История

Сиротский дом с военными привидениями

Здесь гостил Льюис Кэрролл, а элитных девочек сменяли любители ядерных ракет

© Алексей Пелих / Shutterstock

МОСЛЕНТА побывала в Императорском Воспитательном доме на Москворецкой набережной, который был закрыт для посещений на протяжении последних 80 лет. В советские годы здесь размещалась военная академия ракетных войск стратегического назначения, которая только в 2013-м переехала отсюда в Балашиху. С тех пор корпуса на охраняемой территории пустовали, и только теперь, после того, как город решил выставить их на торги, сюда начали пускать первых посетителей

МОСЛЕНТА побывала в Императорском Воспитательном доме на Москворецкой набережной, который был закрыт для посещений на протяжении последних 80 лет. В советские годы здесь размещалась военная академия ракетных войск стратегического назначения, которая только в 2013-м переехала отсюда в новое здание в Балашихе. С тех пор старинные корпуса на охраняемой территории пустовали, и только теперь, после того, как город решил выставить их на торги, по предварительной регистрации сюда начали пускать потенциальных акционеров и журналистов.

Пока территория Императорского Воспитательного дома закрыта для свободных посещений, и с Москворецкой набережной можно видеть только фасад здания, обращенный к реке. Раньше его украшали три башенки со шпилями, но до наших дней сохранилась только центральная. В ходе предстоящей реконструкции утраченные элементы здания будут восстановлены.

Главный вход в центральный корпус расположен во внутреннем дворе и с набережной не виден. Там сохранились фонтан и неохватный дуб, по легенде посаженный еще Екатериной II. Именно по ее указу в 1764 году и был заложен Императорский Воспитательный дом. Основные работы по строительству корпусов были закончены к 1781 году, и до революции здесь размещалось одно из крупнейших в России закрытых учебно-воспитательных заведений для сирот, подкидышей и беспризорных.

Навес над главным входом был подарен заведению Николаем I. В центре его можно видеть литого чугунного пеликана в гнезде, который ранит клювом свою грудь и кормит птенцов проступившей кровью. В средние века бытовало ошибочное мнение о том, что именно так эти птицы вскармливает свое потомство. Из теологических работ, в которых богословы сравнивали пеликана с Иисусом Христом, пожертвовавшим собой ради человечества, сюжет перекочевал в геральдику, став символом самоотверженной родительской любви.

На фасаде, обращенном к Москва-реке, красуются оставшиеся со времен военной академии серп и молот. Штукатурка на основании здания правее от коллонады частично обвалилась, обнажив белокаменную кладку. Весь фундамент и массивное основание Императорского Воспитательного дома сложены из камней разобранной в екатениненские времена китайгородской стены.

© Виктор Кручинин

Под кровлей одного из корпусов сохранилось изображение голубки, несущей благую весть. Библейский образ на светской постройке XVIII века – большая редкость для Москвы. В ходе предстоящей реконструкции количество помещений в исторических корпусах может быть увеличено за счет замены кровли, которую уже не раз перекладывали, и надстройки мансард.

Опекунский совет Воспитательного дома находился в отдельном здании на Солянке, а воспитательный совет собирался в просторном зале на третьем этаже «корделожа» (от французского corps de logis – главный корпус). В советские годы здесь находился зал заседаний размещавшейся в здании военной академии.

Помимо частных пожертвований, Воспитательный дом финансировался за счет сдачи расположенных в нем гостиничных номеров. В гостинице, располагавшейся этажом ниже, в 1867 году останавливался Чарльз Латуидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл. Это была первая и единственная за всю жизнь заграничная поездка автора «Алисы в стране чудес».

Западный корпус Воспитательного дома предназначался для мальчиков, а восточный – для девочек. В каждом из них находилась своя домовая церковь, и именно они в годы советской власти были переоборудованы в первую очередь. В помещении одного из храмов был устроен музей, сейчас уже демонтированный. О нем напоминают остатки витрин и сохранившиеся в проемах некоторых арок изображения стратегических ракет.

Помещение второй домовой церкви переоборудовали в актовый зал со сценой. В 1920-х он был оформлен в стиле ар-деко: по стенам - резные ореховые панели и расписные орнаментальные фризы, под потолком - массивные люстры на длинных кронштейнах. Подлинных интерьеров советского ар-деко в Москве сохранилось крайне мало, и уж никак не ожидаешь наткнуться на один из них в сиротском доме екатерининской эпохи.

© Виктор Кручинин

Благодаря тому, что здание порядка 80 лет занимало военное ведомство, отдельные его элементы сохранились очень хорошо. Специалисты уверяют, что во всей Москве нет лестниц XVIII века, которые дошли бы до наших дней в таком прекрасном состоянии.

Классные комнаты и в советские годы использовались по назначению. От современных учебных кабинетов их отличает прекрасная акустика, простор и местами сохранившиеся подлинные элементы оформления XVIII века: фальш-колонны с затейливыми капителями и декоративные картуши с античными масками под потолком, в советские годы выкрашенные золотой краской.

© Виктор Кручинин

По заверениям охранников здания с обратной стороны классных досок, которые еще висят в помещениях, сохранились инвентарные номера, подписанные 1938 годом.

© Виктор Кручинин

Из окон Воспитатального дома открываются исключительные виды на парк «Зарядье» и Кремль. По подготовленному городом плану, инвесторы должны будут после ремонта создать здесь аппартаменты и гостиницы средней ценовой категории. Если проекту суждено реализоваться, то в ближайшие годы в исторических корпусах на Москворецкой набережной появится новый жилой квартал.