Опубликовано 30 июня 2016, 22:37

Antoni Vives: В Барселоне чиновники думают быстро

Как в столице Каталонии обходятся без пробок и расширяют пешеходные зоны
В первый день московского урбанистического форума МОСЛЕНТА узнала у экс вице-мэра Барселоны, как столица Каталонии стала «умным городом», почему пришлось перестраивать главную пешеходную артерию города – Рамблу, и как работа с большими объемами данных учит чиновников принимать быстрые решения
Antoni Vives: В Барселоне чиновники думают быстро
Julie Jacobson / AP

В первый день московского урбанистического форума МОСЛЕНТА узнала у бывшего вице-мэра Барселоны, как столица Каталонии стала «умным городом», почему пришлось перестраивать главную пешеходную артерию города – Рамблу, и как работа с большими объемами данных учит чиновников принимать быстрые решения

Антони Вивес, бывший вице-мэр Барселоны

В должности вице-мэра вы занимались внедрением систем «умного города». А теперь развиваете собственную компанию, которая консультирует правительства городов и стран по всему миру. Это такой новый вариант продолжения карьеры чиновника в нашу цифровую эпоху?

Это был один из возможных вариантов применения полученных знаний, компетенций. И я создал City Transformation Agency, что называется, по велению сердца. У нас – у чиновников, политиков, есть амбиции, нам недостаточно просто размышлять, анализировать, мы хотим менять мир вокруг себя. И я решил продолжать менять мир и дальше, не ограничиваясь родным городом.

Ваш доход при этом вырос?

Нет, на моей нынешней работе скорее получаешь новый опыт, а не богатство. На жизнь хватает, но это не сверхдоходы.

Поработав вице-мэром, вы стали иначе смотреть на функции городского управления?

У мэрии и в первую очередь у мэра очень важная функция: он принимает решения, а для их воплощения должен использовать самые современные технологии, доступные на данный момент. А руководители городских администраций в уязвимой ситуации – они близко к жителям, к событиям в городе, но им всегда нужны специалисты, советники, которые хорошо разбираются в технической стороне реализации городских программ. И теперь я – такой специалист с независимым, непредвзятым взглядом, что особенно ценно.

Сегодня – первый день форума, его тема - «Города в эпоху технической революции». Можете на примере Барселоны рассказать, как новые технологии меняют большие города?

В наши дни появилась принципиально новая возможность принимать решения по развитию, управлению городом, основываясь на анализе большого объёма данных.

Приведу пример из области городских программ, связанных с арендой жилья. Мы проанализировали данные о потреблении в жилых домах электроэнергии, воды, и составили представление о том, какие квартиры пустуют и не используются. И это при том, что в Барселоне в тот момент ощущалась нехватка жилья, предоставляемого в аренду по рыночным и особенно - по заниженным ценам (для льготников). В итоге город выкупил большое количество недвижимости: квартир и даже домов, и стал сдавать эти площади. Вместо того, чтобы строить новые.

La Rambla

La Rambla

© Jorge Láscar / Flickr.com

Сколько это заняло времени?

Вся программа была реализована за полтора года. Надо понимать, что работа с большим объёмом информации приучает работать быстро, быстро принимать решения. Иначе в наше время нельзя. Всё, не существует больше такой отговорки: «нам надо подумать, провести анализ информации». Теперь это происходит моментально, и сразу необходимо переходить к действиям, реализовывать решения.

На центральной пешеходной артерии города – Рамбле, пару лет назад проводилось благоустройство, связанное с увеличением пропускной способности улицы. Этот проект тоже развивался на база анализа больших объемов данных?

Да. Накопилось определенное количество проблем на Рамбле, которые требовали проработки. Поступали жалобы и от владельцев магазинов, и от горожан, и от туристов: на улице тесно, местами трудно пройти, всем это доставляет неудобство.

Мы установили на улице несколько станций, которые на основе сигналов мобильных телефонов отображали перемещение людей. Это позволило нам дёшево и быстро получить карту передвижений. На её основе архитекторы разработали новый проект, расширив местами пешеходные зоны - и большинство проблем оказались побеждены.

Анализ цифровых данных в этом проекте имеет ключевое значение. Ведь любой проект можно убить, если команда урбанистов, его реализовывающая, принимает решения на основании только интуиции и некоем видении «того, как правильно». А не на исследовании и изучении реалий. Интуиция важна! Но работает она и даёт результаты только в комбинации с анализом данных.

Когда велись работы, и пройти по улице на какое-то время стало еще сложнее, вас не засыпали потоком жалоб? В Москве это – типичная реакция на проведение любых работ по благоустройству.

Нет. Муниципалитет в первую очередь привлекает горожан к принятию решений о необходимости проведения работ. С самого начала общественность надо ставить в известность, в первую очередь - об объективных данных, результатах исследований. Делается это через прессу, через портал мэрии в интернете и связанные с ним форумы и сервисы.

И всегда необходимо спрашивать мнение жителей не по окончанию работ, а перед их началом. Всегда нужно сначала получить от горожан ответ, какие у них критерии оценки? Той же самой толчеи на Рамбле, например. На какие варианты они готовы согласиться?

Да, работы по благоустройству осложняют жизнь горожан. И нужно честно об этом предупреждать. Но, кроме того, специалисты обязаны разрабатывать решения только базируясь на критериях и вариантах, одобренных общественностью. А горожане должны понимать, что они получат после трёх месяцев или полугода неудобств, связанных с ремонтом.

А как быть с пробками, которые растут в местах проведения реноваций улиц, дорожных работ? Они всегда вызывают недовольство.

Вы, наверное, удивитесь, как удивился в свое время и я. Но когда мы проводим работы, связанные с расширением улиц, оптимизацией автомобильных потоков в городе, то пробок не возникает. Во-первых, потому, что население знает, каких маршрутов лучше избегать. Во-вторых, автомобилистам предлагают несколько альтернативных путей. Удивительно, но (в Барселоне - ред.) автомобильный поток даже равномерно выравнивается по городу.

Вы – практик. Объясните, что именно стоит за общими словами: новые технологии уже меняют по всему миру систему управления городами. На каком алгоритме, на анализе каких данных будет строиться их развитие в ближайшем будущем?

Дорогостоящие исследования о перемещениях населения по городу больше не нужны. Не нужно больше работать по-старому, проводя опросы, выясняя индивидуально, в какие часы люди едут на работу, идут на обед, как часто пользуются поездом и какую часть дня проводят дома. В наши дни достаточно проанализировать данные роутеров, раздающих Wi-Fi, и данные компаний-операторов мобильной связи — и вы получите исчерпывающую карту действий горожан, причём с уточнениям по месяцам, дням недели и часам.

Современные компьютеры очень быстро обрабатывают даже огромные объёмы таких данных. Надо научиться использовать их при принятии решений на уровне города, взять за правило реагировать быстро и выбирать эффективные пути реализации проектов. Когда это происходит, резко возрастает скорость реализации городских программ. И как результат, город становится удобнее и уютнее.