История

Новая жизнь скоропечатни товарищества А.А. Левенсона

© сайт www.mos.ru

Москве вернули очередной памятник архитектуры федерального значения - скоропечатню товарищества А.А. Левенсона в Трехпрудном переулке. 7 октября её осмотрели представители власти, в том числе мэр Москвы Сергей Собянин. В здании разместились 50 арендаторов, но руководитель столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов пообещал, что туда обязательно будут водить экскурсии.

Москве вернули очередной памятник архитектуры федерального значения - скоропечатню товарищества А.А. Левенсона в Трёхпрудном переулке. 7 октября отреставрированное здание осмотрели представители власти, в том числе мэр Москвы Сергей Собянин. Там уже разместились офисы 50 арендаторов, но руководитель столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов пообещал, что в скоропечатню обязательно будут водить экскурсии.

Типографию А.А. Левенсона основали 31 марта 1881 года. Изначально она располагалась в Рахмановском переулке. В 1896 году товарищество выполняло заказ к коронации Николая II и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Со временем скоропечатня А.А. Левенсона стала одной из наиболее популярных типографий в стране. В ней печатались первые поэтические сборники Марины Цветаевой «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», а также сборник рассказов Антона Чехова – «Сказки Мельпомены». И вскоре ей потребовались новые здания, которые были построены 1990 году по проекту архитектора Федор Шехтеля в Трёхпрудном переулке.

Эти здания стали первым комплексом в столице, который был выполнен в стиле модерн. Комплекс состоит из административного и производственно-типографского корпусов, а также здания сторожки. Самый ценный из них в историческом плане - административный, с двухскатной кровлей, решеткой с надписью и угловыми башенками, которые стилизованы «под готику».

После революции скоропечатня стала 16-й типографией «Мосполиграфа». В 1942 году её закрыли, и до начала 1990-х годов там размещались разнообразные учреждения, например, московская типография № 7.

Начиная с 1990-х гг. здания скоропечатни А.А. Левенсона, распложенные на Трехпрудном переулке, используются в качестве офисов. Что сказалось на памятнике архитектуры плачевно: были утрачены внутреннее убранство административного корпуса, серьёзно пострадали кровля и фасады памятника.

Специалисты расчистили фасад, отреставрировали штукатурные плоскости и воссоздали барельеф в уровне третьего этажа, исторические надписи, включая «Поставщик Двора Его Величества» и герб Российской империи. В бывшем административном корпусе восстановлен барельеф первопечатника Иоганна Гутенберга, роскошные бра и люстры, декоративные арки в комнатах.

Теперь здание принадлежит банку ВТБ, которому оно досталось «по наследству» от «Банка Москвы». Именно ВТБ и занимался его реставрацией целых 4 года.