«Фрейлина мне ближе, чем прекрасная няня». Что говорила Анастасия Заворотнюк о своих учителях, любимом муже и съемках в кино
Про игру с легендами и котенка от Смоктуновского
В 16 лет я поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Олега Павловича Табакова. Мечтала попасть к нему и поступила сразу. Тогда еще были живы легенды — Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский.
Никогда не забуду, как Смоктуновский подарил мне котенка в газетном кулечке. Он нашел его на улице, пожалел и отдал в мои руки. Сказал: «Настенька, доверяю тебе этого малыша». Котенок долго жил у меня в общежитии.
Я выходила на одну сцену с Александром Калягиным, с Анастасией Вертинской и думала: «Неужели все это происходит со мной?» Готова была умереть, чтобы не омрачать это счастье своим дальнейшим пребыванием на земле. Разумеется, я понимала, что далека от них по мастерству и таланту, что мне никогда не стать такой, как Анастасия Вертинская, но пребывание рядом с ними меня окрыляло. Я готова была свернуть горы, чтобы играть с ними на одной сцене. Но в мои планы вмешивалась реальность, и я ей подчинялась. Об этом иногда жалею. Не надо идти в ногу со временем. Надо слушать свое сердце.
Про судьбу и ее повороты
Никогда не знаю, что ожидать от себя лично и своей судьбы. Умный актер Андрей Смоляков советовал мне планировать свою жизнь. Не получается. Все мои прогнозы, установки — бессмысленны.
Судьба так круто и резко разворачивает меня порой на 360 градусов. Подчиняюсь всем ее переменам. Порой удивляюсь, когда оперные певцы или танцовщики говорят, что через два года, в определенный день будут петь, например, в Ла-Скала или танцевать на сцене Большого театра. Думаю: «Боже, а я ведь не знаю, что со мной будет завтра!»
Неожиданно возникают новые проекты, встречи, предложения. Не всегда могу понять и решить, что мне нужно, а что не нужно. Жизнь разворачивает меня самым неожиданным образом, как на аттракционе. Иногда сравниваю свой путь с американскими горками.
Тем не менее моя жизнь обрела свое русло: есть профессия, дети, любимый муж. На премьеру фильма «Гоголь. Ближайший» приехали мои родители, которые для меня служат непререкаемым авторитетом. Есть Москва, которую я обожаю, и есть родная Астрахань, которая навсегда останется для меня местом силы.
Про родителей
Я выросла в актерской семье. Папа — телевизионный режиссер-документалист, очень строгий, даже суровый. Своими замечаниями и критикой доводил меня до желания уйти из профессии. С детства прислушиваюсь к его мнению, потому что он научил меня в жизни всему.
А моя мама — народная артистка России. Она очень нежная, ласковая и неземная. У нее очень редкое сценическое амплуа. Когда женщина взрослеет, то у нее меняются глаза, тело… А мама умудрилась полвека проскакать по сцене ребенком. Вот такой у нее легкий дар, легкое дыхание, легкая походка.
С мамой всем очень комфортно и уютно. У нее еще один важный талант — быть дипломатом. Вот ей бы удалось привести мир к абсолютной гармонии. Она самый миролюбивый и добрый человек на свете. С родителями мне очень повезло. Надеюсь, что и моим детям повезет со мной.
Про будущее детей и отношение к делу
Будущее моих детей будет зависеть исключительно от их выбора. Моя позиция такова: дать им образование в том объеме, в каком они будут готовы его взять. На мой взгляд, не все свои таланты они хотят использовать, но я буду поддерживать их во всем и любить до сумасшествия.
С детьми не умею быть объективной и строгой, но стараюсь им привить серьезное отношение к делу, которым они будут заниматься. Раздражает нечестное отношение людей к своей профессии. Например, человек называет себя режиссером и не соответствует этому. И таких горе-режиссеров сегодня много. Если уж берешь такое высокое имя — Режиссер, — будь добр, соответствуй! Олег Павлович Табаков учил нас быть артистами до конца, до последнего вздоха и не срамить имя Актера.
Про подругу Пушкина и возлюбленную Гоголя
Я благодарна Наталье Бондарчук за роль Александры Осиповны Смирновой-Россет, фрейлины императорского двора, дружившей с лучшими поэтами и писателями той эпохи. Находилась под впечатлением рассказов Натальи Сергеевны об этой уникальной женщине, о той эпохе, которую называют пушкинской. Получала огромное наслаждение от корсетов, платьев с пышными юбками, причесок с завитушками. Перечитала всю литературу о своей героине.
Гоголь писал ей такие восхитительные письма! Александра Осиповна была не просто одной из умнейших женщин своего времени, редкой красавицей, но и человеком, который влиял на ход истории. Правда, чем больше ее жизнь была связана с историей России, тем печальнее она становилась.
В один период моя героиня была смешливой, жизнерадостной, какой ее описывает Пушкин в своем стихотворении 1832 года (там есть строки «И как дитя была добра, смеялась над толпою вздорной»). А уже через пять лет Лермонтов в своем посвящении описывает Россет строгой, молчаливой, грустной.
Александра Осиповна близка мне по духу. Она гораздо ближе для меня, чем моя современница Вика Прутковская. Для меня было ценно сыграть Россет как в молодости, так и в глубокой зрелости. Я играла не красавицу, царицу бала, а глубокую личность, которая оказала огромное влияние на умы и души гениев. Хочется, чтобы молодежь посмотрела картину «Гоголь. Ближайший». К сожалению, современное телевидение не очень озабочено воспитанием детей. В моем детстве для нас снимали фильмы, сказки, передачи, издавали газеты, журналы, а сейчас дети всего этого лишены.
Про романы служебные и любовь вечную
Эльдар Рязанов — мой любимый режиссер. Я согласилась на роль Оли Рыжовой в ремейке фильма «Служебный роман. Наше время», чтобы признаться в любви к Рязанову и ко всем актерам этого фильма. Знаю, что в истории навсегда останется Оля Рыжова — Светлана Немоляева, а про меня завтра забудут. Но это неважно. Главное — в искренности желаний и мотивов. Каждый день я радовалась тому, что участвую в этой истории, и говорила: «Боже, еще немного продлись, этот прекрасный служебный роман!»
Когда мне говорят, что с Петром Чернышовым у нас тоже служебный роман, ведь мы познакомились в проекте «Танцы на льду», я это отрицаю. Всю жизнь ждала такого мужчину, как Петр, верила, что он придет, молилась. Наша история — вечная, а не служебная. Он мой герой. Мы из разных профессиональных миров. Петр катается в шоу как фигурист, а я снимаюсь в кино. Если у кого-то возникнут мысли нас соединить в каком-то проекте, мы подумаем. Наши двери всегда открыты для предложений.
Про внутреннюю силу
Наталья Бондарчук убеждала меня в том, что я сильная личность. К сожалению, это не так. Вот сама она — сильная личность, мощная.
Для меня сильный человек — тот, в котором всегда горит огонь, при любых обстоятельствах.
Часто бывает, что огонек вроде тлеет в человеке, а потом гаснет, зачастую неожиданно. Да, я борец и точно не плакса, но во мне много порывов, которые не всегда согласованы с рассудком.
Про опасности славы
Слава — это очень опасно. Защитным барьером для меня служат семья, дети, родители, муж. На них я могу опереться, закрыться, как щитом.
Мои родные помогут мне отделить себя от всего того, что обо мне могут написать или сказать. Хотя я понимаю — ни на чей роток не набросишь платок. Ну, да бог с ними! Этим людям тоже нужно жить, у них есть дети, семьи.
Обо мне много всего пишут разного. Я не читаю. Мама успокаивает меня, когда пишут очередные гадости: «Настя, надо быть выше всего этого, надо быть мудрее». Мама это умеет. А я пока только учусь.