Город

3D-мэппинг для чайников

В преддверии фестиваля «Круг света» в Москве раскрываем секреты светоинсталляций

© Владимир Астапкович / РИА Новости

В преддверии крупнейшего фестиваля «Круг света» в столице, МОСЛЕНТА решила приоткрыть занавес для своих читателей в мир магии света - архитектурной инсталляции 3D-мэппинга. Кто сотворяет чудо на исторических зданиях главного города страны, как это работает, какие трудности требуется пройти, насколько сложный сам процесс создания инсталяций и что он в себя включает, об этом нам поведал главный гуру 3D- мэппинга в России Александр Ус, креативный директор студии «Sila Sveta».

В преддверии крупнейшего фестиваля «Круг света» в столице, МОСЛЕНТА решила приоткрыть занавес для своих читателей в мир магии света - архитектурной инсталляции 3D-мэппинга. Кто сотворяет чудо на исторических зданиях главного города страны, как это работает, какие трудности требуется пройти, насколько сложный сам процесс создания инсталяций и что он в себя включает, об этом нам поведал главный гуру 3D- мэппинга в России Александр Ус, креативный директор студии «Sila Sveta».

Зенитный прожектор Бэтмена

Мэппинг (mapping) - с английского переводится как проецирование, отражение. Это 3D-проекция на любой объект окружающей среды, с учетом его масштаба, геометрии и положения в пространстве.

Креативный директор компании Sila Sveta Александр Ус.

© Владимир Трефилов / РИА Новости

Такая идея проекции-«картинки» появилась еще в 60-е годы в Диснейленде, однако инсталляция происходила не на самом здании, а на его декорациях. Во время открытия аттракциона «Призрачное поместье» создатели использовали поддельные отрубленные головы. Да-да, именно отрубленные головы - на них проецировался фильм, снятый на 16 мм киноплёнку, то есть очень плохого качества. Однако постепенно вся эта идея перешла на архитектурные ансамбли.

Россия впервые увидела световое шоу в 1998 году, когда по случаю дня рождения столицы Жан Мишель Жарр, постановщик музыкально-световых инсталляций, устроил грандиозное шоу на фасаде главного здания Московского университета. Зрелище вдохновило многих россиян, не исключая и Александра Уса: он загорелся идеей ровернуть такое в России, причём именно на здании Университета.

«Тогда это было только на слайдовых проекторах. Это как диафильмы показывали в детстве, маленькая коробочка, проецирующая на стену - только это огромная коробка. Можно сказать, зенитный прожектор, как Бэтмена вызывают, только туда еще слайд был вставлен, чуть модернизирован, чтобы «тянулся» по вертикали и горизонтали и была шторка – закрытие, открытие. Тем самым картинки менялись, но они были не динамичным изображением, а статичным, просто здание преобразовывалось в разнообразные краски, цвета», — поясняет Александр.

© Марина Лысцева / ТАСС

На смену пришли видеопроекторы с большими возможностями — динамика, спектр красок, масштабы проекции и выбор зданий. Однако высокотехнологичность самого проектора не сравнится с кропотливым трудом разработчиков мэппинга. Достаточно обозначить, что 3D-эффект, его красочность и эффектность происходит только благодаря игре анимации, а именно скурпулёзной проработке всех деталей инсталляции «световой командой».

В мэппинге – свой язык

Процесс создания идёт в несколько этапов. Для начала пишется сценарий. Затем на его основе создается черновой вариант из чужих работ. К каждой сцене прикладывается множество картинок – как это примерно должно выглядеть. После этого готовится уже оригинальный черновик видеопроекции с учётом технических возможностей.

Наконец, самая сложная стадия — моделирование. Вначале объект выглядит, например, как маленькая серая коробка, которая постепенно, при помощи разных программ, преображается в движущеюся красочную анимацию. Параллельно анимация проецируется либо на мелкие макеты зданий (они могут быть размером не более метра, двух), либо на само здания (что происходит чаще всего). Но идеальным вариантом будет с помощью шлема виртуальной реальности смоделировать, как видео смотрится на настоящем здании. Далее проекция накладывается уже на реальное здание и настраивается каждый проектор.

Кстати, стоит отметить — на процесс киносъёмок это мало похоже. Многие, кто приходит из киноиндустрии в мэппинг, переучиваются. И вот почему:

Нет работы камерой. В мэппинге камера статична, нельзя с ней «летать» и создавать на месте виртуозный монтаж – всё заменяется эффектом «перекладка», монтажом между переходом одного кадра в другой.

© Владимир Песня / РИА Новости

Царство комикса. Из-за того, что техника съёмки отличается, в мэппинге царствует комиксный стиль. Обычно в киноиндустрии чередуется дальний, средний, ближний план. В мэппинге же персонажи говорят, потом появляется окошко, и там открывается уже крупный план героя.

Никаких полутонов. Полутона не работают в видеопроекции на огромном здании, поэтому призодится использовать только яркие, «однозначные» и открытые цвета.

Мелкое надо укрупнять. Опять же, потому что на большом здании какие-нибудь мелкие листочки обязательно затеряются на общем фоне, а мелкая анимация скорее всего «разобьётся» о детали внешней отделки.

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Надо учитывать фактуру «холста». И цвет. Лучше всего для мэппинга подходят светлые здания с минимальным количеством стёкол. Например, на каком-нибудь старом храме даже самое яркое видео будет смотреться очень блекло, сколько бы проекторов ты не поставил. Потому что есть камни, поглощающие свет. А вот здание МГУ, кстати, идеально подходит для мэппинга и по фактуре, и по цвету. Площадь анимации составит 40 тысяч кв. метров, транслировать её будут 212 проекторов, а здание университета опутает 10 км проводов. Так что шоу просто обязано получиться впечатляющим.


Симона-Серафима Царенко