Князь на грампластинке
4 ноября на Боровицкой площади торжественно откроют памятник князю Владимиру. Его установка вызвала много споров на самых разных уровнях. Такого общественного резонанса вокруг нового монумента Москва не помнит со времён открытия церетелиевского Петро-Колумба на стрелке Болотного острова. Уже сейчас понятно, что путинские 2010-е москвичи будут вспоминать, глядя на бронзово-золотого Владимира, который со дня на день займёт свое место напротив Боровицкой башни Кремля.
Интервью с создателем образа крестителя Руси, скульптором Щербаковым, МОСЛЕНТА уже публиковала. На этот раз мы поговорили с архитекторами Александром Томашенко и Иваном Колманок, которые за неделю создали концепцию оформления окружающего памятник пространства Боровицкой площади, сразу же окрещённый интернет-сообществом «грампластинкой».
Александр Томашенко, Иван Колманок, архитекторы, основатели бюро «АI-architects»
Неделя на всё
Александр Томашенко: Когда в бюро раздался звонок, и нас пригласили на совещание к Кузнецову (главный архитектор Москвы - ред.), никто и не подозревал, о чём там пойдёт речь. Оказалось, что AI-architects вошли в шорт-лист открытого конкурса на оформление Боровицкой площади.
Нам сообщили, что надо заново спроектировать благоустройство Боровицкой площади. Памятник есть, барельефы, которые установят за ним, тоже есть, и это — константа, которую трогать нельзя. На всю работу нам дали неделю.
Иван Колманок: В бюро у нас было человек 17. Целую неделю в режиме нон-стоп готовили проект. Объём работы мы проделали колоссальный, изложили всё в виде строгой концепции и сдали проект в срок. Решение получилось очень простым, в отличие от сложных композиций, которые предлагали другие участники конкурса и авторы первого проекта благоустройства площади.
А: Спустя некоторое время нам сообщили, что в конкурсе победил наш проект. Не могу сказать, что мы испытали дикую радость по этому поводу. Мы понимали, что занимаемся благоустройством на площади, где появится памятник, который очень неоднозначно воспринимают.
И: Мы сразу решили, что приложим все усилия, чтобы максимально воплотить все наши задумки. Зачастую многие проекты реализуются только отчасти, а потом архитекторам всю жизнь приходится объяснять, что их решение было другим.
А: Даже Кремлевская набережная, которую делает бюро «Стрелка», не настолько политизирована, как этот памятник на Боровицкой площади. Поэтому мы с Иваном приняли решение: что бы ни происходило, мы тратим и силы и деньги, чтобы наш проект воплотился в том виде, в котором мы его задумали.
Народная тропа
А: Эта территория не подпадает ни под какие стандарты — просто забытое всеми место, которым никто никогда не занимался. Разве что клумбу там разбивали — вот и всё. А мы постарались деликатно, по-европейски с этой частью города поработать.
Своё предложение мы создавали, рассматривая «пятно» холма, выделенное под памятник и окружающую его парковую зону, в контексте примыкающего квартала и всего кремлевского кольца. Наше решение принадлежит месту, оно математическое и контекстуальное. Здесь сам рельеф, сама форма холма подсказывают, что надо поступить именно так и никак иначе. Наша работа идет от анализа места, который потом и позволяет аргументированно доказывать, что по-другому не получится.
Точка установки памятника и его ориентация по сторонам света были заранее определены. А нам, архитекторам, предстояло работать уже с этой данностью.
В первой концепции, предполагалось, что памятник будет установлен на геометрической середине холма, которая не являлась его вершиной. Мы в своём проекте эту отметку земли повысили сантиметров на 80, но при этом сам постамент опустили, так что памятник остался на своей точке, а композиционно занял правильное положение.
Сама территория Боровицкого холма задаёт массу ограничений: это природоохранная зона, которая находится под защитой ФСО, и многого там делать просто нельзя. Анализ места, который мы проводили мы и Москомархитектура, показывает, что по существующему на Боровицкой площади тротуару люди не ходят. Он расположен вдоль проезжей части. А пользуются все и в сухую, и в мокрую погоду протоптанной тропинкой. Горожане идут от пешеходного перехода, соединяющего холм с Александровским садом, до углового здания 6/8 на Моховой. Вот благоустройством этого пешеходного пути, проходящего через новую парковую зону, мы и должны были заниматься.
У нас достаточно большой опыт в проектировании парков, поэтому мы знаем, что бесполезно направлять людей по геометрически выверенным параллельным или перпендикулярным линиям — пешеходы всё равно будут искать кратчайший маршрут — пойдут по газонам, полезут через заботы, если им так удобнее. Соответственно, направление, вектор существующей тропы мы оставили. А идея кругов, расходящихся по воде от креста, была у нас изначально, как символическое изображение таинства крещения. И, развивая эту мысль, мы искали способ переложить этот замысел на существующий рельеф местности.
Камень для реализации предыдущего проекта был заготовлен, и мы его частично использовали. Спроектированные нами ступеньки будут собраны из 1.700 каменных элементов. Пришлось отказаться от первоначальной идеи разместить на их торцах текст, описывающий Крещение Руси. Мы думали, что таким образом можно будет заменить оставшиеся от первого проекта три барельефа, рассказывающие эту же историю. Но оказалось, что они в любом случае будут установлены за памятником.
И: Ступени технически очень сложно врезать в газон. Если камень на землю просто положить, то он рано или поздно «уплывет». Поэтому под каждую ступень делается железобетонное основание с отверстиями, через которые будет расти газон.
А: С площади открывается очень красивый вид на Александровский сад и Кремль. Ранее этой панорамы вы бы не заметили, потому что шагая по протоптанной в земле тропинке, смотрели бы под ноги, как бы не наступить в грязь.
Парящий нимб
А: Изначально мы планировали, что «нимб» — круг у основания памятника, всегда будет заполнен тёплой водой, которая, испаряясь в свете расположенных под резервуаром ламп, будет создавать эффект парящего памятника. Но бассейн или любую систему резервуаров с водой надо «вешать на баланс», что связано с массой ограничений.
Так что в итоге «нимб» будет сухой: для освещения площади вокруг памятника в гранитном основании разместят светильник с белыми светодиодами. А на отдельных штангах фонарных столбов будут установлены источники света, которые станут подсвечивать непосредственно памятник, но этим занимаются другие специалисты.
Идея кругов на воде будет реализована через радиальную форму ступенек и точечные светильники в газоне, продолжающие эти линии.
И: Когда мы увидели постамент для памятника, то поняли, что можем создать форму, похожую на конус. И потом начали врезать лестницу в этот конус. А она сама собой легла кругами на воде.
Над исходным проектом, который в итоге заменили нашим, работали в течение года. В сети к нему приклеилось название «кладбищенского». Наше решение, которое с подачи Артемия Лебедева окрестили «грампластинкой», получилось не то, что более современным, а вообще безвременным. Потому что это просто геометрическая фигура: конус-лестница, врезанная в конус холма.
И, когда мы разрабатывали освещение, у нас были более модные варианты, но мы от них решили отказаться, потому что с самим местом это не очень бы увязывалось. Не хотелось ещё дополнительно перегружать это место световыми эффектами. Мы постарались сделать проект минималистичным.
А: Кроме того, наш проект предполагает дополнительное озеленение территории. Сорок молодых лип посадят этой осенью. По нашему замыслу, эта высадка за памятником должна визуально объединять Боровицкий холм с Александровским садом.
Световой мультик
А: Рассчитывая высоту и ширину ступеней, мы отталкивались от существующей нормативной базы. Под каждой ступенькой будет установлен светильник. Общая же длина лестницы составит около 700 метров. Вся площадь нами спроектирована центробежно: камни уложены трапецией и стремятся к центру.
Точечные светильники, расположенные на газоне, будут запрограммированы на разые режимы работы. Один режим — праздничный, когда огни каскадом расходятся сверху вниз, а второй — штатный: мерцание, напоминающее рябь на воде.
И: Автомобилисты, которые в тёмное время суток будут проезжать мимо Боровицкой площади, смогут наблюдать своего рода мультфильм, проявляющийся оттого, что точки и линии светильников выстраиваются в единую композицию.
Мы рассматривали три варианта их расположения по высотам, потому что холм очень сложной конфигурации...
А: В какой-то момент мы начали шутить, что вписываем конус в сегмент кольца Мебиуса. Недели две мы сидели и в 3D выстраивали эти точки.
И: Строители вначале предлагали упростить проект. И нам стоило больших усилий разъяснить, что упростить его невозможно, его можно только полностью испортить, потому что любая подвижка на 10 сантиметров ухудшить всю картину, все линии просчитаны математически.
А: Это, как если яблоко Apple разобрать, то станет понятно, что оно не спонтанно от руки нарисовано, а представляет собой множество сопряженных окружностей. И здесь, на Боровицкой площади, у нас такой же момент присутствует.
Пешеходная доступность
А: Сейчас есть программа по благоустройству всего кремлевского кольца, так как подразумевается, что люди здесь гуляют, особенно иностранцы. Но когда приступили к работе над проектом Боровицкой площади, мы увидели, что при существующей существующей схеме пешеходного движения, добираться сюда не очень удобно. Поэтому мы стали предлагать разные варианты, как можно повысить пешеходную доступность этого места.
И: Мы предлагали создать пешеходный переход напротив выхода из метро Боровицкая, но идея не была одобрена. Это предложение мы делали, проанализировав, что все три проходящих тут автомобильныхй потока: с моста, из-под моста и из-за дома Пашкова, регулируются светофорами. Раз уж машины тут и так стоят, пешеходный переход от метро Боровицкая на картину автомобильного движения здесь не повлияет, зато сразу оживит этот отрезанный от города участок Моховой, который заканчивается площадью с памятником. Мы говорили именно о наземном переходе, потому что подземный организовать тут невозможно. Так как наша идея не была принята, картина здесь сохраняется прежней: ближайший переход - подземный, напротив библиотеки имени Ленина.
Александровский сад — довольно симпатичное место, но сейчас у Боровицкой площади он ничем не заканчивается — там только пешеходные переходы во все стороны. И мы поставили перед собой сверхзадачу — раскрыть для пешеходов дворики домов на Моховой и тем самым сделать этот квартал привлекательным для туристов. Чтобы пеший маршрут по Александровскому саду замкнулся через Боровицкую площадь, закольцевавшись через Манежную площадь или через открывшиеся дворики.
Мы подняли карты с 1700-го года, сами прошагали это пространство вдоль и поперек, всё осмотрели. Здесь все дворики между собой связаны, их можно было бы раскрыть для туристов и горожан. Потенциал у этого квартала большой, но он сейчас не реализуется. Здесь есть, например, Музей Кремля, который почти никто не посещает, потому туда добраться сложно. И стоит этот музей с вечно немытыми окнами, они у него такие грязные, что сливаются с фасадом.
А: А предложенное нами решение сразу выводит пешеходные потоки на Театральную площадь и дальше — на Лубянку и Китай-город. Но сейчас между Александровским садом и Моховой, и Боровицкой площадью, находится автопарковка, которая их дополнительно отсекает. Была идея сделать здесь пешеходную зону, но от неё нам пришлось тоже отказаться.
Три задачи
И: Мы очень старались, чтобы для москвичей, которые привыкли видеть здесь зелёный холм, картина максимально сохранилась прежней. Мы оставили лужайку, ведь москвичи уже привыкли, что на этом месте такой приятный зелёный холмик, а предыдущий проект от зелени мало что оставлял. Второй нашей задачей было — оформить путь, существовавший там раньше в виде немощеной протоптанной тропинки. И третье — мы проектировали Боровицкую площадь так, чтобы это место могло иметь культурное значение.
Кстати, через день после объявления результатов конкурса появилась фотожаба, и на Боровицкой площади москвичи начали фотошопить самые разные объекты: от писающего мальчика до золотого Мао. Это лишнее подтверждение того, как прекрасно архитекторы бюро «АI-architects» спроектировали площадь, потому что на ней теперь может стоять что угодно: хочешь — князь, а хочешь — Высоцкий — и всё вполне гармонично.