Монологи

Экстрим без дестроя

Столица глазами московских руферов

© Георгий Ланчевский

В пространстве с говорящим названием Not Found Gallery москвичи смогут «получить входной билет» на крыши Москвы, Парижа, Гонконга, а еще посмотреть на столичный и французский метрострой, внутреннюю архитектуру завода ЗИЛ и другие скрытые от белого взгляда территории. Столичные руферы команды «Rudex» открывают бесплатную фотовыставку в воскресенье, 5 марта. Большинство кадров – вертикальные взгляды на города с головокружительных высот.

В пространстве с говорящим названием Not Found Gallery москвичи смогут без всяких усилий «получить входной билет» на крыши Москвы, Парижа, Гонконга, а еще посмотреть на столичный и французский метрострой, внутреннюю архитектуру завода ЗИЛ и другие скрытые территории.

Столичные руферы команды «Rudex» открывают бесплатную фотовыставку в воскресенье, 5 марта. Большинство кадров – вертикальные взгляды на города с головокружительных высот. МОСЛЕНТА встретилась с представителям «старой школы», которые пробираются на крышии столицы без малого десятилетие, и поговорила о руф-прогулках по Москве с оглядкой на многолетний опыт.

Сорванные замки на закрытых крышах

Почти все крыши столицы уже покорены, но при этом остаются закрытыми. Руферы постоянно открывают двери туда, а после их снова закрывают сотрудники коммунальных служб, но круг от этого не замыкается уже десятилетиями. По сути, за крышами никто особенно не следит.

«Непонятно только, залезли на Белый дом или еще нет, — смеется лидер команды «Rudex» Георгий Ланчевский. — Но на соседних зданиях мы бывали. С ГУМа неплохой вид, как для открытки. Жалко, удалось сделать всего пару кадров, после нас выпроводили ребята из ФСО. Они с нами очень красиво поговорили, сдали в полицию, где нам выписали штраф всего в 500 рублей. На эту крышу мы вылезли через форточку окна последнего этажа магазина».

«Не обязательно устраивать дестрой», — поддерживает друга Евгений Халкечев. Руферы стараются не привлекать внимания.

Вид с крыши ГУМа.

© Георгий Ланчевский

Но, даже если не пользоваться окном последнего этажа, попасть на «закрытую» московскую крышу — не проблема. По словам Евгения, никакой крутой набор Джеймса Бонда не нужен, достаточно подручных инструментов и нескольких минут. Так крыши Москвы живут десятилетие, а то и больше.

Сталинские вертикали города: записки руфера

Георгий Ланчевский

Это была одна из семи сталинских высоток — гостиница «Ленинградская». Чтобы пройти внутрь, нужно было выглядеть очень круто, это ведь Hilton. Мы оделись в костюмы и зашли в здание, поднялись наверх. Двери к шпилю были закрыты на какую-то щеколду, ее отверткой можно было открыть. Дальше просто шли вдоль стенки, чтобы никакие сигнализации не сработали, а после попали в шпиль.

Внутри очень неудобно, темно. Фонарик был только на телефоне, но хотя бы был. Мы лезли примерно две минуты и выбрались к лестнице. По ней прямо на звезду. Охрана так и не появилась. А на следующий день мы вернулись, чтобы переснять несколько фотографий, оттуда ведь невероятные виды.

У меня теперь есть кадры со всех высоток, кроме фотографий с МИДа. А в 2016-м я залез на башню «Око» Москвы-Сити — почти 350 метров. Меня тогда поймали, а после пригласили поработать, фото делать. Ходил на сьемки.

Евгений Халкечев

Как на звезде МГУ? Нормально. Она внушительного размера, туда газель войдет. Раньше на нее поднимались студенты с разными целями, они царапали свои имена, писали годы, это сохранилось. Вообще звезда не в очень хорошем состоянии, снаружи она выглядит замечательно, но внутри частично не хватает элементов, стекол.

Я забрался на главное здание МГУ в 2012-м, правда, тогда было непонятно, кто первый это сделал — я или Виталий Раскалов, но это и не так важно. На тот момент последнее видео оттуда снимали больше 50 лет назад.

Этот поход готовился полтора месяца, я даже биохимию изучал. Прямо у входа в МГУ попросил студента выписать мне пропуск в главное здание, так и попал внутрь. Поднялся до выхода к звезде и представился студентом, мне якобы нужно было сделать замеры иприта в воздухе. Это была операция для одного человека, но коллега сидел на телефоне, был готов к тому, что я позвоню, а он представится деканом определенного факультета, начнет рассказывать сказку.

Вид со звезды главного здания МГУ.

© Георгий Ланчевский

Я должен был показать, чем замерю иприт, для этого взял с работы обычный тестер для замера потока электричества в сети. Надеялся на глупость людей. В итоге охраняющие отправили со мной сопровождающего. Сопровождающий оказался слишком ленив и дал мне ключ от входа, попросил позвать, как буду спускаться.

А дальше я спокойно снимал виды. Как только видео появилось на YouTube, начались проблемы. Были разговоры о том, что все нужно удалить. Тогда я переехал в Питер на некоторое время, чтобы не было лишних хлопот в Москве.

Григорий Шухов

В этот дом (одну из сталинских высоток — нас настоятельно просили не указывать, какую именно - ред.) можно зайти через подъезд или попасть чрез бомбоубежище, которое, понятно, тут есть. Нужно искать вентшахту — под ней будет подземный ход. Но мы просто вошли в сталинскую высотку через дверь. Над жилым пространством есть еще 7 технических этажей вверх, но там охранник, лифтер или кто-то еще. Сложно остаться незамеченным.

Мы преодолели технические этажи. Выход к шпилю – один. Замок был открыт ключом, не сломан, а просто открыт. Мы стояли и ждали. Никто не вышел. Лифтом шпиля решили не пользоваться, шли по лестнице. Когда лезешь по шпилю, нужно или 182 или 162 метра преодолеть, а после — платформа под звездой, там круговая площадка, откуда за звездой, наверное, ухаживают. И все – дальше она, звезда. Кого-то на нее подсаживают, кто-то залезает с помощью веревки. Это снизу кажется, что устоять сложно, но звезды достаточно удобные.

Между прочим, на площадке под звездой мы встретили ФСБ-шника, разговорились. Оказалось, что именно он попросил открыть двери к шпилю. Привел туда товарища – показать город с высоты. Но они остались рассматривать Москву с плоской крыши.

С верха в самый низ

Часть выставки — фото из метрополитена Москвы и разных городов мира. Несмотря на то, что штрафы за самовольное проникновение в московское метро еще в 2015 году выросли до 5 тысяч на первый раз и до 30 тысяч или арест до 10 суток за рецидив, непрошенные гости находят способы туда пробраться.

«Попасть в тоннель довольно легко. Я прыгал на рельсы и бежал. Всем было пофиг. У тебя примерно 40 секунд, чтобы долететь до оборотного тупика или до сбойки», — рассказывает Георгий Ланчевский.

Опасности он себя подвергал ради красивых фотографий. Говорит, убежать можно в ССВ — служебные соединительные ветки метрополитена, которые используются для перехода поезда на другие ветки. «В 2016-м мы снимали метрострой станции Минская, хотя штрафы уже взлетели», — продолжает собеседник МОСЛЕНТЫ.

По словам Евгения Халкечева, есть и другая практика — проезд на зацепе последнего вагона метро. «Но обычно просто прыгают с платформы и забираются в тоннель, 50 метров — и сбойка. Можно через вентшахту», — объясняет Григорий Шухов.

Впрочем, с зацеперством и прочим экстримом на железных дорогах и в метро намерены бороться совсем серьезно: весной эксперты, представители власти и правоохранительных органов обсуждали необходимость введения уголовной отвественности за зацепинг. Ну а Мосгордума уже приняла закон, устанавливающий административную ответственность для родителей, чьи несовершеннолетние дети ездят на хвосте или крыше поезда. Сумма штрафа для них составляет теперь 5 тысяч рублей.


Выставка команды «Rudex» будет открыта на улице Гризодубовой, 4 (корпус 4, подъезд 6, этаж 16). Выставка продлится как минимум месяц. По словам членов команды – Георгия Ланчевского, Григория Шухова, Евгения Халкечева и Константина Дрыкина, фототерритория ждет всех. Здесь же ребята расскажут об истории столичного руфинга, вылазках на заграничные высотки и о том, как общались с фото-художниками городских пространств в разных странах.