Москва расширяет запретную для фур зону
Московские власти объявили о расширении перечня улиц, по которым не смогут ездить грузовые автомобили массой более 2,5 тонны. С декабря ограничения начнут действовать в Северном и Северо-Восточном административных округах, а к концу 2017 года, скорее всего, — на территории всей столицы. Новые правила должны избавить москвичей от лишнего шума, снизить загрязнение воздуха выхлопными газами и разгрузить дороги жилых районов. Этот проект получил название «Грузовой каркас» и был опробован на Восточном округе.
Удачный эксперимент
Эксперимент запустили в ноябре 2014 года, когда московские чиновники ограничили движение автомобилей массой более 2,5 тонны по ряду улиц ВАО, создав «грузовой каркас» в рамках одного округа. Согласно ему, транзитное движение грузовых машин там регулируется соответствующими дорожными знаками, которые разрешают проезд по 86 улицам — крупным вылетным и кольцевым магистралям, преимущественно удалённым от районов жилой застройки. Съезд фур с дорог, входящих в этот «каркас», контролируют инспекторы ГИБДД.
Восточный округ был выбран, поскольку там представлены все типовые функциональные зоны: промышленные, жилые и рекреационные. Кроме того, он отделён от других округов естественными инфраструктурными преградами, что позволило более точно оценить эффективность введения новых правил перемещения грузового транспорта.
В итоге за счёт ограничения движения фур в жилых районах снизились уровень шума и загрязнение воздуха, немного улучшилась транспортная ситуация. «Скорость движения, на самом деле, практически не изменилась — она увеличилась на 2%. Но это практически статистическая погрешность, нельзя наверняка сказать, что это эффект лишь от «грузового каркаса». Тем не менее, ситуация на дорогах не ухудшилась», — рассказала журналистам замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Алина Бисембаева.
Читайте также
По данным экологов, воздух в округе стал чище на 10%, и примерно на столько же снизился уровень шума. Это подтвердила руководитель «Мосэкомониторинга» Полина Захарова. «В некоторых местах эта цифра достигала даже 30%», — добавила она.
Кроме того, власти провели опрос жителей Восточного округа на тему результатов нововведения. Негативно высказались лишь 7% участников голосования. «Таким образом, у нас более 90% людей проголосовали, по сути, за продолжение этой работы и позитивно отреагировали на то, что мы делаем», — уточнила Бисембаева.
Шире круг
«Мы пришли к выводу, что эксперимент, который мы проводили в ВАО, удался. Мы его признали успешным по всем параметрам. Соответственно, с 1 декабря 2016 года грузовой каркас вводится ещё в двух округах Москвы», — заявила Бисембаева.
Речь идёт о Северном и Северо-Восточном округах. «Именно в этих округах наряду с Восточным фиксируется наиболее высокая интенсивность движения грузового транспорта. Мы выбрали спальные районы и улицы с высокой концентрацией социальной инфраструктуры: с больницами, детскими садами, школами, парками и так далее», — пояснила замруководителя транспортного департамента.
Всего «грузовой каркас» распространяется на 188 улиц в САО (82) и СВАО (106) — это те дороги, где движение большегрузов разрешено. По другим улицам их движение ограничено круглосуточно. Решение о расширении эксперимента на остальные округа будет принято в конце 2017 года.
Читайте также
Советник руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Егор Чернов уточнил, что почти все знаки уже установлены, сейчас они находятся в чехлах. «Для информирования водителей ЦОДД на постах весового контроля раздаёт листовки, а также на въездах в "грузовой каркас" будут установлены информационные щиты», — добавил он. Общий бюджет проекта — около 2 млн рублей.
«Планируем по результатам введения в САО и СВАО также проводить мониторинг, и по итогам следующего года распространить его и на другие округа Москвы», — заметила Бисембаева.
Исключительный случай
Согласно правилам дорожного движения, водителям грузовиков разрешается проезжать под запрещающий знак 3.2 («Движение грузовых автомобилей запрещено») только в случае следования к месту проживания или работы, а также в целях обслуживания предприятий или граждан, находящихся в обозначенной знаком зоне. Для этого им достаточно иметь документы, подтверждающие маршрут автомобиля.
Контроль за соблюдением правил движения большегрузов осуществляют сотрудники Госавтоинспекции. К тем водителям, которые игнорируют дорожные знаки, установленные на съездах с «грузового каркаса», применяются административные меры в виде штрафа. Сейчас он составляет пять тысяч рублей.
Как показывает опыт ВАО, водители быстро привыкают к нововведениям. По словам Бисембаевой, сейчас количество штрафов сведено к минимуму: если в январе было зафиксировано 454 нарушения, то за последний месяц — всего 70.
Остаётся актуальной проблема с владельцами пикапов, большинство из которых технически считаются грузовиками. Замруководителя Дептранса пояснила, что исправить ситуацию на уровне правительства Москвы нельзя, водители должны обратиться с инициативой в Госдуму. Пока же тем, кто не может предъявить документы с подтверждением регистрации, выписывают штрафы.