Опубликовано 29 августа 2015, 13:04

«Качалка» по-черному

МОСЛЕНТА изучила московские фитнес-клубы с окраин
Вашим тренером может быть борец, тяжелоатлет или просто человек с улицы. Формально его (а также секретаря на ресепшн и уборщицы в душевой) просто не существует. В вашем договоре может не быть главы «ответственность сторон». МОСЛЕНТА выяснила, как работает фитнес-центр около вашего дома.
«Качалка» по-черному
Дмитрий Рогулин / ТАСС

Вашим тренером может быть борец, тяжелоатлет или просто человек с улицы. Формально его (а также секретаря на ресепшн и уборщицы в душевой) просто не существует. В вашем договоре может не быть главы «ответственность сторон». МОСЛЕНТА выяснила, как работает фитнес-центр около вашего дома.

В столице сотни фитнес-клубов на любой вкус и кошелек. Вот только качество обслуживания далеко не всегда зависит от цены абонемента. В клубе может быть приятный интерьер и приветливый персонал, но с тренерами могут быть проблемы. Квалифицированных специалистов в фитнесе действительно немного, и стоят их услуги дорого.

В некоторых районах еще живы «качалки» конца прошлого тысячелетия, но из-за стремительно растущих цен на аренду помещений таких мест становится все меньше. Действительно «старорежимные» залы можно встретить разве что в Люберцах, Выхино, а также на территории различных вузов или спортивных организаций. Яркий пример — тренажерный зал в МАИ или на стадионе «Фили».

В сетевых столичных фитнес-клубах с тренера практически всегда потребуют наличия сертификатов специальных курсов или диплома физкультурного вуза. Еще жестче отбор в муниципальные залы и секции, где проверяется практически вся документация соискателя. «Корочку» мастера спорта в наше время все еще можно купить без проблем. Но не все «покупатели» знают, что нумерация книжек и значков ведется не просто так — все номера заносятся в единую базу Росспорта и проверить их можно одним звонком.

Тренерский персонал в небольших клубах в спальных районах чаще всего не проверяет никто. Инструкторы сами получают сертификаты и посещают различные курсы, чтобы затем перейти в более приличное место. Действительно хорошие специалисты, как правило, нарасхват, хотя и среди востребованных попадаются странные личности.

«Со мной работал парень, который до этого семь лет был кладовщиком, а в тренеры подался, потому что работы другой не было»

«Я работаю в индустрии фитнеса около восьми лет, — рассказал МОСЛЕНТЕ один из тренеров сети финтес-клубов Станислав. — За это время насмотрелся на многое. В самом начале карьеры со мной работал парень, который до этого семь лет был кладовщиком, а в тренеры подался, потому что работы другой не было. До того, как стать кладовщиком, он был кандидатом в мастера спорта по борьбе».

Что может дать борец женщинам, желающим привести себя в форму, — загадка. Однако такие тренеры достаточно успешно трудятся во многих столичных заведениях. Много в Москве и тренеров-совместителей, которые совмещают работу в офисе или на дому с тренерской деятельностью. Как правило, это бывшие или действующие спортсмены, которые понимают, что заработать большие деньги одним лишь фитнесом не получится.

Сломанных тренажеров с рваными сиденьями в современных фитнес-клубах почти не бывает

Сломанных тренажеров с рваными сиденьями в современных фитнес-клубах почти не бывает

© Зураб Джавахадзе / ТАСС

Средний доход фитнес-тренера в Москве порядка 45-60 тысяч рублей в месяц. Окладов, как правило, нет. Есть оплата за дежурные часы, но даже по провинциальным меркам она ничтожно мала. В лучшем случае, это 10 тысяч рублей в месяц, а многие клубы оплачивают дежурства почасовой оплатой — 50-200 рублей за час дежурства. При такой оплате труда тренер, по мнению руководства, более мотивирован как можно скорее найти себе клиентов и начать тренировки. Персональные тренировки в клубах средней руки стоят 1500-2000 рублей, из которых тренеру в лучшем случае достанется половина. Чаще всего проценты скромнее — 30-40 процентов, а при условии выполнения ежемесячного плана процент выручки повышается. Несложные арифметические расчеты показывают, что для заработка 60-70 тысяч в месяц тренер должен проводить около ста тренировок. То есть минимум шесть-восемь в день при графике работы два через два.

Конфликт интересов руководства клубов и клиентов с тренерами очевиден: начальство заинтересовано в том, чтобы тренер проводил больше тренировок, вел большее количество клиентов, и, соответственно, зарабатывал больше. Клиенты же заинтересованы в персональном подходе и внимании тренера, даже если они не оплачивают персональные тренировки. У тренера же на это просто не хватает времени. Он должен совмещать все эти качества и удовлетворять как запросы клиентов, так и запросы руководства.

«Летом периодически задерживают зарплату»

«У нас небольшой клуб, — рассказал МОСЛЕНТЕ инструктор тренажерного зала Павел, работающий в зале в Южном округе столицы. — База клиентов совсем небольшая, около 400 человек. В тренажерном зале работает семь тренеров, но зарабатывают только четверо. Остальные посидят месяц-два и, получив по 15 тысяч, уходят. Периодически бывают и задержки с зарплатой, особенно летом».

Многие залы работают на условиях аренды. Тренер сам платит клубу арендную ставку ежемесячно или ежедневно (процент от тренировок или фиксированная сумма в месяц) и работает на территории клуба. При этом не совсем понятен статус клуба. Формально, в случае травмы клиента, клуб ответственности не понесет — он лишь предоставляет помещение. Да и во многих договорах при приобретении карты не указана ответственность клуба в случае травмы посетителя по причине неисправного оборудования или халатности тренера.

«При выборе тренера старайтесь оценивать все, кроме физической формы самого тренера. Смотрите на стаж работы на данном месте, в первую очередь. Только хороший специалист сможет оставаться годами в одном и том же клубе, не теряя репутации. Смотрите на физическую форму его клиентов и образование. Никогда не обращайте внимания на спортивные заслуги или отсутствие опыта — самые ненадежные показатели, — отметил в интервью МОСЛЕНТЕ Дмитрий Смирнов, фитнес-редактор Men’s Health, автор книги «Фитнес для умных». — Лишь полное отсутствие любых корочек объективно отражает «навыки» тренера. В остальном — что угодно лучше, чем вообще ничего. Неплохо, конечно, тренеру иметь диплом профильного вуза, но только спортивного, а не медицинского — специальности эти вовсе не смежные.

Хороший тренер за небольшие деньги работать не станет. Если «хороший» тренер работает в дешевой «качалке», значит есть какой-то подвох, который вы сразу не видите. С другой стороны, количество клубов столь велико, а жадность фитнес-операторов настолько всеобъемлема, что даже в дорогом клубе можно встретить того, кому лучше продавать апельсины, нежели тренировать людей. Тренеров банально не хватает, и нередко берут кого угодно. Но в дорогом, и особенно в дорогом сетевом клубе, вероятность ошибки все-таки меньше».

Формально, в случае травмы клиента, клуб ответственности не понесет

Формально, в случае травмы клиента, клуб ответственности не понесет

© Зураб Джавахадзе / ТАСС

«Я работаю врачом в одном из элитных клубов в районе метро «Сокол», — рассказывает аспирант медицинского вуза Кирилл. — Иногда я в шоке от того, что люди исполняют на тренажерах. Тренеры, находящиеся в зале, при этом никак не стремятся им помочь. «Зачем мне ему помогать? У меня свои клиенты, за этого мне никто не заплатит», — таков их ответ. Я считаю, что этот подход в корне неправильный».

Зачастую клиенты сами придумывают какие-то схемы или упражнения и пытаются заниматься самостоятельно, чтобы не тратить деньги на услуги тренера. Но очень часто такой подход не приносит результата и приводит к травмам. Большую роль в формировании такой самостоятельности у посетителей фитнеса сыграли популярные фитнес-блоггеры и их видеоуроки.

Оборудование владельцы клубов берут в кредит, а также ставят его на техобслуживание, поэтому в новых заведениях вы не встретите рваные сиденья и неработающие беговые дорожки. А вот в муниципальных залах такого добра хватает, хотя по документам ремонт и замена оборудования там проводятся чуть ли не ежегодно.

Отдельно стоит упомянуть об условиях работы не только тренерского персонала, но и других сотрудников клубов. Зачастую оформление происходит «в черную», оклады не предусмотрены не только для инструкторов, но и для менеджеров, получающих проценты с продаж клубных карт.

«Такая ситуация во многих небольших клубах, — говорит менеджер по продажам фитнес-клуба Алина. — Хочешь уйти в отпуск — иди, только при этом твое место занимает кто-нибудь другой, и все это время зарабатывает вместо тебя. То есть любой отпуск у меня за свой счет. Ни о каких медицинских страховках и соцпакетах говорить не приходится. Работаем с 7 до 22 часов, два через два, оклада нет — зарплата складывается из процента с проданных контрактов. В январе можно заработать и 200 тысяч, а в июле порой и 20 не выходит».

«Москве дела с тренерами обстоят плохо»

«В целом в Москве с тренерами дела обстоят плохо. Профессионалов не хватает, они стареют, устают, уходят из фитнеса. А на смену им не приходит почти никто. Профессия фитнес-тренера давно лишилась былого престижа, — отметил Дмитрий Смирнов. — Свою лепту вносят и «Звезды Ютюба», не имеющие реального тренерского опыта. Они смущают умы потребителей, все сильнее дискредитируют профессию. На мой взгляд, индустрия в упадке и путей выхода из него я, увы, не вижу. Истинный профессионализм сейчас почти не ценится».