Транспорт

В новом каршеринге 11-местные машины

МОСЛЕНТА испытала «Белку»

© Евгения Новоженина / РИА Новости

Не так давно в Москве официально объявили о запуске нового оператора каршеринга – сервиса BelkaCar. Эта компания стала уже пятой в столице, предоставляющей автомобили в краткосрочную аренду. МОСЛЕНТА протестировала сине-оранжевый хэтчбэк Kia Rio, и оценила вместительность салона (всей редакцией).

Не так давно в Москве официально объявили о запуске нового оператора каршеринга — сервиса BelkaCar. Эта компания стала уже пятой в столице, предоставляющей автомобили в краткосрочную аренду. МОСЛЕНТА протестировала сине-оранжевый хэтчбэк Kia Rio и оценила вместительность салона (всей редакцией).

Регистрация по селфи с паспортом

Новый сервис предлагает взять в аренду хэтчбэк Kia Rio за 8 рублей в минуту. Регистрация происходит без заезда в офис для подписания договора: достаточно лишь скачать приложение, заполнить данные паспорта и водительского удостоверения, а также прислать фотографии страниц документов и селфи с паспортом. Водитель должен быть не моложе 21 года, а также иметь минимум двухлетний стаж вождения.

Как гласит инструкция на сайте, регистрация потребует только «5 минут вашего времени». Однако решив тут же опробовать сервис, нас ждало разочарование — времени требуется значительно больше. После заполнения формы и отправки фотографий на экране смартфона появилась надпись «идёт проверка документов», и продолжалась эта проверка около суток. В техподдержке нам сообщили, что на проверку уходит обычно от 15 минут до двух дней.

На старт, внимание…

Наконец, после смс-уведомления о завершении регистрации, можно взять авто. Пока в сервисе машин немного, всего сотня, а начать и завершить аренду разрешается только в пределах Третьего транспортного кольца (плюс-минус несколько километров). Ближайшую от офиса МОСЛЕНТЫ машину удалось найти только в трёх станциях метро, или в часе ходьбы пешком, как нам сообщило приложение.

Авто было обнаружено на 1-м Автозаводском проезде, возле 494-й школы. Там рядышком стояли сразу две одинаковые машины. К счастью, в приложении есть функция «помигать», чтобы разобраться, какую из них мы собираемся арендовать. Как того требует инструкция, проверяем, нет ли повреждений, работает ли зарядка для телефона, есть ли в бардачке документы на автомобиль и страховой полис. Всё есть. Машина заправлена под завязку, и вообще, кажется, что ты у неё первый. Приятно.

В московских пробках

После поворота ключа зажигания в салоне заиграло радио. С музыкой создатели сервиса угадали — из колонок льются милые сердцу Prodigy, Red Hot Chili Peppers и Garbage.

От Автозаводской до офиса редакции на Новоданиловской набережной ехать примерно с десяток километров, однако Москва начинает вязнуть в пробках. Этим вечером они будут достигать восьми баллов. В итоге путь занимает более получаса.

На свободных участках нам удаётся немного опробовать ходовые характеристики авто, которое кажется достаточно резвым. Остальное время корреспондент греет руки, включив подогрев руля (эту опцию особо отмечали основатели сервиса, она входит в «зимний пакет»).

На дороге сине-оранжевая машина привлекает к себе внимание, другие автомобилисты, кажется, чуть более охотно уступают ей дорогу при перестроениях.

Забавы ради

Наконец настало время и подурачиться. После вопроса кого-то из сотрудников редакции о вместительности хэтчбэков, пришло спонтанное решение провести очередную планёрку в каршеринговой машине. Эксперимент завершился успешно: вместились все, кто был в этот момент на рабочих местах. Таким образом, в тесноте, да не в обиде оказались 11 человек.

Редакция не стала проверять ходовые характеристики авто с таким числом пассажиров. Это запрещено правилами и вообще очень опасно. Однако, если бы мы захотели проехать весь маршрут в такой компании, то заплатили бы за него примерно по 56 рублей с человека: по возвращении машины в зону парковки приложение выставило нам счёт в 622 рубля 89 копеек.

А теперь серьёзно

О запуске пятого оператора каршеринга в Москве объявили 25 октября. На улицы столицы выехала сотня тёмно-синих Kia. До конца года BelkaCar планирует увеличить парк автомобилей до 350, а в 2017 году — до тысячи авто. С увеличением числа машин, планируется и расширение «парковочной» зоны до пределов МКАД.

«Тарифы следующие: 8 рублей минута аренды с КАСКО, 2 рубля минута ожидания, и специально для тех пользователей, которые хотят оставить машину за пределами Третьего транспортного кольца, мы придумали такую услугу, как бесплатное ожидание — человек вечером уезжает с работы на автомобиле, в 23:00 у него включается ожидание в ночное время, и продолжается это до 7 утра», — рассказывает сооснователь компании Елена Мурадова.

© Евгения Новоженина / РИА Новости

По её словам, входящая в эти 8 рублей страховка КАСКО действует «по франшизе», и она не будет покрывать любой ущерб — это распространённая в мире практика. Её цель — в том числе, дисциплинировать водителей. «Если, не дай Бог, наш клиент попал в аварию, и будет доказано, что в аварии виноват был он, то максимальный ущерб, который ему придётся заплатить, составит 30 тысяч рублей, — отметила Мурадова. — Предположим, сумма ущерба составила 10 тысяч рублей, значит 10 тысяч рублей он и заплатит. Если ущерб, допустим, составил 50 тысяч рублей, значит всё равно сумма франшизы не меняется, и сумма, которую клиент в итоге платит — 30 тысяч рублей».

Ниша до сих пор свободна

В московском Дептрансе отмечают, что рынок каршеринга активно развивается, но пока не обеспечивает потребности москвичей в полной мере.

«Уже более тысячи машин каршеринга ездят по улицам города, более 200 тысяч москвичей пользуются услугой каршеринга. Каждая машина каршеринга перевозит в день до восьми москвичей, и эти показатели сопоставимы с показателями европейских городов, где система каршеринга функционирует уже несколько лет», — рассказала журналистам представитель департамента Наталья Де Блейсио, отметив, что потребности в городском прокате автомобилей закрыты сейчас только на 10% — в Москве, по расчётам специалистов, нужны 10-12 тысяч каршеринговых авто.

По оценкам BelkaCar, своими личными автомобилями столичные жители пользуются только 4% своего времени, а остальное время они просто стоят, занимая и без того дефицитные парковочные места. «Общественное» же авто работает 30-40% времени. Десятикратное увеличение достигается тем, что одной машиной пользуются около 75 человек.

Будущее московского каршеринга

О том, что произойдёт со сферой каршеринга в будущем, сейчас говорят очень много. Власти не исключают, что на дорогах Москвы могут появиться беспилотные автомобили каршеринга. О такой вероятности недавно, к примеру, говорил заммэра Максим Ликсутов. Он уверен, что Москва «будет в авангарде» городов с беспилотными авто, когда такая технология появится.

Менее фантастичный вопрос — появление каршеринговых электрокаров. Как отмечала Де Блейсио, в московском законодательстве нет ограничений, связанных с типом двигателей. «В принципе, у нас в ППМ (постановлении правительства Москвы, — ред.) прописан ряд требований к автомобилям, которые подразумевают выдачу льготы для операторов каршеринга. Ограничения по типу двигателя — это электрический двигатель, бензиновый или дизельный двигатель — там нет», — сказала она журналистам.

Кашеринговые электрокары в Амстердаме.

© Peter Dejong / AP Photo

Ещё более приземлённый вопрос — можно ли будет передвигаться на автомобилях «общественного проката» по полосам, выделенным для общественного транспорта? Де Блейсио ответила, что пока речь об этом не ведётся.

Тем временем, операторы каршеринга уже готовы занимать новые ниши. Так, BelkaCar целится на корпоративный рынок. В период кризиса, уверены там, компаниям будет выгоднее брать авто в аренду, чем иметь собственные машины.

«Мы его (рынок — ред.) оцениваем, как 30% от индивидуальных пользователей. Мы провели достаточно глубокие исследования, и поняли, что спрос на оптимизацию затрат очень высок сейчас, в связи с экономической ситуацией. Соответственно, мы его (рынок — ред.) оцениваем в 2,5 миллиарда, а для индивидуальных пользователей — примерно 8,5 миллиардов рублей», — подытожила сооснователь оператора Екатерина Макарова.