Строительство

Благоустройство по-московски

Как «Моя улица» изменит набережные и сделает прогулки москвичей длиннее

© Виталий Белоусов / РИА Новости

Работы в рамках программы «Моя улица» официально начались в понедельник, 10 апреля. В этом сезоне благоустройство коснется более 80 улиц, переулков, въездных групп и других объектов. В интервью МОСЛЕНТЕ директор проектов «Стрелки» Александра Сытникова рассказала, как преобразятся московские набережные, как среда заставит москвичей больше гулять, и охотно ли проектировщики покидают зону комфорта.

Работы в рамках программы «Моя улица» официально начались в понедельник, 10 апреля. В этом сезоне благоустройство коснется более 80 улиц, переулков, въездных групп и других объектов. 55 из них сделаны по дизайн-проектам КБ «Стрелка», которое также является оператором программы. В интервью МОСЛЕНТЕ директор проектов «Стрелки» Александра Сытникова рассказала, как преобразятся московские набережные, как среда заставит москвичей больше гулять, и охотно ли проектировщики покидают зону комфорта.

Полежать на набережной

В этом сезоне у нас в работе будет две группы набережных. Одна группа — начиная с Краснопресненской, от Москвы-Сити, далее Савинская, Ростовская, и Смоленская набережная. Эти четыре набережные соединятся с уже реконструированной набережной Новодевичьего монастыря. Ее делали несколько лет назад.

И вторая группа — это набережные внутри Садового кольца со стороны Кремля: Пречистенская, далее уже сделанная в пролом году Кремлевская, потом опять новые проекты — Москворецкая вдоль парка Зарядье, Котельническая и Гончарная. Краснопресненская набережная — это отдельный проект, у которого очень большой потенциал. В первую очередь, мы предусмотрели пешеходные связи с противоположной стороной, где парк, где Москва-Сити и вообще очень большая активность. Та часть набережной, которой мы занимаемся сейчас, раньше не была активирована вообще.

По сути, там была плоскостная парковка. Сейчас мы создаем поперечные связи, там появляется велосипедная дорожка, зеленые высадки, клумбы, которые заставят набережную пульсировать, то расширяясь, то сужаясь.

Вид на Краснопресненскую набережную

© Евгений Биятов / РИА Новости

Там, кстати, сейчас находятся технические дебаркадеры, и на один из них можно будет зайти. Мы сделаем мощение, появятся лежаки, места для сидения.

Набережные вообще не полностью будут закрыты зеленью. Это не нужно, потому что так можно закрыть очень красивые виды. Деревья будут, но не очень много. Мы выбрали липы, так как они очень хорошо себя чувствуют в нашей полосе, они неприхотливы, это тот декоративный сорт лип, который не дает липкий сок, но дает пышную крону. В общем, то, что надо. В основном же мы высадим декоративные кустарники.

На Ростовской, Савинской и Смоленской набережных, они очень похожи между собой и достаточно узкие, никаких насыщенных решений не требуется. Эти набережные нам просто нужно привести в порядок. Там будет очень красивое мощение из гранита, везде заменят светильники.

По всем набережным внутри Садового кольца мы продолжили сотрудничество с Адрианом Гейзе, это голландская архитектурная компания West 8. Мы с ним в прошлом году делали Кремлевское кольцо, и разрабатывали художественное мощение, которое Адриан предложил, вдохновившись полотном Верещагина «Вид на Кремль».

Как заставить москвичей гулять дольше

Когда человек гуляет без определенной цели, когда у него нет точки «А» и точки «Б», то ноги сами выводят нас по маршрутам, по которым удобно ходить. Нам не хочется переступать через ямы, преодолевать барьеры, спускаться в подземные переходы, и, в то же время, долго стоять на светофорах, ломать голову над тем, как перейти на другую сторону реки.

Поэтому и нужны удобные пешеходные маршруты. Как пример, я прихожу к Парку Горького, к Третьяковке, я погуляла по Крымской набережной, но я же не хочу двигаться туда-сюда, как рыбка в аквариуме, я хочу идти долго. А теперь я смогу по Якиманской набережной, на которой тоже появятся различные клумбы, хорошее мощение, комфортно пройти до Кадашевской набережной, там будут лавочки, я смогу посидеть, поболтать, выпить кофе, и дальше смогу, к примеру, перейти мост, оказаться на Болотной набережной. Далее маршрут пройдет по улице Балчуг и приведет меня в парк Зарядье. Из парка можно идти к Детскому миру.

Строительные работы в Зарядье

© Станислав Красильников / ТАСС

Таким образом, после благоустройства поток пешеходов действительно становится больше. Это можно увидеть на примере Тверской улицы, там сейчас круглосуточно гуляет очень большое количество людей. По Тверской гулять удобно, к примеру, потому что там подняли пешеходные переходы между прилегающими переулками. Это был тестовый проект, и он очень хорошо себя показал.

Мы считали пешеходные потоки до реконструкции, и посчитаем после, посмотрим, что изменилось на Арбате, на Тверской, но уже сейчас можно сказать, что изменения явно позитивные.

Как проектировщиков выводят из зоны комфорта

Мы очень много времени тратим на работу с проектировщиками. Мы работаем очень со многими, и большинство из них готовы принимать в работу наши смелые решения, они вместе с нами садятся и очень творчески работают.

Но в целом их уровень разный, иногда не очень высокий. Мы ведь зачастую предлагаем решения очень неудобные для проектирования, новые решения, которые переносят их в зону дискомфорта. Сложность проявляется обычно в самых мелочах: стыки мощения, мебель, созданная по индивидуальному дизайну, декоративные металлические бортики на клумбах.

Находиться вне зоны комфорта не всем хочется, однако они должны это делать. Иначе невозможно добиться такого качества проектирования, на который у жителей сложился запрос. Ведь наши горожане тоже активно развиваются, погружаются в тему, читают, смотрят, у многих москвичей есть опыт нахождения в хорошем, качественном общественном пространстве. И они хотят себе такую же среду, но не в отпуске, не за границей, а здесь, в Москве. И проектировщикам нужно очень стараться, чтобы этот запрос удовлетворить.

Что касается строителей, то есть такие компании, с которыми уже полностью сложились отношения, и мы получаем от них отклик, азарт. Иногда на площадке приходится принимать решения, которые не смогли отразить проектировщики в рабочей документации, ведь в реальной ситуации всегда идет небольшая корректировка.

Строитель прекрасно понимают очень большой масштаб программы, и сами идут с нами на диалог. Они еще до выхода на площадку стали задавать вопросы, как мы с ними будем взаимодействовать, просят назначить наших ответственных, сами назначают кураторов на площадках, дают нам их контакты. Так что ситуации прошлых лет, когда мы бегали по стройке и искали ответственных, не повторится.