«Дралась. Хотела быть похожей на мальчика». Наталья Бондарчук — об отношениях со знаменитыми родителями и своем детстве
О детстве на Новой Песчаной улице
Как ни странно, я очень хорошо помню себя маленькой. С двух лет точно помню. До пяти с половиной я жила с мамой, папой, бабушкой (сибирской писательницей Анной Ивановной Герман) и няней Нюрой. Мы жили в кирпичном пятиэтажном доме, построенном пленными немцами, на четвертом этаже, в однокомнатной квартире. Жили с огромным удовольствием, счастливо и дружно.
Мы с бабушкой и няней жили на кухне, а родители — в комнате. Разумеется, я разгуливала по всей квартире. Ползала по родительской тахте и нередко спала там…
Совсем недавно меня нашла родственница моей няни, связалась со мной. Мы пообщались. Няню свою я очень любила. Она много дала мне. Кстати, когда я снимала фильм «Пушкин. Последняя дуэль», провела параллели между своей няней и Ариной Родионовной. Я верю в то, что Арина Родионова была для поэта очень дорогим человеком и повлияла на его развитие.
О немоте и переезде
Потом мы переехали на Дорогомиловскую улицу. Тот дом я не очень любила. Окна квартиры выходили на трассу, из-за чего в доме всегда было шумно. Правда, на Дорогомиловской у нас была двухкомнатная квартира.
А вот сам район мне понравился. Мы с бабушкой ходили на пляж (тогда не было гранитной набережной) и много купались. Бабушка научила меня плавать.
Помню, как мы плавали с ней на катере и неожиданно я стала читать стихи: «Родимая страна издали видна». До этого я мало разговаривала. Родители боялись, что я немая. Заговорила в два года.
О папе и забавах
В детстве я любила орать и скатываться с горок. В нашем дворе стояла большая деревянная горка, на которую я залезала и катилась вниз с криком. Одевалась как мальчишка. Дралась. Хотела быть похожей на мальчика. Послевоенное время оказало свое влияние: дух героизма буквально витал в воздухе.
Еще я очень любила делать секреты. Брала стеклышки, делала ямочки, закапывала драгоценности.
Очень любила путешествовать с папой. Он часто брал меня на пленэры. Сажал на свои колени и рисовал этюды. Папа очень хорошо рисовал, причем часто писал маслом, но считал это занятие несерьезным. Мало кто знает, что фильм «Война и мир» папа сначала нарисовал -- кадр за кадром. Параллельно со съемками фильма «Борис Годунов» папа рисовал картины с героями фильма. А в моем доме висит папина картина «Церковь в Переделкино».
Ревность к поклонникам мамы.
Моя мама, актриса Инна Макарова, стала знаменитой после роли Любки Шевцовой в фильме «Молодая гвардия». С мамой было очень трудно ходить по улицам — все на нее смотрели, просили автографы. Очень мне это не нравилось. Я считала, что мама — только моя, и возмущалась, что чужие люди к ней запросто пристают.
Мама всегда общалась со зрителями. Не было ни одного отказа с ее стороны. Она и на самолет опаздывала, раздавая автографы. Папа тоже сыграл крупные роли, в частности, Тараса Шевченко, но мама была намного популярнее
Родители жили скромно, небогато, как самые обычные люди. Тогда артисты в материальном плане не были такой элитой, как сейчас. У нас, например, не было телевизора. А у наших соседей Куйбышевых (я имею в виду семью революционера и политического деятеля Валериана Куйбышева) был. Я ходила смотреть телевизор к Оленьке Куйбышевой, которая жила над нами. У меня остались фотографии с Оленькой. Помню, как вместе мы смотрели фильм «Дети капитана Гранта». Я влюбилась в исполнителя роли капитана Гранта Якова Сегеля. Потом он стал известным режиссером.
Мой папа один из первых в среде кинематографистов Москвы купил магнитофон, и уже Оля Куйбышева приходила к нам слушать музыку.
В пять лет я сыграла свою первую роль — Муху Цокотуху. Мама и папа играли всех остальных героев. Родители стучали рюмками, топали, и мы все это записали на магнитофон. Когда я услышала свой голос, расплакалась. Из магнитофона звучал голос какой-то «простуженной мыши». Родители меня успокоили. Сказали, что это техника все так искажает.
О пельменях и шашлыках
Я — выпускница знаменитого курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Там учились четыре Наташи – я, Наташа Белохвостикова, Наташа Аринбасарова и Наташа Гвоздикова. Здесь же учился Коля Еременко.
Сергей Герасимов научил нас лепить пельмени, и мы это с удовольствием делали. С тех пор я люблю домашнюю еду и не хожу по ресторанам.
Москвичи тогда подкармливали иногородних. С каждой стипендии я покупала Коле Еременко длинный-длинный хлеб и несколько палок колбасы. Коля учился на тройки и получал маленькую стипендию.
После показов спектаклей и этюдов мы всем курсом шли на ВДНХ и объедались. За всех платил Сергей Герасимов. Все киоски там нас знали и любили. Сергей Аполлинариевич покупал много шашлыков, и мы их ели на свежем воздухе.
О любимых местах и пломбире
Очень люблю Украинский бульвар. Там мы жили с мамой уже после развода родителей. Я до сих пор прописана в маминой квартире. Район спокойный, тихий, хотя и рядом с Киевским вокзалом. Он очень зеленый, с фонтанчиками. А около нашего дома были интересные магазинчики.
Но самое-самое любимое место — киностудия «Мосфильм». У меня там сейчас производственный офис. Как я радуюсь, когда прохожу сад Довженко на «Мосфильме»! Знаменитый режиссер посадил яблоневый сад, а Карен Шахназаров бережет его, как реликвию. Специальные работники ухаживают за деревьями. Представьте себе — все мосфильмовцы объедаются яблоками!
Недавно для себя открыла Ботанический сад. Весной снимала там сцену для фильма «Снегурочка». Еще люблю Воробьевы горы. С родителями, а потом с мамой я каждый ход ходила туда смотреть салют. Почему-то любила во время салюта — самого красивого в мире салюта — есть мороженое. До сих пор обожаю пломбир.
О местах памяти
Люблю район Новодевичьего кладбища. Здесь похоронены мой отец и сестра Алена Бондарчук. Несколько раз в год прихожу на их могилы.
Особое место для меня — Троекуровское кладбище, где похоронена моя мама, Инна Владимировна Макарова. Мы установили ей памятник в образе Любки Шевцовой. Героиня исполняет свой танец. Многим людям он нравится, и это радует. Недалеко от мамы похоронен мой двоюродный брат, режиссер Андрей Малюков. А рядом — могила моей близкой подруги Зины Кириенко.
О Юрии Гагарине и Юлии Пересильд
Самое сильное впечатление детства — полет Юрия Гагарина в космос. Мне было 11 лет. Вышла на улицу, а там все обнимаются, целуются. Это было такое единение людей!
Если бы Андрей Тарковский снимал фильм «Солярис» в космосе и сказал: «Наташка, полетим?» Я бы, не задумываясь, сказала: «Полетим!»
Рада, что Юлии Пересильд удалось попасть на орбиту. Я — поклонница фильма «Вызов» и этой актрисы. И в съемках фильма в космосе мы оказались первыми.
О маме и любви
Я — природный человек. В детстве была сильная аллергия, и бабушка вывозила меня на дачу в Переделкино, где болезнь проходила. Городской девочкой я так и не стала...
Сейчас живу в 36 километрах от Москвы, куда мама привезла меня в 1956 году. В этом месте мы с бабушкой, живя в маленькой комнатке, кормили с рук гречневой кашей лосей.
Эту дачу построила моя мамочка. Последние годы жизни мама жила с нами, на даче, в своей комнате. Вот уже второй год прямо перед днем рождения мамочки здесь расцветают розы. Я срезаю их и везу маме на могилу. Все эти розы посажены ее рукой.
Время от времени я перечитываю переписку мамы и папы. Как сильно они любили друг друга! Я — дитя любви, и это самое главное.