Видели ночь
Отель «Метрополь»
Пожалуй, самый известный отель Москвы — настоящее произведение искусства: зодчество, скульптура, майолика, витражи, уникальные интерьеры, светильники и мебель под заказ. Гостиница даже внешне похожа на великолепную шкатулку, отделанную мозаикой. Грандиозный отель с деловым центром и театром задумал предприниматель и меценат Савва Мамонтов — именно он заказал модному британскому архитектору Вильяму Валькоту проект гостиницы в самом сердце города. Причем сделал это вопреки правилам общественного конкурса, в котором победил проект Льва Кекушева и Николая Шевякова.
В итоге Кекушев и Шевяков стали соавторами Валькота после того, как Мамонтов разорился, а стройка перешла под управление Петербургского страхового общества. Когда она завершилась, «Метрополь» стал самым крупным общественным зданием стиля модерн в Москве. Кроме трех ведущих архитекторов, над интерьерами здания работали еще около десятка зодчих, а над художественным оформлением (как внутренних помещений, так и фасадов) — живописцы Васнецов, Коровин, Головин, Чехонин. Визитная карточка отеля — гигантское майоликовое панно «Принцесса Греза» по одному из известнейших полотен Михаила Врубеля.
Все интерьерные работы в новом отеле пришлось проводить заново после большого пожара 1901 года. В 1903—1905 годах гостиница получила еще один шедевр — на сей раз инженерный: перекрытие Большого зала (для ресторана и балов) создал знаменитый Владимир Шухов, а интерьер этого помещения выдержан в самом чистом из возможных — французском ар-нуво. Номера гостиницы более эклектичны: есть и модерновые элементы, и мотивы псевдорусского стиля. Надо отметить, что среди 350 номеров (неслыханное по тем временам в России количество для первоклассной гостиницы) не было двух одинаковых.
Отель официально открылся в 1905 году и стал излюбленным пристанищем состоятельных туристов. В нем имелся даже двухзальный кинотеатр. В ресторане гуляла богатая публика — как аристократы и дипкорпус, так и нувориши. Незадолго до Первой мировой войны в Большом зале устроили Carnaval aviatique («Авиационный карнавал») с бутафорским дирижаблем под потолком и моделями аэроплана «Блерио» по углам.
В октябре 1917 года гостиницу чуть не разрушили артиллерией, после революции она стала так называемым «Вторым домом Советов» — одновременно и правительственным зданием, и общежитием для партийцев. По отзывам современников, большевики в то время превратили чудо бытового комфорта (в отеле были холодильники, электрические лифты, телефоны, отличная сантехника) едва ли не в ночлежку.
Однако вскоре советская власть укрепилась, захотела зарабатывать деньги и вернула отелю его статус. Гостями приведенного в порядок «Метрополя» были Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих и другие, преимущественно зарубежные, знаменитости. Для советских постояльцев была предназначена построенная напротив гостиница «Москва».
В наши дни отель возвратил себе задуманный создателями сверхроскошный статус. Наряду с десятками стандартных номеров, «Метрополь» представляет 72 обновленных номера, в которых исторические элементы декора сочетаются с современным дизайном и функциональностью. Гостям предлагаются на выбор классические Люксы с подлинным интерьером начала 20-го столетия и любые из новых номеров в категориях: «Представительский» номер, «Гранд Супериор», «Делюкс», «Люкс Делюкс», «Метрополь Люкс», «Метрополь Люкс», «Премьер Люкс» и «Посольский Люкс». Не так давно в гостинице восстановили историческое расположение центрального входа – новый широкий навес из металла и стекла с удобным подъездом для машин расположен посередине западного фасада, выходящего на сквер с фонтаном Витали.
«Метрополь» по праву считается одним из главных мест проведения крупнейших светских, корпоративных, деловых и частных мероприятий Москвы. Задуманный как театр и арт-пространство, отель располагает уникальными возможностями для проведения банкетов, фуршетов, совещаний, семинаров, пресс-конференций, концертов любого формата.
Отель «Националь»
До конца XIX века роскошное место с видом на башни Кремля и Александровский сад на углу Тверской и Моховой занимал старый и довольно безобразный трактир «Балаклава». В конце концов трактир снесли, а на его месте предприниматели из Варваринского акционерного общества домовладельцев решили построить фешенебельную гостиницу европейского класса.
Строить отель пригласили архитектора Александра Иванова — создателя в числе многих прочих проекта здания страхового общества «Россия». Для отеля «Националь» Иванов выбрал куда более легкий и изысканный стиль — модерн с неоренессансными элементами. Он также был знатоком тогдашних передовых технологий: в строительстве применялась гидроизоляция, железобетон, металлоконструкции, позволившие сделать мраморную лестницу «парящей». В отеле установили электрические лифты и телефоны в каждом из более чем полутораста номеров.
Угловой аттик, вполне в духе модерна, украшало майоликовое панно «Аполлон и музы». По эскизу художников Чехонина и Головина, его сделали мастера керамических мастерских Саввы Мамонтова в Абрамцево. В начале 30-х годов прошлого века оно было заменено на новое — с индустриальным пейзажем, вышками электропередач, заводскими трубами и трактором. Считается работой Ивана Рерберга.
Отель открылся в самом конце 1902 года, а для постояльцев двери открылись 1 января 1903 года. На нижнем этаже размещались: чайный магазин Перлова, кондитерская Чуева и прочие заведения для состоятельных москвичей и гостей столицы. Среди постояльцев отеля были Герберт Уэллс и Анатоль Франс, Анна Павлова и Николай Римский-Корсаков. Гостиницу в своих произведениях упоминали многие русские писатели, в том числе Андрей Белый (в романе «Москва под ударом»).
После октябрьской революции «Националь» превратили в Дом Советов – первый по счету (вторым стал «Метрополь»), и так же, как «Метрополь», в 1930 годы снова сделали отелем для богатых и влиятельных иностранцев.
В 1990-е изрядно обветшавшую гостиницу отреставрировали, сохранив некоторую часть исторического декора – к примеру, витражи на парадной лестнице. Рестораны на нижнем этаже менялись несколько раз за время работы гостиницы, сейчас там популярное заведение московского ресторатора Александра Раппопорта «Dr.Живаго» с русской кухней и интерьерами, стилизованными в советском стиле. «Националь» входит в сеть Marriott бренда The Luxury Collection. Большинство из 202 номеров обставлены антиквариатом рубежа XIX-XX веков.
Отель «Савой»
Неоклассическое здание гостиницы — она трижды меняла название, успев два раза побыть «Берлином» и дважды (и по сей день) «Савоем» — возвел в 1911 году на пересечении улиц Рождственки и Софийки (ныне Пушечная) полузабытый в наши дни московский архитектор Виктор Величкин, специализировавшийся в основном на строительстве доходных домов. Заказчиком выступил владелец участка — страховое общество «Саламандра». Ресторанный зал пятиэтажной гостиницы оформили в избыточном и пышном рокайльном стиле другой модный московский зодчий тех времен Павел Висневский и художник Томашки.
«Берлин» пробыл «Берлином» ровно до Первой мировой: после объявления Германией войны России гостиницу закономерно переименовали. Она стала «Савоем» - то ли в честь SavoyPalace в столице союзнической Великобритании, то ли «в рифму» с оформленным тем же Висневским соседним рестораном «Альпийская роза» — мол, где Альпы, там и Савойя, логично.
Среди постояльцев «Савоя» в не слишком роскошные и комфортабельные для него 1920-е годы была танцовщица — жена Есенина Айседора Дункан; позже, в 1930-е, там жили голливудские звезды Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, французские писатели Ромен Роллан , Анри Барбюс и их коллега-американец Джон Стейнбек — он даже упоминал гостиницу в своих мемуарах.
В ресторане отеля развлекал гостей — хозяйственников-номенклатурщиков, подпольных миллионеров, верхушку советской богемы — джаз-банд Александра Цфасмана «Веселые ребята». Это было довольно знаковое место на «злачной карте» Москвы середины прошлого века — во всяком случае, так его описывают в своих романах Вайнеры и Анатолий Рыбаков.
Название «Берлин» вернулось к гостинице после Второй мировой, в 1958 году, на волне покровительственной дружбы СССР с социалистической ГДР. Спустя тридцать лет в гостинице началась реконструкция, превратившая советский объект размещения в современный отель. После реконструкции он снова стал «Савоем», каковым и остается по сей день. В 2005 году гостиницу обновили. Фасад с полуротондой, ионическими колоннами и лепниной в виде львов, грифонов и саламандр, как воспоминание о первом владельце гостиницы, восстанавливался под руководством итальянца Леонардо Тониони.
Итальянская классическая мебель, дорогой текстиль, зеркала и позолота: 67 комфортабельных номеров гостиницы обставлены с роскошью, напоминающей дореволюционный «Берлин». В этих интерьерах гостили Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Джейн Фонда, Ричард Гир, Стивен Сигал.
Russo-Balt Hotel Moscow
Еще один отель для любителей московского модерна. Однако, в отличие от масштабного «Метрополя», Russo-Balt — гостиница камерная, всего на 15 номеров, причем индивидуально оформленных: даже завсегдатаи, возвращаясь в отель снова и снова, наслаждаются ощущением новизны. При этом класс отеля — пять звезд — подразумевает уровень сервиса, не уступающий «Метрополю».
Еще один плюс Russo-Balt Hotel — его местоположение. Оно идеально для тех, кто хочет романтики и легкого духа старины, который, несмотря на все потрясения ХХ столетия, все еще витает под липами Гоголевского бульвара и в прилегающих к нему арбатских переулках. Оригинальное здание, которое сейчас занимает гостиница, было возведено в 1879 году архитектором Павлом Зыковым-вторым, мастером модной тогда эклектики, как доходный дом; в 1909 году он был отделан заново в бешено популярном в начале века стиле ар-нуво в его российском изводе — модерне. Место это на Гоголевском (тогда он назывался Пречистенским) бульваре было очень модным и популярным у интеллигенции: буквально в соседнем здании, в бывшей усадьбе Хрущева — Котлярева, работала частная женская гимназия Софьи Фишер, где на музыкальных вечерах бывал Чайковский, а также арендовало помещение издательство Андрея Белого «Мусагет». В нем бывали все литературные звезды Серебряного века, включая Блока, Брюсова и Бальмонта. Сам Белый жил тут же во флигеле.
Именно декор в стиле модерн взяли за основу архитекторы и декораторы, занимавшиеся ремонтом, реставрацией и реконструкцией здания в середине 2000-х. Они восстановили то, что сохранилось во время перестроек и коммуналок советских времен, воссоздали то, что сохранить не удалось, и стилизовали интерьеры в духе старых богатых московских квартир. У постояльцев возникает ощущение, что они в гостях у крупного мецената или профессора Московского университета.
Hilton Moscow Leningradskaya
Гостиница «Ленинградская» — самая невысокая из «Семи сестер», семи московских высоток, построенных после Великой Отечественной войны, и одна из двух столичных гостиниц в советских высотных зданиях. Проект «Ленинградской» разработали Леонид Поляков и Александр Борецкий, первый камень в ее основание, как и в основание остальных шести высоток, лег в сентябре 1947 года — в день празднования 800-летия Москвы.
«Ленинградская» обошлась строителям дороже других высотных зданий, хотя была самой невысокой из них: всего 136 метров с учетом шпиля. Причиной дороговизны проекта, помимо априори дорогостоящей отделки здания в стиле «сталинского ампира» (скульптурные фризы, облицовка камнем, колонны и прочее), стала необходимость укрепления фундамента сваями. Грунт под будущей гостиницей «плыл», поскольку под ней протекают две заведенные под землю речки — Рыбинка и Чечера.
Строительство отеля на 349 номеров завершилось уже после смерти Сталина, в 1954 году, и его преемник Хрущев жестко раскритиковал Полякова и Борецкого за «чрезмерную растрату государственных средств» при строительстве. Архитекторов обвиняли в том, что на сумму, потраченную на «Ленинградскую», можно было построить гостиницу на 1000 номеров, а также за «черты буржуазной помпезности и необузданного украшательства» в интерьерах. Поляков вины не признал, его уволили из «Моспроекта», у них с Борецким отобрали врученную за высотку Сталинскую премию.
Приходится признать, что без украшательства не обошлось, хотя скорее не буржуазного, а псевдорусского — нарышкинского барокко. Внешне отель напоминает кремлевскую башню, главный вход с карнизами, пинаклями, характерными висячими гирьками — крыльцо-гульбище старинных теремов. Эмблема на шпиле, а также некоторые элементы отделки фасада здания покрыты сусальным золотом.
Внутри гостиница выглядит еще более торжественно. Лифтовый холл отделан дорогим камнем — шокшинским кварцитом — и золотой смальтой, люстры, висящие в вестибюле, напоминают церковные паникадила. Интерьер холла украшают скульптурные медальоны в память о победах Руси в Ледовом побоище и на Куликовом поле.
После реставрации и реконструкции в 2008 году новые владельцы открыли отель под его нынешним именем – Hilton Moscow Leningradskaya. Перепланированные номера стали больше и комфортабельнее, их число сократилось до 273. Большая часть из них декорирована по эскизам американского дизайнера Марселя Бикуйара. Однако некоторым номерам решили сохранить исторический облик, для чего спроектировали аутентично выглядящую мебель. Автор дизайна этих номеров — российский архитектор Александр Локтев
Radisson Collection Hotel, Moscow
Историческая гостиница «Украина» (ныне Radisson Collection Hotel, Moscow) — еще одна из «Семи сестер». Она выше «Ленинградской» (высота со шпилем — 206 метров), и, хотя была заложена одновременно с другими высотками, введена в эскплуатацию позже — в 1957 году. Кроме собственно отеля, в здании имеются и другие помещения: рестораны, бутики и даже частные квартиры москвичей. Возможно, именно поэтому архитекторов гостиницы Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского, а с ними и главного конструктора Павла Красильникова не постигла участь их коллег Полякова и Борецкого: Хрущев уже утвердился у власти, и ему не нужно было так активно бороться с отголосками сталинского стиля.
Первоначально гостиницу, ставшую доминантой Кутузовского проспекта и всего прилегающего района, хотели назвать «Дорогомиловской», но в 1954 году праздновалось трехсотлетие объединения Украины с Россией, и власти сделали символический жест, изменив название строящегося отеля.
В гостинице «Украина» первоначально было 1026 номеров —больше, чем в каком бы то ни было отеле Европы. Отделкой фасадов и интерьерами в основном занимался Олтаржевский. Первые два этажа облицевали известняком, главный вход — дорогостоящим гранитом, башенки украсили, как тогда любили, стилизованными пшеничными снопами и пышными вазонами, а потолок в центральном холле увенчало сентиментальное произведение в духе соцреализма - живописный плафон «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине».
Дворцовые интерьеры отеля населили живописные работы советских художников: свыше 1200 полотен, созданных в 50-х годах прошлого века, разместили как в общественных зонах, так и в номерах и люксах. Среди авторов этих картин встречаются имена с мировой известностью – Лентулов, Поленов, Дейнека, Налбандян, Суздальцев и другие художники, чьими работами гордятся музеи. В гостинице были открыты рестораны, зимний сад, магазины (в том числе культовая «Березка»), почта и телеграф. Инженерные коммуникации, передовые для своего времени, включали систему кондиционирования.
К 2007-му году, наработав полувековой опыт гостеприимства, гостиница перешла к частному собственнику, была полностью модернизирована и отреставрирована, и вновь открылась в 2010-м году, под управлением международной Radisson Hotel Group. Номерной фонд сократили: сейчас здесь всего 500 номеров, зато несравнимо более комфортных и оснащенных. Есть и Романтический люкс – для молодоженов, и Президентский, площадью 370 метров и уникальный люкс Maybach, созданный в коллаборации со знаменитым автомобильным брендом.
Культурно-историческая составляющая отеля полностью сохранена и преумножена приобретением диорамы Москвы 1977 года и 57 оригинальных скульптурных работ советского периода. Надо сказать, что от соседства с искусством сервис только выигрывает.
Гостиница «Украина», как объект культурного наследия Москвы, сегодня является и одним из наиболее притягательных мест: в комплексе расположены 19 модных ресторанов и баров, премиальный велнес-клуб с 50-ти метровым бассейном и даже собственная флотилия речных яхт круглогодичной навигации. В центральной башне на 33-м этаже открыли смотровую площадку, которой могут пользоваться постояльцы и гости панорамных ресторанов верхних этажей. Еще одним знаковым местом отеля стал ресторан для двоих под самым шпилем: здесь проходят официальные регистрации брака.
Именно этому отелю отдала предпочтение FIFA, выбрав его в качестве штаб-квартиры на период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. 500 сотрудников FIFA и Оргкомитета трудились во время Чемпионата мира в здании гостиницы; в отеле функционировали 30 рабочих офисов. За это время в отеле было выпито 45 000 чашек кофе, приготовлено около 10 000 ланчей в Клубном Лаундже и ресторане Веранда, 38 000 гостей было обслужено на кофе брейках. В период чемпионата мира в отеле гостили знаменитые персоны: Диего Марадона, Уилл Смит, Робби Ульямс, Фатма Самура, Никки Джэм и другие.
Мировые звезды спорта и кино регулярно бывают в гостинице «Украина».Посещая Москву, здесь гостили футбольные команды Челси и Реал Мадрид, режиссеры Вачовски, Френсис Форд Коппола, Эмир Кустурица, король фламенко Хоакин Кортес, актеры Роберт Де Ниро, Шон Бин, Доминик Купер, Эдриан Броуди, актрисы Одри Тоту, Энди МакДауэлл, Орнелла Мути, Софи Лорен, Хэлли Берри, Фанни Ардан и другие выдающиеся персоны.
С 2019 года гостиница присоединилась к бренду Radisson Collection под управлением Radisson Hotel Group, объединяющий только лучшие мировые пятизвездники.