«Лучше места даже не ищи». Как появилась Московская область и что происходит там сегодня
Земля русская, порядки иноземные
Обратимся к более далеким временам. В декабре 1708 года Петр I, вдохновившись иноземными порядками, решил внедрить их в своем Отечестве. Царь разделил территорию Российской империи на 8 губерний: Московская, Ингерманландская — с 1710 года Санкт-Петербургская, Архангелогородская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Сибирская. Позже к ним добавились еще три: Нижегородская, Рижская и Астраханская.
Систему управления Петр I также позаимствовал у иностранцев. Как и названия должностей. Губернаторы — от латинского слова gubernator («кормчий») — назначались царем. Помощников подбирал сам глава региона. Военным управлением ведал обер-комендант, губернскими и другими сборами занимались обер-комиссар и обер-провиантмейстер. Губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела были обязанностью ландрихтера, а обер-инспектор собирал налоги с городов и уездов.
Первым московским губернатором был Тихон Стрешнев, родственник царя и его воспитатель. В отсутствие государя ему присылали приветствия иностранные послы, а секретарь австрийского посольства Иоганн Корб называл боярина «Его Царского Величества Сберегатель». Впрочем, особых достижений в управлении Московской губернией историки у Стрешнева не отметили.
Другой важный исторический документ — указ Екатерины II, вышедший в октябре 1781 года. В нем говорилось: «Всемилостивѣйше повелѣваемъ Нашему Генералу въ Москвѣ Главнокомандующему Князю Долгорукову Крымскому, въ концѣ будущаго 1782 года исполнить по Учрежденіямъ Нашимъ, изданнымъ для управленія Губерній, въ коихъ Столицы въ Московской Губерніи, составя оную изъ 14 уѣздовъ, и именно: Московскаго, Воскресенскаго, Богородскаго, Бронницкаго, Коломенскаго, Серпуховскаго, Никитскаго, Подольскаго, Звѣнигородскаго, Рузскаго, Можайскаго, Волоколамскаго, Клинскаго и Дмитровскаго…»
Под натиском русских героев
Прошлое подмосковного края богато событиями. Но есть особенные, легендарные, вошедшие в летопись.
Во время Отечественной войны 1812 года по Подмосковью прошли полчища захватчиков Наполеона и подвергли разорению села Покровское, Фили, Чашниково. Такая же участь постигла деревни Лукино, Черепково, Строгино, Хорошево, Мневники, Мякинино, Крылатское, Ромашково, Павшино.
Французы и варвары других национальностей из воинства Бонапарта убивали жителей, оскверняли церкви, уносили оттуда утварь, драгоценности, сжигали усадьбы.
Однако враг жестоко заплатил за свои преступления. Ни днем, ни ночью захватчики не знали покоя — повсюду их подстерегали партизаны. Басурманы тряслись от страха, голодали, замерзали и были счастливы, когда попадали в плен.
Спустя много десятилетий на Россию обрушилось новое бедствие. В 1941 году через Подмосковье на столицу шли дивизии Гитлера. Новые захватчики шли по следам старых и опять убивали, разоряли, жгли. Но снова получали жестокий отпор.
Зенитные части, расквартированные в области, встречали плотной стрельбой немецкие эскадрильи, летевший бомбить столицу. Германские пилоты, пройдя один жуткий огненный пояс, попадали в другой. Многие из них нашли свою гибель, так и не увидев под крыльями своих самолетов Москву.
В сражение в Подмосковье враг бросил свои лучшие части. Но наши воины, ополченцы, партизаны стояли насмерть. 5 декабря 1941 года ликующий голос Юрия Левитана возвестил о контрнаступлении Красной армии. Военные сводки дышали невиданным доселе оптимизмом: немцы отходили, неся большие потери, бросая технику, вооружение. Успех в битве под Москвой стал первой большой победой Красной армии в Великой Отечественной войне.
В висячем золоте дубравы
Многие из нынешних районов столицы — Кусково, Митино, Косино, Бутово, Ясенево, Теплый Стан, Коньково — в былые времена входили в состав Московской области. Там было полным-полно деревянных домиков с изобильными садами и огородами. Летом многие москвичи снимали там дачи. Окрестные пейзажи поражали своей красотой, вдохновляя многих художников и поэтов. Не смог сдержать восхищения и Николай Заболоцкий:
В висячем золоте дубравы
И в серебре березняки
Стоят, как знамения славы,
На берегах Москвы-реки.
О, эти рощи Подмосковья!
С каких давно минувших дней
Стоят они у изголовья
Далекой юности моей!..
За чертой Москвы когда-то были Новогиреево, Вешняки, Чертаново, Тушино, Медведково, Отрадное. И туда солнечной порой съезжались отпускники — гомонили, загорали, дремали в гамаках. И, конечно, плескались в прудах и реках, бродили по лесам.
О том времени нынче помнят лишь глубокие старики. Где стояли подмосковные деревни и села, выросли многоэтажки, разбиты парки, скверы, проложены автострады…
Московская область по-прежнему манит к себе отдыхающих. На ее территории — замечательные дачные места, неповторимые уголки природы: Сенежское озеро, Песчаные дюны и озеро в Сычево, Парк птиц Воробьи, Озеро Глубокое, Приокско-Террасный заповедник, Люберецкие карьеры, заповедник «Семь ключей». Список подмосковных достопримечательностей, конечно, не полный…
В известной песне Владимира Шаинского на слова Эдуарда Успенского есть такие слова:
А в Подмосковье ловятся лещи,
Водятся грибы, ягоды, цветы.
Лучше места даже не ищи,
Только время зря потратишь ты…
Воистину так!
А сколько в Подмосковье изумительных, утопающих в зелени усадеб! Вот лишь некоторые: Мураново, Абрамцево, Мелихово, Шахматово, Архангельское, Марфино, Дубровицы. Думаешь о них, вспоминаешь, и на сердце теплеет! Хочется снова окунуться в патриархальную тишину, ступить на скрипучие половицы старинных особняков, взглянуть на старинные портреты.
В сверкающем ожерелье
Современная Московская область — это фабрики, заводы различного профиля, крупные производства, развитое сельское хозяйство, современные научно-исследовательские и агропромышленные комплексы. Огромный регион, который поит, кормит, одевает не только жителей области и Москвы, но и отправляет свою продукцию в другие города России.
В сверкающем ожерелье Московской области — множество славных городов. Волоколамск, основанный под именем Волок Ламский, старше самой Москвы. Коломна, упомянутая в летописи XII века. Дмитров, основанный Юрием Долгоруким, названный в честь его новорожденного сына. Серпухов — хранитель исторических жемчужин. Сергиев Посад — место, почитаемое у православных. Можайск, в старину облюбованный Иваном Грозным. Клин — обитель гениального Чайковского.
Эти и другие города Подмосковья, влекущие туристов, сочетают в себе «приметы милой старины» и черты современности. Так же, как Егорьевск, Павловский Посад, Одинцово, Подольск, Зарайск...
Не зря же кинематографисты разных времен находили здесь великолепную натуру. В усадьбе Середниково Николай Бурляев работал над фильмом «Лермонтов». Там же «Дело о мертвых душах» создавал Павел Лунгин, Михаил Туманишвили — «Темный инстинкт» и Андрей Кончаловский — «Глянец».
Усадьба и церковь в селе Удино в Дмитровском районе запечатлены в ленте Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». У стен Иосифо-Волоцкого монастыря в Волоколамске разворачивались события картины Сергея Бондарчука «Война и мир», а в усадьбе Чернышевых в Яропольце Владимир Скуйбин снимал «На графских развалинах».
В Подмосковье есть еще один исторический уголок. В былые времена народ сюда валил валом, нынче же поток посетителей заметно поредел. Речь о Горках Ленинских. Здесь, в бывшей усадьбе вдовы Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны, изгнанной отсюда, обосновался вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Несколько лет жил, работал, потом тяжело заболел. И 100 лет назад, в январе 1924 года, скончался…
В столицу и обратно
Москва и Московская область — сообщающиеся сосуды. У них единая система электроснабжения и газификации. Два региона объединяют многие совместные проекты — настоящие и будущие. Туда и обратно едут миллионы людей — на электропоездах, автобусах, автомобилях.
Жители Подмосковья и москвичи трудятся в наукоградах в Дубне, Пущине, Троицке, Черноголовке, работают на предприятиях в Химках, Люберцах, Королеве, Воскресенске, Балашихе, Подольске, Электростали, других городах.
И отдыхают тоже вместе — в Подмосковье и других регионах России. Отправляются туда со столичных вокзалов и аэропортов Шереметьево, Домодедово, Жуковского.
Связи двух регионов из года в год растут и крепнут. Такова жизнь, таково веяние времени.