«Чувак, ты что-то попутал!» Рома Крихели — о раздражающей одежде, мужчинах на каблуках и собственном стиле
О том, какую реакцию у москвичей вызывает мужчина на каблуках
Недавно выяснил, что больше всего раздражает москвича во внешнем виде мужчины. Вы удивитесь, но это каблук. Ни платье, ни юбка, ни даже макияж с маникюром. Именно каблук. Наверное, когда я выхожу на улицу в платье, люди до конца не понимают: может это халат какой-то? Начинают внимательно рассматривать, изучать, но без негатива. Каблук же вызывает чересчур бурную реакцию. Могут даже сказать: «Чувак, ты что-то попутал».
На пятисантиметровым каблуке я ходил везде: Сочи, Москва, Питер. Ни у кого вопросов нет, максимум — недовольные взгляды. На восьмисантиметровом передвигаться уже сложнее даже с точки зрения удобства. Из такси до ресторана добежать возможно, но на прогулку — плохая идея.
О нетерпимости к людям, которые выглядят не как все
За границей реакция на нестандартно одетых людей тоже неоднозначная. Например, Брюссель — ужасно консервативный город, жители которого считают, что позволительно носить только черное стеганое нечто. Никто не имеет права выделяться. Там прохожие, видя меня, начинают в прямом смысле слова морщиться. Своей реакцией они тебе как бы говорят: «Мы недовольны! Иди переодевайся!»
Еще я заметил, что в Европе к нестандартно одетым людям относятся терпимо, если они прямо заявляют: «Ребята, я гей». Тогда реакция нормальная: «Ладно. Нам же сказали быть терпимыми, мы и будем». Но если ты одет в платье и идешь за руку с девушкой, им это вообще не понятно. Им не нравится загадка. Натурал на каблуках? Не может быть!
В Берлине всем более-менее плевать. В Токио вообще никто внимания не меня не обращает. В их культуре зашито, что нельзя своим вниманием ставить человека в неудобное положение. Я в Токио иногда таких безумных ребят встречаю, что мои каблуки на контрасте растворяются. И никто на них с вытаращенными глазами не смотрит.
Лондон — четвертинка на половинку. Недопонимающие взгляды на себе можно легко поймать, но прямой агрессии не встретите. В общем, Европа в этом смысле разная, и Москва в этом смысле — далеко не худший вариант.
О том, что раздражает в одежде других
Я в целом за то, чтобы все одевались так, как им хочется. Но есть то, что меня раздражает во внешнем виде других. Вернее сказать, я бы так точно никогда не оделся. Например, мне не нравится причастность к определенным, очень узнаваемым тенденциям. Например, луки в стиле Balensiaga. Это посыл в лоб, не мое. Или, когда ты обвешиваешься вещами Louis Vuitton, как бы крича: «Ребята, я потратила на это очень много денег!». Мне больше нравится, когда вещь неочевидна. Может она стоит 15 тысяч рублей, а может 300. Вот это интересно.
Мне не нравится так называемый нормкор (современная тенденция в моде обоих полов, характеризующаяся выбором непритязательной одежды, стремление выглядеть «обычно», «как все», не выделяться — прим. «Мосленты»). Накинул свитерок, джинсики и пошел. Дело ваше, но мне кажется, это дико скучно. И я считаю свое возмущение праведным! Мы же живем в социуме, не голые же ходим. Мы же можем и что-то поинтереснее придумать. Почему вы это игнорируете? Но это — без давления.
О том, почему модные люди радуют
Недавно рассуждал на тему, что значит быть стильным, а что — модным. Пришел к выводу, что модный человек — это тот, кто следует трендам. Стильный же — тот, кто выглядит интересно и узнаваемо без привязки к этим самым трендам. Многие считают, что быть стильным — это просто транслировать какую-то эстетику, возможно, свой характер через образ. Нет, это заблуждение. Стильный человек обязательно должен как-то идентифицироваться. Его стиль особенный. Например, он носит какие-то определенные кепки. Или же человек выбирает привязку к какой-то эпохе, например, барокко. Стиль — это не более, чем узнаваемость.
Я думаю, что быть модным — это нормально. Модные люди меня радуют. Но только если это не вульгарная погоня за актуальными вещами. Мне самому нравится носить вещи, которые отражают социальные состояния. Тренд — это всегда следствие каких-то процессов в социуме. С этой точки зрения, мне нравится быть модным. А стильный я или нет? Если честно, мне плевать. Многие меня узнают и идентифицируют через юбки. Наверное, можно сказать, что это мой персональный стиль.
О том, почему свой стиль нельзя найти
Свой стиль нельзя найти. Его можно только придумать, специально разработать, создать. Большим трудом.
Изучая историю моды, копаясь в разных периодах, ты начинаешь видеть причинно-следственные связи. Тебе вдруг становится понятно, как то, что происходит в обществе, отражается в одежде. Например, в 50-е у женщины появляется сумка. А почему именно тогда, кто-то задумывался? Все потому, что в 40-е на Второй мировой войне погибает много мужчин, женщин становится большинство. Приталенные, подчеркнуто женственные силуэты — это попытка конкурировать с мужчинами, которых мало. Производители одежды начинают максимально давить на женственность, а сумка — главный атрибут этой самой женственности. Там лежит все девчачье барахло: помада, расческа, записные книжки. Сейчас сумка постепенно редуцируется, потому что в них нечего класть. У нас все в смартфоне: и ключи, и карты, и блокноты. Посмотрите на сумки, которые создал Жакмюс.
Зная и понимая все эти нюансы, тебе гораздо легче играть в одежду. А я в нее именно играю. Одежда — не рабочий инструмент для меня. Это больше способ развлечься и создать себе хорошее настроение.
О том, хочется ли иногда одеться «обычно»
Не бывает дней, когда мне хочется отдохнуть от своих нарядов. Бывает, конечно, когда нужно быстро куда-то метнуться и просто нет времени на тщательный выбор одежды. Ну, условно, в магазин — за салатом. Тогда я не заморачиваюсь, надеваю что-то удобное и вперед. Но это все равно выглядит необычно, у меня же вся одежда, так сказать, с приколом. Мне вообще нравится ловить реакцию удивления людей, которые видят меня на улице. Но я не одеваюсь для того, чтобы вызвать эмоцию. Это просто приятный бонус.
Позавчера собрался в магазин, стою на пешеходном переходе. На мне была куртка с капюшоном, который я натянул на голову. А капюшон настолько большой, что закрывает почти все лицо. Так вот мне какая-то девушка берет и заглядывает в капюшон, как в тоннель. Говорит: «Роман, это вы? Я на вас подписана». Такое меня забавляет.
Классический диванный психолог, видя мой блог, считывает меня как одинокого, неуравновешенного, отчаянно ищущего внимания человека. Людям кажется, что мой эпатажный внешний вид — это такая попытка привлечь внимание, моя нужда. Конечно, это не так. Я одеваюсь для себя и просто получаю большое удовольствие от самого процесса. Если я иду по улице и не привлекаю вообще никакого внимания, ну и прекрасно. Мне нормально. Если привлекаю — тоже здорово, меня это не раздражает. Для меня это игра.
О том, почему повторять за кем-то — не стыдно
Если у вас после прочтения этого интервью вдруг появилось желание поиграть в одежду — это прекрасно! Одежда имеет огромное количество соприкосновений с разными сферами, это огромный источник информации. Смотрите на это, как на возможность расширения кругозора. Читайте про эпохи, про костюмы, которые предназначались для определенных кругов людей. Это просто любопытная информация. Если это приведет к изменению стиля в лучшую сторону — прекрасно. Если нет — тоже неплохо, вы просто будете лучше ориентироваться в теме.
По секрету скажу, что можно даже повторять за теми, кто нравится. У меня, например, есть поклонник — маленький мальчик 10 лет. Он меня часто косплеит, шляпы такие же носит и так далее. И мне это нравится! Нет ощущения, что у меня что-то воруют.