Скандалы

Борьба за некрополь

Наталья Поклонская решила разобраться в законности стройки на кладбище Спасо-Андроникова монастыря

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Депутат Госдумы Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку по факту уничтожения древнего некрополя возле стен Спасо-Андронникова монастыря в центре Москвы. Копия депутатского запроса есть в распоряжении МОСЛЕНТЫ.

Депутат Госдумы Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку по факту уничтожения древнего некрополя возле стен Спасо-Андроникова монастыря в центре Москвы. Копия документа есть в распоряжении МОСЛЕНТЫ.

«Прошу по указанным фактам организовать проведение проверки, при необходимости принять меры реагирования, о чем уведомить меня в установленный законом срок для подготовки ответа заявителям», — говорится в запросе на имя главы ведомства Юрия Чайки.

Поводом для такого обращения стало заявление прихожан Спасо-Андронникова монастыря. Они пожаловались Поклонской на строительство стрелкового тира и центра китайской медицины на территории древнего кладбища. Часть исторических захоронений во время работ была уничтожена экскаваторами.

Поклонская также обращает внимание генпрокурора на готовящуюся реконструкцию собора Архангела Михаила XVII века на территории самого монастыря. Сейчас здание является обьектом Центрального музея древнерусской культуры и искусства. В ближайшее время его предполагается «приспособить для современного использования». Рядом с усыпальницей оборудуют гардероб и туалеты для посетителей.

«Нашу уникальную историю необходимо оберегать, мы обязаны сохранить то, что имеем. Поэтому очень важно сейчас разобраться, не будут ли уничтожены какие-то исторические данные, не будет ли уничтожена страничка нашей истории. Именно с тем, чтобы разобрались правоохранительные органы, специалисты в этой сфере, и был направлен соответствующий запрос на имя генерального прокурора», — пояснила Поклонская МОСЛЕНТЕ.

Монастырское наследие

У входа в монастырский двор неслышно переговариваются двое охранников, не обращая внимания на одиночных посетителей. Рядом с памятным камнем в честь пребывания в монастыре иконописца Андрея Рублева на солнышке растягивается кот. В тишине хруст свежего снега эхом разносится между постройками обители. Хочется идти как можно медленнее и говорить шепотом. Нельзя даже представить, что находишься в центре Москвы.

Спасо-Андроников монастырь основан в 1357 году святителем Алексием Московским. У его стен митрополит Киприан в 1380 году встречал войско Дмитрия Донского после Куликовской битвы. На монастырском некрополе захоронены воины, павшие в Северной войне 1700-1721 годов, Отечественной войне 1812 года, представители московской знати.

В годы советской власти некрополь был разорен. У монастыря отняли половину территории, отделили стеной часть кладбища и решили развивать там городское хозяйство. Только могилы никуда не делись: под землей до сегодняшнего дня покоятся останки сотен людей. В их числе представители старинных дворянских родов Трубецких, Нарышкиных, Загряжский, Лопухиных, Зубаревых, Толстых (например, дедушка Льва Николаевича Толстого — князь Волконский, ставший прототипом Болконского в «Войне и мире»), Суворовых и многих других.

Археологи подсчитали, что в 1400 году, когда у монастыря начали появляться первые захоронения, уровень земли находился примерно на 2,7 метра ниже, чем в 2016 году. Выходит, что примерно пятиметровый слой почвы — это могилы, наслаивавшиеся друг на друга на протяжении последних шести столетий.

"Сейчас здесь плотные захоронения — до 10 могил на квадратный метр, — рассказывает историк, общественный деятель Сергей Карнаухов. — Можно провести эксперимент и копнуть в любом месте. И вот на глубину лопаты можно выкопать останки двух-трех человек. Поэтому все это строительство в прямом смысле на костях».

Эта территория за пределами монастыря уже давно не напоминает кладбище — нет ни одного могильного креста. Кругом кучи строительного мусора и земли вперемешку с обломками гранитных плит. Несколько частей памятников бережно сложены рядом со строящейся часовней Дмитрия Донского. Туда их со стройки переносят волонтеры в надежде когда-нибудь устроить мемориал.

Стройка на костях

Кладбище под стенами Спасо-Андроникова монастыря раскапывали все лето. Здесь строят частный стрелковый тир. Сейчас он представляет собой серый бетонный короб длиной не менее 30 и высотой около 15 метров. Раньше здесь было небольшое здание. Владельцы получили разрешение на его реконструкцию и в одну ночь просто снесли его и начали активно копать.

По данным историков, именно на месте будущего тира с 1919 по 1922 год производились массовые расстрелы граждан. Говорят, во время экскаваторных работ было выкопано несколько грузовиков человеческих костей. Однажды ночью активистам даже пришлось гнаться по Москве за автомобилями, вывозившими грунт с останками людей.

В результате грунт привезли обратно. Теперь волонтеры собирают человеческие кости и переносят их к строящейся часовне Дмитрия Донского, уже собрано более 100 кг. «У нас есть много фотографий и видеосъемки, когда они экскаваторами разрушали могилы. А разрушение могил преследуется по уголовному кодексу», — поясняет Карнаухов.

На территории кладбища есть еще одно небольшое здание, где когда-то располагалась шашлычная. Пока строители тира используют его как бытовку. Владельцы объекта пытаются с помощью культурологических исследований доказать, что под ним нет никаких захоронений. В планах — построить на этом месте центр китайской медицины. Общественники, в свою очередь намерены доказать, что земля под центр была выделена незаконно.

«Мы сейчас будем настаивать на возбуждении уголовного дела. Это очень сложные культурологические и археологические материи. Эксперты следователям все объяснят. Заявление в правоохранительные органы уже составлено», — рассказывает Карнаухов.

Ресторан на гробах

Православные активисты намерены обратить внимание правоохранительных органов и на происходящее в самом музее. Новое руководство затеяло реконструкцию храма Михаила Архангела — одного из старейших в Москве. В его подвалах томились Святитель Серапион и протопоп Аввакум. В стенах подвала расположены захоронения древних дворянских родов Лопухиных и Толстых.

Руководство музея не считает объекты монастыря религиозными святынями. В церкви уже давно не проводятся богослужения, помещение используется для выставок русской православной живописи. На 7 декабря 2016 года назначен конкурс по разработке проекта «на ремонтные и реставрационные работы и приспособление для современного использования объекта культурного наследия федерального значения».

В частности, на входе в храм планируется оборудовать кассу для продажи билетов, киоск-магазин, а в подвальном помещении — как раз неподалеку от захоронений — будет гардероб и туалет. Конкурсная документация также предусматривает строительство на территории монастыря двух ресторанов. Один из них разместится в Настоятельских палатах 1670 года. Стоимость подготовки проекта по «осовремениванию» объектов монастыря, согласно документации, составляет почти 18 млн рублей. И на все работы уже получено согласование Министерства культуры РФ.

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

"Это первый за всю историю новейшей России конкурс, когда в центре Москвы, в единственном сохранившемся храме XVII века, который строила жена Петра I, будет размещаться ресторан на гробах. Да еще и группа туалетов. Это просто невозможно», — возмущается Карнаухов.

Активисты намерены добиваться передачи монастыря от Министерства культуры в ведение Русской православной церкви. Два месяца назад наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Феогност написал письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой поспособствовать в этом деле.

«Опыт агломерации монастырей и музеев сегодня отработан. Все крупные монастыри являются одновременно музеями — Соловки, Троице-Сергиева Лавра и так далее. Обычно игумен монастыря имеет заместителя по музейным делам. Это устоявшаяся технология, которую принимает Министерство культуры», — поясняет Карнаухов.

Выделенные министерством средства, по мнению общественников, можно было бы пустить на реконструкцию собора и его подготовку к будущему проведению богослужений. Однако решения патриарха этому вопросу пока нет.

Сохранить оставшееся

Сотрудники музея стараются дистанцироваться от происходящего в некрополе за стенами монастыря. «Это все происходит на территории, которая не относится к музею. Поэтому мы не можем вмешиваться в процесс, не наша компетенция. Конечно, это охранная зона памятника, и она нарушается, но таких нарушений по Москве очень много, поэтому ничего удивительного здесь нет», — рассказала МОСЛЕНТЕ ведущий научный сотрудник музея Наталья Комашко.

Все высказывания о том, что кладбище под монастырскими стенами является древним, специалисты музея считают заблуждением православных активистов. Самые древние захоронения, по их словам, находятся прямо рядом с собором на территории музея. Чем дальше от собора, тем «моложе» захоронение. А за монастырской стеной и вовсе находятся могилы, не представляющие ценности, уверены в музее.

"Сейчас там (на территории некрополя - ред.) работает московская археологическая служба, изымаются какие-то фрагменты. Некоторые предлагают нам забрать в фонды музея. Речь о наиболее ценных в художественном смысле фрагментах надгробий, целых там нет. Естественно, весь некрополь мы взять не сможем — мы же все-таки музей — поэтому мы будем брать наиболее ценное в художественном смысле», — отметила Комашко.

Территория некрополя рядом с монастырем сейчас находится в бессрочном владении Русской православной церкви. Соответствующее свидетельство было выдано в 1998 году. Участок предназначен под строительство храма (в часовне Дмитрия Донского уже проходят богослужения) и восстановление мемориального кладбища.

"Музей Щусева на территории Донского монастыря хранит у себя 11 древних надгробий, которые были перенесены с этого кладбища, — рассказывает Карнаухов. — Мы получили от них согласие передать нам эти надгробия для установки над теми могилами, где они и стояли. Это очень известные люди, цвет московской знати».

В будущем активисты надеются возродить в обители монашескую жизнь. По их мнению, Спасо-Андроников монастырь способен стать одной из главных православных обителей России. А если удастся остановить строительство странных сооружений вокруг, то будет спасен и культурно-исторический облик центра Москвы.