Город

Гадкая мода под задорный ёхор

Что интересного произойдет в Москве в «Ночь искусств»

© страница Оксаны Данилюк во «ВКонтакте»

4 ноября в Москве состоится ставшая уже традиционной ежегодная акция «Ночь искусств». В этот день в столице пройдут более 350 бесплатных мероприятий. Так как посетить все из них решительно невозможно, МОСЛЕНТА выбрала самые интересные спектакли, перфомансы, выставки, лекции и концерты.

«Ночь обостряет зренье хищников и кротов», – пел в свое время Константин Кинчев. Однако же столичные власти с этим, кажется, категорически не согласны. «Ночь в музее», «Библио-ночь», «Ночь искусств» неожиданно стали мероприятиями модными, а потому многолюдным.

«Да, ходить ночью на различные акции стало модно, - говорит обозревателю МОСЛЕНТЫ глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. – И я не вижу в этом ничего плохого, пусть даже они и выглядят заигрыванием с публикой и популизмом. Статистика говорит: около шестидесяти процентов из тех, кто приходит, например, на "Ночь музеев", именно в рамках акции вообще впервые оказываются в музейном пространстве. Тридцать процентов из них после возвращаются сюда уже в "рабочем режиме", чтобы более внимательно и осознанно посмотреть то, что до этого видели впопыхах, приобщиться к культуре, к художеству».

К чему стоит приобщиться москвичам в «Ночь искусств» 4 ноября

Театр

«Черное пальто», драмтанец без остановки

Киевский вокзал, 17:00, Казанский вокзал, 19:00, Ярославский вокзал, 21:00

© mos.ru

Драмтанец «Черное пальто» поставлен художником и режиссером Федором Павловым-Андреевичем по одноименному рассказу его мамы, а по совместительству классика современной русской литературы Людмилы Петрушевской. Он – о девушке, которая заблудилась и попала в удивительное мистическое путешествие. Но девушкой тут дело не ограничится. Пять уличных танцоров расскажут «Черное пальто» с помощью своих ног, вытанцовывая и выстукивая каждый смысловой оттенок. Сорокаминутное произведение будет призвано вдохновить зрителей на то, чтобы в конце концов взяться за руки.

«Тихая вечеринка»

Музей-заповедник «Царицыно», атриум Хлебного дома, 22:30-00:00

Суть авторского проекта актрисы «Мастерской Петра Фоменко» и звезды ю-туба Ирины Горбачевой в том, что проводимую ей танцевальную вечеринку не услышит никто, кроме гостей, получивших беспроводную гарнитуру, – музыка будет транслироваться через наушники.

«Interconnection/Взаимосвязь»

Государственный центр современного искусства, 21:00

Премьера перформанса, созданного с помощью анализа данных от мобильных телефонов участников постановки во время их движения. Цифровая информация будет превращена в аудиовизуальное оформление в реальном времени.

Встречи

С Ксенией Алферовой и ее бабушкой – тоже Ксенией

Музей-заповедник «Царицыно», 19:00—20:00

© Кирилл Каллиников / РИА Новости

На встрече с гостями «Ночи искусств» актриса, родившаяся в болгарской Софии, и ее бабушка-сибирячка поговорят о Москве и о том, как столица повлияла на творчество всей семьи.

Вход по предварительной регистрации.

С Гошей Куценко

Музей русского импрессионизма, 21:00—22:00

На встрече с актером, режиссером и музыкантом Гошей Куценко можно будет не только услышать рассказ о том, как складывалась карьера студента львовского Политеха Юрия Куценко в столице, но и оценить его музыкальный проект «ГК».

Вход по предварительной регистрации.

С Максимом Диденко

Центр документального кино Музея Москвы, 22:00—23:00

Один из самых популярных московских режиссеров Максим Диденко начинал работать в экспериментальных петербургских театрах «АХЕ» и Derevo, но в Москве начал ставить зрительские спектакли в модных «Гоголь-центре» и ЦИМ – его постановки «Черный Русский», «Хармс. Мыр», «Конармия» прозвучали далеко за пределами театральных кругов.

Вход по предварительной регистрации.

С Викторией Толстогановой и Алексеем Аграновичем

Музей Москвы, 23:00—00:00

© Валерий Мельников / РИА Новости

Виктория – звезда «Пластилина» Кирилла Серебренникова, шекспировских «Двенадцатой ночи» и «Укрощения строптивой» Владимира Мирзоева и «Утомленных солнцем-2» Никиты Михалкова. Алексей Агранович – один из участников театра «Квартет И», режиссер. На встрече они поговорят о любимом городе и о том, какое влияние оказала Москва на их карьеру и актерские работы.

Вход по предварительной регистрации.

Музыка

«Намгар». Музыка монгольских народов

Андреевский мост (пешеходный мост между Пушкинской набережной в Нескучном саду и Фрунзенской набережной), 18:00

«Намгар» — московский музыкальный коллектив, исполняющий традиционную музыку кочевников Южной Сибири, Бурятии и Монголии, созданный продюсером Артуром Пилявиным из группы «Квартал». В репертуаре группы – бурятские плясовые песни нэрьен и ёхор, игровые песни кольца, бурятские протяжные песни, а также собственные интерпретации фольклора монгольских народов.

«Ойме». Традиционные финно-угорские песни

Мост Богдана Хмельницкого (пешеходный мост, соединяющий Бережковскую и Ростовскую набережные вблизи Киевского вокзала), 18:00

Основной репертуар группы составляют народные песни на мордовских языках: эрзянском, мокшанском и шокшанском. На базе собственных этнографических экспедиций участники «Ойме» занимаются восстановлением древних обрядов и ритуалов, а также реконструкцией национальных музыкальных инструментов и народных костюмов народов эрзи и мокши.

Oligarkh

Дебаркадер Киевского вокзала, 19:00

Oligarkh — молодой битмейкер, соединяющий в своих треках духовную, народную и лирическую музыку с колокольным перезвоном, звуком восьмибитных балалаек и ломаными ритмами. Смесь эта весьма гремуча, но без сомнения любопытна.

Кирилл Рихтер

Казанский вокзал, 20:00

Пианист и композитор Кирилл Рихтер считается одним из хедлайнеров современной российской неоклассики. Кирилл пишет музыку к авторскому кино и регулярно выступает на совместных концертах с такими музыкантами-экспериментаторами и неоклассиками, как Hauschka и Петр Айду.

Роман Минц, Ксения Башмет и Евгений Румянцев

Ярославский вокзал, 20:00

Минц – скрипач, автор идеи и художественный руководитель фестиваля «Возвращение», названного Юрием Башметом «классическим андерграундом». В «Ночь искусств» совместно с пианисткой Ксенией Башмет и виолончелистом Евгением Румянцевым он исполнит сочинения Шостаковича и Шнитке.

Лекции

«Гадкая мода: одежда покаяния»

Музейно-выставочный центр «Музей моды», 17:00 - 18:00

© mos.ru

Лекция продолжает авторский цикл «Гадкая мода» научного сотрудника музея Анастасии Комаровской. Гости узнают, как отношение к женщине и ее место в социуме влияли на внешний вид и какие правила и нормы поведения диктовало мужское общество. А также, как индустриализация отразилась на женском костюме и аксессуарах.

«Шпаликов»

Музей Москвы, 13:30 - 14:15

Автор сценариев к «Заставе Ильича» и «Я шагаю по Москве», где, по словам Хрущева, «три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают», поэт, режиссер и сценарист сотрудничал с такими мэтрами, как Марлен Хуциев и Георгий Данелия, но, главное, создал совершенно новый облик Москвы – города, полного любви и надежд. О чем и расскажет кинокритик Никита Карцев.

«Шостакович»

Музей Москвы, 14:30 - 15:15

Драматург «Гоголь-центра» и лауреат премии «Дебют» и конкурса «Новая драма» Валерий Печейкин – о ранних годах Шостаковича, связанных с Ленинградом, о роли в его жизни Москвы вообще и Всеволода Мейерхольда в частности и об окончательном переезде композитора в столицу, где он стал профессором консерватории и пережил обвинения в «буржуазном декадентстве».

«Аксенов»

Музей Москвы, 17:00 - 17:45

Сын осужденных в 1937 году Василий Аксенов часть своего детства провел в детском доме. Получив медицинское образование, работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии и в Ленинградском морском торговом порту. Его прозу осуждал Хрущев, однако она воплотила в себе дух московской оттепели и стала одним из самых точных описаний светской жизни той Москвы – но после смерти Хрущева перестала публиковаться на родине. Спикер – литературный критик Анна Наринская.

«Малевич»

Музей Москвы, 19:00 - 19:45

Специалист по русскому авангарду Александр Кремер расскажет об одном из самых спорных отечественных художников. Например, о том, что в семье Казимира Малевича говорили по-польски и по-украински, он жил в Киеве и Курске, а в Москву смог перебраться не сразу. Что несколько лет подряд он безуспешно пытался поступить в престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И что именно Малевич создал манифест нового направления в искусстве — супрематизма.

Выставки

«Краснота спасет мир? 100 лет, которые потрясли…»

Галерея «На Каширке»

© Максим Блинов / РИА Новости

Выставка, открывающаяся в «Ночь искусств», посвящена вековому юбилею революционных событий в России. В экспозиции представлены журналы, выходившие в царской России начала ХХ века, в 1917 году и в первые послереволюционные десятилетия. В их числе - издания центральные и провинциальные, массовые и специализированные.

«Дочка»

Музей Владимира Маяковского

Выставка посвящена американской дочери поэта Патриции Дж. Томпсон (Елене Владимировне Маяковской). Все желающие смогут ознакомиться с ее архивами – материалами об отце, которые она собирала долгие годы, а также с ее научными исследованиями.

«Эль Лисицкий»

Музей Владимира Маяковского

Новый проект Музея Маяковского посвящен советскому художнику и архитектору Эль Лисицкому – одному из выдающихся представителей авангарда, способствовавшему развитию супрематизма в архитектуре. В рамках проекта будет представлена цифровая копия книги Владимира Маяковского «Для голоса», оформленной Лисицким в 1923 году, а также три оммажа современных художников на тему творчества знаменитого авангардиста.

«Бурлюк – бурлеск»

Галерея «На Каширке»

Выставка, как понятно из названия, рассказывает о талантливом художнике и поэте, выдающемся организаторе, вдохновителе, идеологе и самом ярком представителе футуризма в России. К слову, в 2017 году исполняется 135 лет со дня рождения Бурлюка и 50 – со дня смерти.