденты на временной конструкции, собранной перед зданием Большого театра, во время вечерней иллюминации в честь празднования 1 Мая 1931 года

© Фото: Николай Кубеев/ТАСС

Проводилась антирелигиозная пропаганда, помимо майских и ноябрьских праздников, даже пытались ввести антирелигиозное Рождество, но оно не прижилось. А праздника зимой долгое время не было.

Вернули его только в 1935 году, когда для детей устроили елку в Кремлевском дворце съездов. Елки стали ставить и на городских площадях, украшать их игрушками и гирляндами.

Праздничная иллюминация в честь 800-летия Москвы. 7 сентября 1947 года.

© Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Если посмотреть на старые открытки, то видно, что единственным распространенным источником света тогда были лампы накаливания. Их окрашивали в разные цвета, делали из них гирлянды, вешали их на елках и не только.

Делали светящиеся надписи «С Новым годом!». Для этого в трафаретные буквы вставляли те же самые лампы накаливания.

С 1950-х годов стали также использовать газосветные трубки, из которых делали фигуры, снежинки.

Кроме площадей, гирлянды на Новый год развешивали над катками, где в каникулы сосредотачивалась праздничная жизнь.

Новогодняя елка на площади 50-летия Октября. 1 декабря 1981 года

© Фото: Виталий Созинов / ТАСС

Уже в 1960-х в революционные, ноябрьские праздники стали делать крупные иллюминации на Новом Арбате, например, зажигая окна в зданиях так, чтобы появлялась надпись «СССР».

«Светящиеся фигуры путешествуют по Москве»

Уже сейчас, начиная с 1990-х годов, новогоднее оформление Москвы сильно изменилось. Особенно в последние годы световое украшение города зимой стало очень разнообразным.

Сначала стали использовать светящиеся провода дюралайт, делая из них разные фигуры. А сейчас, когда распространились светодиоды, работать со светом стало еще проще. Поэтому по всему городу и стоят разных фигур: арки, шары.

Новогодняя елка на Лубянской площади, 2003 год

© Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Однако если приглядеться, то можно увидеть, что по форме эти конструкции сильно напоминают дореволюционные, которые устраивали в честь императорских праздников.

На улицах вывешивают гирлянды, используют светодинамичную подсветку.

На бульварах работают прожектора, которые могут быть запрограммированы на то, чтобы переливаться разными цветами.

На асфальт и на снег проецируются разные фигуры: снежинки, коньки. А еще есть светящиеся фигуры бокалов, в которых как будто искрится шампанское, световые навесы, которые размещают над елкой, как купол, разные шары, медведи, олени, Дед Мороз со Снегурочкой, мчащиеся на тройках...

© Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»

Город относится ко всему этому хозяйству бережно и экономно. Есть специальный склад, на котором световые элементы хранятся в течение года. Там фигуры и гирлянды обслуживают, приводят в порядок, и под Новый год снова устанавливают на московских улицах. Причем, наиболее узнаваемые объекты каждый раз устанавливаются в разных местах. Например, один год белых медведей можно было видеть возле Парка культуры и отдыха, а на следуюший год они уже оказались возле парка Ростокинский акведук.

Сами цифры года стандартные, и чтобы к празднику выставить новую дату, каждый раз приходится менять только последнюю из них.