«Люди грубоватые, но достойные». Что думают о москвичах мигранты, и чего жители столицы ожидают от приезжих?
Что такое «культурный код»?
Культурный код — совокупность разных систем кодировки, позволяющая нам безошибочно распознавать людей или целые пространства. Это очень многогранное понятие. Архитектура, неписанные нормы и правила поведения в различных ситуациях, речь, одежда — все это, как и многое другое, и составляет культурный код.
При этом, говоря о москвичах, надо понимать, что никакого среднестатистического условного столичного жителя не существует. В нашем городе живет множество людей с самыми разными системами восприятия, поэтому, говоря о культурном коде москвича, многое придется обобщать и сокращать. Но, конечно, есть общие для всех жителей столицы вещи, и их немало.
Что москвичи думают о себе?
Надо сразу сказать, что вообще для коренных москвичей, как и для тех, кто живет в столице уже много лет, размышления на тему: «Кто я, как житель этого города?», — сами по себе не очень характерны. Люди скорее воспринимают себя и все, что их окружает, как само собой разумеющееся.
Но ситуация меняется, если рядом появляется кто-то, с кем можно сравнивать, например, жители других городов. Москвич раскрывается по-настоящему во взаимоотношениях с гостями столицы.
Если бы мы выделили некое облако тегов по самовосприятию столичных жителей, получился бы примерно такой набор: «нормальный», что очень важно, «усталый», «спешу», «высокое самомнение», но тут же «мало амбиций», «рассеяно-сосредоточенный».
При этом во взаимоотношениях с другими москвич зачастую проявляется, как человек широкой души, готовый разместить, напоить, накормить гостя, все ему показать и рассказать. Единственное, жители столицы иногда слегка обижаются, что другие люди делают все несколько медленнее, чем они.
Что приезжие думают о москвичах?
Если посмотреть, как москвичей воспринимают люди из других городов, в том числе те, кто относительно недавно переехал в столицу, мы видим интересную картину. Говоря со множеством людей, как жителей нашего города, так и приезжих, мы поняли: многие считают, что москвич — это своего рода русский немец. И что провинциалу хорошо, то москвичу — смерть. Так что в нашей стране существует некое противопоставление жителей столицы и всех остальных.
Это отражается, помимо прочего, в медийном образе москвичей. И это зачастую образ ханжи, пресыщенного жизнью человека, который всем доволен и спокоен, потому что ему, по сути, больше нечего добиваться, не к чему стремиться. И такого москвича многие не любят.
Столкнуться с подобным образом столичных жителей можно, например, приехав в экспедицию в какую-нибудь российскую деревню. Мы в такие поездки ездим часто. Для жителей глубинки москвич — что-то очень далекое и непонятное, зато напичканное деньгами.
Но одновременно с этим существует несколько иное впечатление. Для жителей других городов, которые приезжают в столицу, москвич — это уже достойный подражания, занятой, но усталый, культурный, модный, хорошо владеющий языками и в то же время грубоватый человек, отлично умеющий управлять своим временем.
Коренные и приехавшие
Наши собеседники часто говорили нам о двух типах москвичей. Первый — старые или коренные жители столицы. С ними ассоциируется множество самых разных вещей, например, Старый Арбат, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», песни Булата Окуджавы, книга Владислава Ходасевича «Некрополь», подмосковные дачи, куда горожане уезжают отдыхать летом, нелогичные, но очень милые семейные прозвища, небольшие церквушки, Ленком и так далее.
А второй тип — те, которые не родились в Москве, но перебрались в столицу, сумели в ней закрепиться и начали считать этот город своим. Они более активные, с ними ассоциируется более высокий, чем в других регионах, уровень жизни, но они и не обходятся без понтов. И понты тут — очень важное дело.
Демонстрацией успеха может быть посещение модных заведений, ресторанов авторской кухни, клубов и баров, прогулки по Парку Горького, презрительное иногда отношение к «бедной культурной столице» Санкт-Петербургу, пользование электросамокатами, книги из магазина при музее современного искусства «Гараж», нон-фикшн, ярмарки и прочие подобные вещи. Раньше сюда же входили вейпы, но сейчас эта мода уже уходит в прошлое.
При этом второй тип москвичей, как говорят наши собеседники, видно значительно лучше. Этот уровень культурного кода считывается быстрее, он находится на поверхности. А вот первый нужно найти, хоть, на мой взгляд, это и не так уж сложно.
Главный стереотип
Я сам всегда спорю со стереотипами, вроде мнения, что в москвиче — это в первую очередь туго набитый кошелек с деньгами. Когда слышишь что-то подобное, начинаешь подробно рассказывать людям про столичные реалии, например, про зарплаты бюджетного сектора, которые мало отличаются вообще по всей стране.
При этом нельзя сказать, что большинство москвичей обижают подобные суждения о них. Такие стереотипы скорее вводят в некое недоумение. Столичные жители после этого стараются как можно точнее описать реальную ситуацию, чтобы развеять мифы. Впрочем, на людей, уверенных в своих оценках москвичей, это не производит особого впечатления. Картина мира — устойчивая штука, которая изменениям поддается с трудом.
Миф о «понаехавших»
При этом негативное отношение москвичей к приезжим — скорее мифология. По крайней мере, я не видел ни одного столичного жителя, кто не готов был бы объяснить правила поведения в нашем городе, кто бы плохо относился к людям, которые переехали в столицу, и так далее.
Коренные москвичи, например, скорее рады познакомить гостей с городским пространством и принципами взаимодействия с ним, жизни в нем. Миф о «понаехавших» скорее основывается на взаимодействии с теми, кто переехал в Москву несколько лет назад, сумевшими закрепиться здесь и считающими этот город своим.
Тут имеет место некая внутривидовая конкуренция. Такие люди скорее будут с негативом воспринимать только что приехавших в столицу.
Что раздражает москвичей?
Есть один небольшой нюанс, из-за которого москвичей могут воспринимать, как людей не очень ласковых. Если нарушаются некие негласные правила культурного кода, например, столичные жители несколько раз объяснили что-то гостю, а он так и не понял, что и как ему нужно делать, у москвичей возникает тихое раздражение. Оно хорошо считывается по мимике, жестам, интонациям.
Например, москвич не понимает, что кто-то из регионов может буквально замереть у эскалатора, потому что никогда раньше им не пользовался и ему страшно. Или может вызывать недоумение стеснение гостей столицы у входа в то или иное культурное учреждение или дорогой ресторан. Москвич не понимает, почему другой может мяться на пороге и долго туда не входить. Чего стесняться? Это же для всех.
Самая простая рекомендация для тех, кто только приезжает в столицу, — смотрите, как ведут себя москвичи, и просто копируйте их поведение. Так проще изучить негласные правила игры. А в целом тут нет каких-то глобальных иерархических слоев. Они тоже существуют только в голове.
Отношение к городу
Отношение москвичей к культурным благам, которые их окружают, — важный момент. Когда в столицу приезжают гости из регионов, они сразу стараются пройти и посмотреть все видовые места и известные достопримечательности, начиная с Красной площади. Они долго гуляют по Кремлю, посещают городские музеи, а потом едут к высоткам «Москва-Сити», чтобы сделать фото и поделиться им в сети.
Это проявление демонстративного потребления. Люди должны всем в родном городе показать, как приобщились к культурным благам, которые есть в столице.
Москвичи к этом относятся иначе. Подобные вещи здесь не играют такой большой роли, а объектом для демонстрации скорее станет новый iPhone, какая-то брендовая одежда или посещение дорогих ресторанов, не существующих вне столицы.
Достопримечательности, существующие рядом с жителями столицы, воспринимаются ими, как нечто само собой разумеющееся. При этом нельзя сказать, что это слепота к привычному. Москвичи прекрасно воспринимают и понимают свой город, просто придают окружающему пространству несколько иное значение, потому что все, что в нем находится, всегда было рядом с ними.
Разница реакций
Очень хороший пример такого отношения к окружающему городскому пространству — осознание постоянного присутствия известных людей на одной территории с тобой. Москвичи осознают, что в одном городе с ними живут звезды сцены, кино и телевидения.
Простой пример — год назад я общался с Леонидом Якубовичем. Люди из других городов, когда слышат об этом, часто говорят: «Да ну! В самом деле?!». Но с позиции столичного жителя это не вызывает таких эмоций, потому что в подобной ситуации нет ничего удивительного. Просто тебя могут позвать в качестве эксперта на какую-то передачу, а в коридорах студии ты можешь встретить кого-то из известных людей. Ты просто здороваешься с ним, это может привести к какому-то кратковременному диалогу. И в этом нет ничего сверхестественного.
В столице не существует каких-то слишком серьезных преград для общения одних людей с другими. Они все — в голове.
При этом москвич никогда не стремится показать некое свое превосходство над другими в силу обстоятельств, в которых он находится. Но житель столицы обычно спокоен и расслаблен, о чем бы он ни рассказывал, а это может раздражать других людей. Подобное поведение нередко воспринимается, как знак чего-то элитарного, хотя для самого москвича это просто естественно...
Продолжение читайте на «Мосленте» завтра.