«Хватит называть инфоцыганами всех подряд!» Столичный юрист — о праве в сети и потребительском экстремизме
«Диджитал-юристы сейчас нарасхват»
Лет 15 назад профессия юриста считалась нереально престижной. Каждый родитель мечтал, чтобы его ребенок поступил именно на юрфак. Сейчас ситуация немного изменилась, но я по-прежнему вижу большой интерес к нашей сфере.
Людей, окончивших юридический факультет, действительно много, но далеко не все работают по профессии. Лично я ощущаю недостаток качественных кадров.
Особенно дефицит профессионалов ощущается в сфере инфобизнеса. Диджитал-юристы сейчас нарасхват. Спрос сильно превышает предложение.
Слово «диджитал» переводится с английского как «цифровой». Диджитал-юрист — специалист, работающий в сфере интернет-права. Я занимаюсь юридическим сопровождением инфобизнесменов, блогеров, интернет-магазинов, маркетплейсов и различных онлайн-платформ.
«Настоящий потребительский экстремизм»
С наибольшим количеством трудностей я сталкиваюсь, работая с клиентами, запускающими различные курсы или продвигающимися в роли наставников в тех или иных областях. И главная проблема — это возвраты. Вы даже не представляете, сколько в нашей стране недобросовестных потребителей, стремящихся получить услугу бесплатно, то есть вернуть себе деньги, когда она уже была предоставлена. Это настоящий потребительский экстремизм.
Например, довольно распространена такая схема. Сегодня люди часто приобретают тот или иной товар или оплачивают услугу в рассрочку, потому что у них нет возможности заплатить всю сумму сразу. Как правило, рассрочка берется на год. Но средний сетевой курс рассчитан на два-три месяца.
Пройдя обучение, но не получив некого идеального результата, которого ожидал, человек нередко идет к организаторам курса и требует вернуть ему деньги, ведь оплаченная услуга не оправдала его надежд.
Если у предпринимателя нет соответствующих документов, очень велика вероятность, что ему действительно придется вернуть деньги. Он просто не сможет доказать, что выполнил все свои обязательства перед клиентом. Чаще всего суд становится на сторону потребителя. Предприниматель может выиграть только в том случае, если у него есть все нужные бумаги и высококлассный юрист в команде.
«Я могу сесть за работу в час ночи»
Большинство моих клиентов зарабатывают в десятки раз больше меня. Однажды я сотрудничала с человеком, который за один запуск заработал 113 миллионов рублей. При каких еще условиях я могла бы познакомиться и завязать общение с таким человеком? Да ни при каких! Меня радует, что я сотрудничаю с людьми, которые сделали себя сами и зарабатывают огромные деньги. Ты видишь их труд, самодисциплину, стремление к успеху. Это не может не вдохновлять.
Минусы моей профессии — сокращенные дедлайны. Бывает, звонит человек и говорит: «Юлия, у нас тут запуск курса, и оферта нужна была еще вчера. Сделай прямо сейчас». Это может быть и в час ночи, и в пять утра. Если мне дорог этот клиент, то я сажусь и делаю.
Ночной работы и просьб из разряда «здесь и сейчас» действительно много. Многие мои клиенты, например, плохо следят за своей почтой и узнают о том, что у них начался судебный процесс, когда уже прошло три заседания. В этом случае нужно незамедлительно реагировать на запрос и приниматься за работу.
«В этой сфере люди зарабатывают миллионы»
У многих людей онлайн-образование сразу вызывает ассоциацию с так называемым инфоцыганством. Но у этого термина есть точное значение. В одном судебном решении указано, что инфоцыган — это информационный мошенник, аферист, который хочет вытянуть деньги из людей обманным путем. Но считать таковыми всех специалистов, предоставляющих образовательные услуги в сети, мягко говоря, неправильно.
Сегодня инфобизнес — сфера, в которой люди зарабатывают миллионы. Большинство жителей России никогда не слышали о таких суммах, так что им все это кажется сомнительным или даже нелегальным. Слово «инфоцыгане» стало использоваться как оскорбление по отношению к инфобизнесменам. Я против настолько широкого употребления этого термина. Мне кажется, что в XXI веке нам уже пора прекратить жить стереотипами.
Что касается качества услуг: да, они могут быть как хорошими, так и плохими. Но кто сказал, что такого не может быть и в привычном офлайн-образовании? Есть хорошие вузы, а есть плохие. Есть талантливые преподаватели, а есть бездарные. Абсолютно в любой сфере есть плохие и хорошие специалисты. Прежде чем покупать какие-то либо инфопродукты, нужно включить критическое мышление и немного проанализировать его, прочитать отзывы. Это ваша зона ответственности.
«Не всегда выигрывает тот, кто прав»
Люблю выражение: «Закон — что дышло, как повернешь, так и вышло». Юристы, не обижайтесь. На практике не всегда выигрывает тот, на чьей стороне правда. В юриспруденции вообще нет такого понятия, как правда. Она у всех своя.
Часто человек, который считает себя правым, не собрал нужное количество доказательств или неправильно оформил какие-то бумаги. Из-за таких ошибок он может проиграть и не получить желаемое — несмотря на то, что правда за ним.
«Каждый день мы сталкиваемся с правонарушениями»
В повседневной жизни я часто замечаю мелкие правонарушения, но не всегда с ними борюсь. Где-то не выдали чек, где-то банк начинает мне навязывать свои услуги, или, например, я записываюсь к фотографу и узнаю, что он не платит налоги.
Случается всякое. Да, на что-то я готова закрыть глаза, но есть вещи, которые я не оставлю без внимания.
Например, человек оказывает мне услугу, и я понимаю, что он ведет свою деятельность не совсем легально. Я могу промолчать, так как это его выбор. Я не вправе навязывать ему свои личные убеждения. Но если кто-то пытается нарушить мои права — берегись!
«Москвичкам больше неинтересно, как стать идеальной женщиной»
Сейчас в Москве очень популярны разного рода наставничества. На первый план выходят более элитарные продукты. Это значит, что эксперты помогают другим экспертам монетизировать знания, увеличивать свой доход и клиентскую базу. В таких группах обычно участвует около десяти человек, то есть наставник лично знает всех и общается с каждым. Это очень эффективно. Люди хотят видеть индивидуальный подход и готовы за это платить серьезные деньги.
Меня радует, что стало меньше курсов, где представительниц прекрасного пола учат быть «настоящей женщиной», дышать маткой или правильно ублажать своего мужчину. Это вы москвичкам сейчас точно не продадите.
«В Москве люди готовы бороться за свои права»
Московские и региональные суды кардинально отличаются друг от друга. Суды в столице переполнены, судьи очень загружены, а значит, у них не так много времени на рассмотрение каждого дела. Поток людей просто бесконечный, так как в Москве судятся все и по любому поводу.
Выбирая между московскими и региональными судами, я предпочту столичные. Судьи здесь более компетентны, у них больше опыта, они быстрее рассматривают дела и охотнее идут тебе навстречу. Сама организация рабочего процесса налажена гораздо лучше, чем в провинции.
В Москве люди обращаются в суд гораздо чаще. На мой взгляд, это связано с тем, что люди в регионах не верят в правосудие и согласны подолгу терпеть и замалчивать свои проблемы, лишь бы не идти в суд. Видно, что в столице люди готовы бороться за свои права и отстаивать их.
«Идеальное место»
Я до сих пор очень люблю бывать на Садово-Кудринской, между Арбатом и Патриаршими прудами. Там находится Московская государственная юридическая академия, которую я окончила несколько лет назад. Это идеальное место.
В институте я получила полезные теоретические и практически знания, так что мое образование стало отличным бэкграундом для моей профессиональной деятельности. Помимо знаний институт подарил мне потрясающее окружение. Теперь почти в каждом московском суде у меня есть парочка знакомых.