Город

Михалкову отдали театр

Председатель союза кинематографистов назначен худруком Театра киноактера

© Владимир Песня / РИА Новости

Карты сошлись: вчера в Театре Маяковского, перед показом спектакля «Метаморфозы», поставленного, кстати, выпускниками Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, расположенной (снова «кстати») в Театре киноактера, глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский сообщил о новой должности Михалкова.

Карты сошлись: вчера в Театре Маяковского, перед показом спектакля «Метаморфозы», поставленного, кстати, выпускниками Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, расположенной (снова «кстати») в Театре киноактера, глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский сообщил о новой должности председателя союза кинематографистов.

"Я хотел бы сообщить, что с сегодняшнего дня Никита Сергеевич Михалков ко всем своим многочисленным возможностям — творческим, общественным — добавил еще одну профессиональную ипостась. Приказом департамента он назначен художественным руководителем Театра киноактера", — сказал чиновник.

С одной стороны, конечно, никто не ожидал, что Никита Сергеевич займет пост худрука. С другой же, все к этому шло, учитывая, во-первых, амбиции Никиты Сергеевича, а во-вторых, тот факт, что уже несколько лет именно в Театре киноактера располагается Пресс-центр Московского международного кинофестиваля (ММКФ), президентом которого является Михалков.

Обозреватель МОСЛЕНТЫ узнал, что думает об этом театральное сообщество столицы.

И общественность забурлила

Бурлить, надо сказать, было с чего. За последние несколько месяцев это уже второе назначение в театр «киношников» — так, совсем недавно художественным руководителем театра «Модернъ» стал режиссер Юрий Грымов. Да и глупо отрицать, что Михалков давно уже будоражит умы всем, что не делает: своими фильмами, своим «Бесогоном», своими инициативами и прочим, не столь заметным.

«Все давно прокомментировал Валентин Гафт: «Россия, слышишь этот зуд?». Ну, и далее по тексту, — считает театральный критик, арт-директор фестиваля NET, заместитель художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский. – Впрочем, я вообще считаю Театр Киноактера атавизмом».

Впрочем, нашлись и те, кто смотрит на случившиеся с большим оптимизмом. Например, театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам Павел Руднев.

С одной стороны, информация о назначении Михалкова в Театр Киноактера скорее разочаровывающая

«В Москве и уж тем более в регионах полным-полно интересных режиссеров, которым пора обзаводиться театрами. Недавно площадку обрел один из них — Владимир Панков, хотя мог бы (по степени таланта) это сделать еще лет десять назад, если бы ему хоть кто-то в правительстве помогал», — отмечает Руднев.

Собеседник МОСЛЕНТЫ считает, что московское правительство не слишком доверяет режиссуре. «Много уже говорилось о том, что невозможно "мариновать" режиссуру в бездомном состоянии — крупные личности должны бы по уму получать театры 30-40-летними, как это было с Ефремовым, Эфросом, Товстоноговым», — уверен он.

Сцена из спектакля "Девушки Битлз" в Театре киноактера.

© Зураб Джавахадзе / ТАСС

Руднев напомнил, что это уже второе назначание кинодеятелей на московские театральные посты: первым был Юрий Грымов, который, по мнению эксперта, может оказаться хорошим менеджером, но репутации театрального режиссера не заработал, так как поставил менее десяти спектаклей.

«Театральной судьбы у Никиты Михалкова нет и знания театрального ландшафта тоже, это безусловно крупная фигура, но в совершенно другой области», — подчеркнул собеседник МОСЛЕНТЫ.

С другой стороны, отмечает он, судьба Театра Киноактера довольно печальна, и последние 20 лет он приходил в упадок.

Театр заслужил репутацию площадки для аренды — неуютное, "ненамоленное" театральное пространство, которое сдается антрепризам, как правило, не слишком прекрасного качества.

«Это театр без репертуарной политики, без отбора, не ищущий, не привлекающий на свою сторону любопытных драматургов, режиссеров, не участвующий в большой театральной жизни. И если Никите Михалкову удастся хоть как-то преобразовать этот фатально не счастливый уголок театральной Москвы, привлечь туда инвестиции, насытить событиями, будет уже неплохо», — говорит Руднев.

Однозначное «да»

Еще более уверена в правильности назначения одна из старейших актрис Театра Киноактера Тамара Семина. «Хочется верить, что с приходом Никиты Сергеевича все у нас изменится к лучшему, — комментирует новость МОСЛЕНТЕ Тамара Петровна. — Пока же могу сказать только одно: я рада. Вся моя молодость прошла рядом с Никитой, и я знаю, какой он талантливейший организатор, так что все просто прекрасно!»

Согласна с ней и другая звезда Театра Киноактера -Лариса Лужина. Она, как театральный критик Руднев, устала от постоянного организационного хаоса в Театре.

«Я обеими руками голосую за такое решение, — поделилась мыслями с МОСЛЕНТОЙ Лариса Анатольевна. — Наш театр уже лет двадцать как потерял свое лицо. Когда у меня спрашивают, кто художественный руководитель в моем театре, кто там режиссер».

Мне даже ответить нечего, потому что никого толкового в Театре Киноактера не осталось. А теперь мне приятно от того, что я могу сказать, что служу в месте, где художественный руководитель — Никита Михалков

Лужина призналась, что не знакома с театральными работами нового худрука, но считает его талантливым во всех отношениях. «Кроме того, я думаю, что он вряд ли сам будет заниматься постановками. Как человек, хорошо разбирающийся в людях, он, скорее, будет приглашать к нам достойных режиссеров со стороны, станет следить за репертуарной политикой, отсеивать всякую ерунду», — подчеркнула актриса.