«Мастерславль»: когда взрослые завидуют детям
МОСЛЕНТА побывала на открытии популярного летнего лагеря в детском городеПо данным столичного правительства, этим летом в городе останутся более 50 тысяч детей. Для того, чтобы дети не остались неприкаянными, для них по традиции открываются летние лагеря при школах и соцучреждениях. Сюда родители могут отвести своих отпрысков утром, и забрать вечером, после работы. Один из самых популярных лагерей с 2014 года организует «Мастерславль» - центр развития детского творчества, работающий в Москва-Сити.
По данным столичного правительства, этим летом в городе останутся более 50 тысяч детей. Для того, чтобы дети не остались неприкаянными, для них по традиции открываются летние лагеря при школах и соцучреждениях. Сюда родители могут отвести своих отпрысков утром, и забрать вечером, после работы. Один из самых популярных лагерей с 2014 года организует «Мастерславль» - Интерактивный развивающий проект для детей, работающий в Москва-Сити. МОСЛЕНТА сходила на первый день первой смены в этом году и позавидовала детям.
Для тех, кто не знает, что такое «Мастерславль» - это мини-модель российского города со своей инфраструктурой. Там есть всё - от больницы и исследовательского центра РОСНАНО до автошколы и супермаркета. В мастерских в игровой форме каждый ребенок может попробовать себя в роли строителя, служащего банка, пожарного, стоматолога, полицейского, почтальона, маляра. Самые смелые могут сесть за почти настоящие экскаваторы. А скоро в Мастерславле появится и шахта.
Здесь есть своя валюта - «золотые таланты», которые можно не только тратить, но и зарабатывать. Всего на двух этажах расположены 77 мастерских, повторяющих инфраструктуру мегаполиса. Здесь, пусть в шутливой, но приближенной к реалиям нашей жизни формам и при помощи наставников малыши могут познакомиться со 150 профессиями - и определить свои предпочтения. За какие-то занятия придётся отдавать золотые таланты, но свои сбережения можно пополнить в других мастерских.
Представитель города мастеров Евгения Шубина рассказала МОСЛЕНТЕ, что эта система не только учит детей рассчитывать свои финансы, но и помогает избежать толкучки в особенно популярных павильонах. Например, на занятие по археологии придется потратиться, зато там можно откопать настоящий артефакт в настоящем песке. А вот заработать на раскопки можно в мастерской, где обучают раздельному сбору мусора - очень актуальной именно для Москвы проблемы.
Кстати, эти занятия тоже пользуются большой популярностью. Прямо при нас туда направилась группа мальчиков, «на заработки, чтоб погонять пойти», как объяснили сами дети.
/imgs/2016/06/07/15/46645/95262f78510f2f802659cd167a1b3510d1d39b49.jpg)
/imgs/2016/06/07/15/46644/28d73866863351889dd701dc80fe3d848b752361.jpg)
пресс-служба "Мастерславля"
Но самое популярное городское развлечение, по версии юных москвичей - спасение плюшевого медведя с высоты. «В любое время года и суток вы там найдете детей. Медведь забирается на второй этаж, дети в костюмах спасателей ищут его, потом внизу растягивают спасательный батут и просят его прыгнуть. Он "говорит" им: “Нет, я боюсь!”, - но потом наконец-то прыгает. Счастливые маленькие спасатели несут медведя обратно к наставнику, а тот его ругает за то, что не слушался и соблюдал правила безопасности», - рассказывает представитель «Мастерславля».
Аниматоры находятся с детьми каждую минуту в каждой мастерской. «Наставники к нам приходят из самых разных областей, в основном у них психологическое или педагогическое образование, - пояснила Евгения Шубина. - У нас высокие требования, но и большое количество работников: по внутренним нормативам, на шесть детей выделяется один наставник. вместимость лагеря практически безграничная, и при высоком спросе просто привлекаем дополнительного специалиста».
Программа тематических недель
В этом году традиционный лагерь «Мастерславля» открывается в новом формате: специалистами разработаны программы четырёх тематических недель, которые чередуются всё лето.
«В прошлые годы во время летнего лагеря был только один тематический день, и часто не получалось успеть, - рассказала МОСЛЕНТЕ Вера Барашкина, куратор проекта «Летний лагерь Мастерславля». - Нам захотелось, чтобы родители все-таки видели результат, и детям было интересно каждый день».
Тема первой недели, которая идёт сейчас (и повторится в начале июля и в начале августа) - «Театр». Дети будут ставить спектакли в настоящем театре, рассчитанном на 100 зрителей, разучат для постановки песню и поставят танец, сами нарисуют декорации, сделают себе костюм и загримируются. В пятницу спектакль покажут родителям. (В этом, кстати, скрывалась настоящая засада для родителей: пришедшие на один день малыши требуют от родителей продолжение занятий, так как показ в пятницу, а подготовка каждый день).
Младшие (от 5 до, условно, 9 лет) возьмутся за «Винни-Пуха», старшим предстоит показать родителям в пятницу «Маленького принца». Если вы по каким-то причинам пропустили первый день - это не проблема. Новеньким помогут включиться в процесс и подберут интересное дело.
пресс-служба "Мастерславля"
На вторую неделю младших и старших разделят. Старшие станут «деловыми людьми» - им предложат с помощью исследования выяснить, чего не хватает в «Мастерславле», обосновать проект и организовать сбор средств на их реализацию. Младшие же будут делать домик своей мечты в городе - им предстоит осваивать архитектурные и строительные профессии. Кстати, в «Мастерславле» есть мастерская, где детей учат делать ремонт в квартире, и он пользуется чуть ли не большей популярностью, чем спасение плюшевого мишки.
Третья неделя называется «Теория на практике». Младшие и старшие вместе будут ставить физические и химические опыты, а также освоят искусство иллюзионистов под руководством специалистов. Опыты абсолютно безопасны, никаких токсичных, взрывающихся или пачкающихся веществ.
На четвертую неделю лагерь снова разделят на старших и младших. Младшие будут готовить настоящее чаепитие по всем правилам этикета и сервировки стола, в том числе - научатся расписывать посуду. Старшим предстоит стать «мастерами улыбок» - они будут учиться вести занятия, экскурсии. Их научат подавать материал, выступать перед большой аудиторией, а еще познакомят с Центром добрых дел.
Все вместе
В Центр добрых дел может прийти каждый ребенок в любой момент. «Мы хотим, чтобы дети научились взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мы работаем с фондом "Я есть" и Мосгортуром, который проводит экскурсии у нас для особенных детей. Другие ребята с большим интересом относятся к ним, хотят их понять. Когда они вместе на занятиях, они очень легко друг с другом взаимодействуют» - рассказала Вера Барашкина.
пресс-служба "Мастерславля"
Центр добрый дел как раз рассказывает о том, как помогать особенным детям, и дает возможность научиться управлять коляской, попробовать сориентироваться с завязанными глазами или выучить язык жестов. Однако не все родители одинаково спокойно воспринимают такой подход.
«У нас есть мастерская "Паралимпийские игры", и там мы предлагаем детям попробовать посидеть в коляске. Вот это вызывает протест у родителей. А ребятам наоборот интересно, искреннее, они хотят понять, как вообще ходить незрячим или управлять коляской», - пояснила куратор «Летнего лагеря».
В «Мастерславле» понимают, что у всех свои принципы воспитания, поэтому такие занятия не обязательны. Родитель имеет право забрать ребенка, да и сам ребенок может покинуть мастерскую в любой момент.
Как собрать ребёнка в Мастерславль
Детей привозят к 10:00, сдают на ресепшене наставникам и уезжают на весь день, до 19:30. Можно уехать и на полдня, но дети вряд ли обрадуются, если их забрать раньше. В принципе, родители могут не уезжать вовсе - на занятия в мастерские их, конечно, не пустят, но сопровождать ребёнка не запрещается. А в случае с малышами до шести лет и «особенными» детьми это даже необходимо.
Сначала «пионеров» ведут через главную площадь, автодром и мастерские в комнату сбора, где все знакомятся, делятся на группы и идут на экскурсию, после чего радостно разбегаются по мастерским. В той же общей комнате дети оставляют куртки, кофты, рюкзаки и пакеты, но ценные вещи просят забирать с собой.
пресс-служба "Мастерславля"
Деление на группы очень условное, и в первую очередь учитывается мнение самих детей. «Например, если брат не захочет оставлять младшую сестру одну, их определят в одну группу, которую они опять же выберут сами», - рассказала МОСЛЕНТЕ руководитель проекта «Летний лагерь» Вера Барашкина.
«Мастерславль» при этом так же, как и в обычные дни, открыт для других посетителей. Детей из отряда отличают по салатовым галстучкам, они могут вместе с остальными ходить по мастерским в свободные часы, а если нужно - вожатый сам их найдёт.
График у детей, конечно, есть, но весьма условный. Один из главных принципов «Мастерславля» - никакого принуждения. Как ни странно, это не приводит к хаосу. «Когда им разрешаешь заняться тем, что они хотят, они все равно включаются в тему, но чуть позже», - пояснила Вера Барашкина. Например, в первый день смены, 6 июня, день детей выглядел примерно следующим образом:
11:30-13:45 - Свободное посещение мастерских 14:00-15:00 - обед и отдых 15:00-16:00 - подготовка спектакля 16:00-17:00 - посещение мастерских 17:00-17:45 - полдник 17:45-19:30 - посещение мастерских
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2016/06/07/15/46655/1a9d4516ac6545a9de0a6db52eac363babd9e2f9.jpg)
/imgs/2016/06/07/15/46649/83c39427b0b1e03656844656fd71684ad591d830.jpg)
/imgs/2016/06/07/15/46653/b460af47081699fc9940741c536b50e0c8d8b149.jpg)
/imgs/2016/06/07/15/46648/773cf97c28b581c3521b9c9727ec012fc93b4480.jpg)
/imgs/2016/06/07/15/46650/0b8ae51b4d46aeecf095dbe2ef46b63b46dad8bd.jpg)
/imgs/2016/06/07/15/46654/b9824c55c704a430b7d770cc6d743160c7fb060e.jpg)
пресс-служба "Мастерславля"
Единственный обязательный пункт в распорядке дня - обед. Детей собирают на обед и полдник в кафе по всему городу. Родители могут сами дать ребенку еду с собой, но в таком случае их просят класть что-то непортящееся. Холодильник в «Мастерславле» есть, но в комнате вожатых и на экстренный случай.
Однако собирать обед дома вовсе не обязательно. Детей покормят обычной «домашней» едой - макароны, котлеты, супы (никакой рыбы! Дети ее не любят). При бронировании путёвки в лагерь родителям предоставляют возможность определить примерное меню. «Например, у нас сегодня есть один ребёнок, который не ест котлеты. Мы этот вопрос решили, заказали шницели» - рассказывает Вера.
Устами младенца
Можно сколько угодно расписывать программу, рассказывать, что стоит в каждой мастерской на полочках, но лучше самих детей нам не понять, насколько это всё интересно (увы, взрослых не пускают в мастерские, даже корреспондентов). Поэтому МОСЛЕНТА отловила двух посетителей Мастерславля после одного дня в лагере и попросила написать их об этом сочинения.
Орфографию пришлось, разумеется, поправить, но остальное - исключетельно авторский текст.
Илья, 12 лет
Первым делом я пошёл знакомиться с работой МЧС. Нам показывали, как надо действовать при ЧС, и мы спасали плюшевого мишку. Я посетил клинику, где нас проверили на остроту зрения, также рост и вес. У меня вызвала интерес библиотека, где мы анализировали рассказ, который получили по компьютеру. Скалолазание - ещё одно городское развлечение, где я лазал по скалам и долез до вершины горы. Нам предложили вкусный обед. После обеда я пошёл в автоцентр. Там нам показывали, как устроена машина. Дальше я пошёл в клуб путешествий, где нам показывали картинки с достопримечательностями, и к ним были задания - показать их на карте. У меня этот день прошёл отлично. Очень хочется ещё.
МОСЛЕНТА
Аня, 9 лет
Сегодня я хочу вам рассказать, как я провела этот день. Я отправилась в город «Мастерславль». Там нас встретили экскурсоводы - Саша и Галя. Сначала мы составили расписание мероприятий. Я отправилась в клинику. Там я проверила слух, зрение и измерила вес. Вы спросите. почему я сначала выбрала медосмотр? Потому что я хотела получить водительские права. Для этого мне также понадобилось пройти обучение в автошколе. Там мы изучали знаки дорожного движения и сдавали тест. Потом нам рассказали, как устроена машина. Чтобы получить права и сдать тест на вождение, мне не хватало денег, так называемых талантов. Для этого я отправилась расписывать дощечки и заработала недостающие 10 монет. С ними я успешно сдала текст и получила права. В 14:00 нам предложили обед - суп лапша и макароны с мясом. После обеда я посетила урок географии. Мы изучали разные страны - по картинкам определяли, какая это страна. А напоследок я попробовала печенье украшать посыпкой. Мне больше всего понравилось водить машину. Она была красного цвета, одноместная и лёгкая в управлении. В ней всего 3 рычажка - тормоз, газ, а третий - переключение вперёд-назад. Мне очень там понравилось. Советую всем там побывать