Александр Мамут: «Мегаполис - концентрация цивилизационных смыслов»

Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Накануне в Третьяковской галерее состоялась дискуссия на одну из самых актуальных для Москвы тем - «Лидерство в культуре и лидерство в бизнесе».

Генеральный директор Rambler&Co, председатель попечительского совета института «Стрелка» Александр Мамут и президент Лондонского фестиваля дизайна Патриция Браун обсудили приоритеты в развитии города, взаимодействие властей, бизнеса и культуры в рамках благоустройства и образ идеального мегаполиса.

В ходе дискуссии оба собеседника отметили, что город должен быть ориентирован в первую очередь на человека. Задача бизнеса в данном случае - помогать культуре в городе развиваться.

Александр Мамут в свою очередь отметил, что разговор о культуре не должен ограничиваться обсуждением выставок. Культура - это развитие цивилизации. «Бизнес всегда является отчасти отражением того этапа, на котором находится цивилизация, культура народа», - пояснил он.

По его мнению, роль локомотивов в развитии цивилизации выполняют именно мегаполисы. «Мегаполисы становятся ключевыми концентрациями цивилизационных смыслов, больше половины населения живёт в городах, больше половины образованного населения сосредоточено там», - считает Мамут.

Однако развитием цивилизации должны заниматься люди - стойкие, патриотичные, конкурентноспособные и уверенные. Воспитание таких людей - задача культуры. «А вот мегаполис выполняет роль университета для создания этих людей. Идеальная Москва для меня – это мегаполис как университет», - поясняет гендиректор Rambler&Co.

Как считает Патриция, бизнес может помочь воплотить этот идеал и даже отчасти управлять городом, если начнёт делать что-то для мегаполиса, для жителей, создавать культурное пространство.

«Ежегодно культура приносит Лондону 80 миллиардов (фунтов стерлингов - прим. ред.) дохода. Культурное пространство влияет на город, и мы хотим, чтобы художники привносили что-то», - поясняет она.

По словам президента Лондонского фестиваля дизайна, проблемы Лондона и Москвы схожи - столица Великобритании ещё в 1980-е годы не очень подходила для жизни простых горожан. В приоритете были машины, транспорт, и часто общественным пространством жертвовали ради удобства автомобилистов. Сейчас ситуация в Лондоне начинает налаживаться, но этому предшествовал долгий путь экспериментов.

Впрочем, считает Патриция, жертвовать благополучной транспортной ситуацией ради пешеходов тоже неправильно. Отчасти она повторила слова архитектурного критика, партнёра КБ «Стрелка» Григория Ревзина, который сравнивал улицы со сценой и подчёркивал, что у каждого участника городской жизни должна быть своя роль. Задача бизнеса, властей и культуры - «прописать» эти роли, чтобы людям не приходилось искать себя на улицах мегаполиса. Для этого хороши любые способы, любые средства в пределах разумного.

«Weird - yes, creepy - no (Странное - да, жутковатое - нет - прим. ред.)», - подытожила Патрисия свою мысль.