Как оживить любой парк, сквер и улицу
Три базовых шага по благоустройству любого общественного пространстваВы часто видите в Москве пустые площади, улицы набережные? А заросшие парки, скверы, дворы? Я наблюдаю их регулярно. Казалось бы, людей в городе много, места всем не хватает, к тому же москвичи регулярно жалуются, что им мало зелени и общественных пространств.
Так почему же в городе столько необустроенных, неозелененных зон и «пятен»? Может, в Москве живут неправильные люди? Нет, просто в любом мегаполисе горожане обходят стороной неухоженные, пустующие парки, скверы, дворы и улицы. Чтобы оживить такое «брошенное» общественное пространство, властям достаточно осуществить три базовых шага по благоустройству.
Постановка диагноза и начало лечения
Если на улице или в парке мало людей, значит существуют определенные проблемы либо с самим местом [его состоянием], либо с подходами к нему. И это не приговор, это — диагноз, который нужно осознать, принять и начать лечение.
Вспомните московские парки пару лет назад – ходить туда особого желания не было. Но стоило городским властям привести их в порядок, как всего за один год посещаемость московских парков увеличилась на 200 процентов и постоянно росла. В чём секрет?
Никакого секрета здесь нет, а есть три базовых правила, соблюдение которых оживляет практически любое общественное пространство, позволяя сделать место приятным для пребывания и отдыха людей.
Посадочные места
Первое, и самое главное правило – в общественных местах человек должен иметь возможность сесть. Звучит банально, но это первый шаг по превращению пространства из транзитного, которое хочется побыстрее покинуть, в полноценное, где хочется задержаться и провести побольше времени.
Зачастую, к сожалению, можно услышать ряд отговорок, почему никакой уличной мебели не должно быть: асоциальные личности, пьянки, наркоманы и типа того. Всё это происходит в малолюдных местах, которые интересны только тем, что там кроме как пить да спать делать особо нечего.
Мы же тут как раз говорим о том, как сделать место максимально удобным и привлекательным для всех, что влечёт за собой предотвращение подобных ситуаций в принципе (бухать прилюдно не комильфо). Если же не обеспечить людей местом для сидения, или поставить лавочки без спинок, то это автоматически сделает место безлюдным.
К примеру, когда несколько лет назад в Нью-Йорке поднимали вопрос, как сделать город удобнее и привлекательнее, то начали, в том числе, именно с вопроса сидячих мест, устанавливая везде простые дешёвые стулья. В итоге сейчас это один из символов города, и проблема отсутствия сидячих мест в городе больше не стоит.
И да, в начале программы их крали много, но постепенно люди поняли, что это сделано для них, и они и так доступны им, поэтому массовые кражи прекратились (да и стоят они не так уж и много).
Приживутся ли стулья в московских скверах и парках, сказать сложно, но если говорить о привычных нам скамейках, существует одна хитрость, о которой, видимо, не знают чиновники, отвечающие за благоустройство московских общественных пространств. Любую скамейку можно оборудовать поручнем, после установки которого сидеть на ней по-прежнему комфортно, а вот удобно лечь и уснуть уже не получится.
К тому же, в наше время есть уличная мебель для интровертов – на ней тоже не поспишь, зато прекрасно посидишь.
Также с асоциальным поведением помогает справиться освещение.
Еда и напитки
Второе правило тоже несложное: чтобы место стало популярным, люди должны иметь возможность поесть. Речь, естественно, идёт не о шашлычных, которыми в своё время был знаменит Парк Горького. Уличный общепит должен иметь цивилизованный вид, который будет привлекать соответствующую публику.
Организация таких пунктов питания не только приносит городу дополнительные налоги, но и привлекает новых людей в пространство, которое нужно «оживлять». И это не только работники из ближайших зданий, которые прийдут сюда во время обеденного перерыва, но и прохожие, и жители квартала.
Развлечения
Третье – самое обширное и интересное - правило обустройства и «оживления» общественных пространств гласит: «Дайте людям активностей»! Конечно, в парке или сквере можно и просто прогуливаться или заниматься бегом, но такие опции не привлекают людей массово.
Посетителей в общественные пространства нужно в прямом смысле заманивать. Для этого идеально предложить им порядка десяти разных занятий, чтобы каждая категория горожан могла выбрать из них что-то на свой вкус.
Для маленьких детей подойдёт игровая площадка, для детей постарше — канатные городки. Студентам и другим молодым людям может быть интересна уличная библиотека, оборудованный пляж и хороший Wi-Fi, людей постарше привлекут танцевальные площадки, уличные тренажёры для пожилых. Не существует единого перечня подобных активностей, этот список ограничен лишь фантазией дизайнеров и архитекторов.
Помимо этого в общественных местах должны проводиться различные культурные мероприятия. Ведь даже большой набор постоянно доступных активностей рано или поздно надоедает. А фестивали, ярмарки, выставки, выступления и мастер-классы не только разнообразят место, но и привлекают новых посетителей.
Удобный подход
Говоря о популяризации, «оживлении» городского пространства, нельзя забывать, что в проекте по благоустройству любой улицы, двора, площади, набережной, сквера и парка нужно прорабатывать не только само место, но и окружающее его пространство с подходами.
Потому что даже если сделать лучший в мире парк или набережную, до которых надо идти через подземные переходы или шоссе, никто туда не пойдёт из-за сложностей маршрута, шума и грязи от дороги.
Звучит сложно? Думаю нет. Просто нужно понимать, что целью разработчиков любого проекта по развитию городского пространства должна быть всесторонняя проработка вопроса: «Как эта территория будет жить дальше, после завершения работ?»
Московский опыт реорганизации парков и проведения уличных мероприятий показал, что «оживить» малопопулярные общественные пространства в городе можно быстро, и результат не заставит себя долго ждать. При этом подобное благоустройство — хорошее вложение денег. Достаточно посмотреть на тот же Парк Горького, который всего за несколько лет превратился из дотационного в самоокупаемый!
Московский опыт
Еще лет десять назад это звучало бы, как фантастика: самоокупаемый государственный парк! Но опыт показывает, что достаточно выполнить стандартные шаги по благоустройству пространства, и люди начинают его посещать и проводить там время, наслаждаясь отдыхом и тратя при этом деньги. А где потоки платежеспособных посетителей, там и бизнес. В итоге благоустроенный парк не только получает выгоду, но и за счёт спонсоров проводит для посетителей интересные бесплатные мероприятия. Что радует, такая практика распространяется сейчас на все московские парки.
Постепенное обустройство московских улиц и площадей тоже даёт свои результаты: транзитные зоны начинают жить новой жизнью. Достаточно посмотреть на реконструированную в прошлом году Триумфальную площадь. После того, как на ней установили качели и уличную мебель, в несколько раз вырос поток людей, которые приходят сюда, чтобы встретиться и посидеть со знакомыми или просто отдохнуть.
Таких «реанимированных» городских пространств, легко доступных, оборудованных для отдыха и располагающих к общению, Москве не хватает, их нужно оборудовать по всему городу. Потому что город – это в первую очередь люди и объединяющие их социальные связи, которые возникают и закрепляются в том числе и на улицах, на площадях и в парках.