Опубликовано 22 октября 2016, 19:39

Новая «Белокаменная»

Десять фактов об одной из старейших железнодорожных станций Москвы
Запуск движения по современному Московскому центральному кольцу (МЦК) дал новую жизнь объектам Московской окружной железной дороги (МОЖД), построенным в начале XX века. Теперь тысячи людей ежедневно могут видеть из окон современных «Ласточек» уникальные постройки, долгое время недоступные глазам москвичей и гостей столицы. Одним из таких объектов стал маленький вокзал станции «Белокаменная». МОСЛЕНТА собрала десять фактов о сохранившейся станции.
Новая «Белокаменная»
Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Запуск движения по современному Московскому центральному кольцу (МЦК) дал новую жизнь объектам Московской окружной железной дороги (МОЖД), построенным в начале XX века. Теперь тысячи людей ежедневно могут видеть из окон современных «Ласточек» уникальные постройки, долгое время недоступные глазам москвичей и гостей столицы. Одним из таких объектов стал маленький вокзал станции «Белокаменная». МОСЛЕНТА собрала десять фактов о сохранившейся станции.

«Белокаменная» затеряна среди лесов Лосиного острова — вдали от жилых домов и транспортных магистралей. По словам историка Юрия Егорова, специалиста проекта «Москва, которой нет», это одна из самых необычных железнодорожных станций столицы. «Куда бы мы ни пошли, здесь нет ни высоких домов, ни каких-то городских кварталов. Она стоит посреди парка Лосиный остров. И можно сказать, что с 1908 года здесь ничего не поменялось», — утверждает историк.

Раньше срока

Небольшой вокзал, два жилых дома, несколько поздних служебных построек — вот, пожалуй, и всё, что есть на станции «Белокаменная». Московская окружная железная дорога строилась с 1903 по 1908 годы, все здания и сооружения были возведены именно в этот период. Однако есть свидетельства, что многие постройки этой станции были сданы в эксплуатацию раньше — в 1907 году. Некоторые участки железной дороги работали в тестовом режиме. Почти также — вначале в тестовом режиме — запускалась в эксплуатацию и современное МЦК.

Станция «Белокаменная», 1908 год.

Станция «Белокаменная», 1908 год.

© предоставлено проектом «Москва, которой нет»

Особое назначение

Станция «Белокаменная» задумывалась для обмена МОЖД поездами с Ярославской (Северной) железной дорогой. Для этого соорудили систему соединительных веток, и, кроме того, отдельный путь проложили к «Московскому товариществу резиновой мануфактуры в селе Богородском» (с 1910 года - завод «Богатырь», с 1923 года - завод резиновой промышленности «Красный богатырь»).

При этом у станции был и военный функционал. В конце XIX века неподалёку были построены артиллерийские склады, к которым провели строго засекреченную железнодорожную ветку. Дорогу к военным объектам круглосуточно охраняли несколько десятков солдат — они несли службу в специальных блок-постах вдоль путей. «Артиллерийские склады вывели, охраны тоже нет. Поэтому по ветке можно даже немного погулять», — рассказывает Егоров.

Типовой проект

«Белокаменная» была построена по типовому проекту. До наших дней сохранились ещё два точно таких же вокзала — станций «Черкизово» и «Кожухово». Несмотря на то, что проект не был индивидуальным, сам комплекс строений не теряет историческую ценность, говорят историки.

Вид здания вокзала станции «Белокаменная».

Вид здания вокзала станции «Белокаменная».

© предоставлено проектом «Москва, которой нет»

«Все станции выполняют одни и те же функции — им нужно посадить и высадить пассажиров, дать им обогреться, отдохнуть, погрузить багаж. И эти функции не меняются. Поэтому для станций с сопоставимыми грузо- и пассажиропотоками можно строить по схожим проектам. Железная дорога вообще во многом типовое строительство. Но даже такая архитектура может быть очень интересной», — уверен Егоров.

По проекту здание вокзала разделялось на три части: зал ожидания, бытовые помещения и комната начальника станции. Здесь, как и на любом вокзале, обязательно был телеграфный аппарат для связи с другими станциями и управлением дороги.

Корпоративный стиль

Надпись на вокзале станции «Белокаменная» оформлена необычным для своего времени стилем «Модерн».

«Шрифт, которым написано название станции тоже происходит из 1908 года. Им писались названия всех станций, которые железнодорожными считали нужным подписать. Этим же шрифтом написан и заголовок в альбоме сооружений Московской окружной дороги, который был издан как большое подарочное издание к её открытию. Выражаясь современным языком, можно сказать, что это корпоративный шрифт», — говорит историк.

До наших дней на здании станции сохранились и другие элементы корпоративного стиля, к примеру, кованные кронштейны у козырька крыши. Они были тоже чертой железной дороги того времени. «Использовалось очень много такого декоративного металла — и ограждения балконов, и перила мостов и различные кронштейны на зданиях», — рассказал Егоров.

Киноистория

Вокзал на станции «Белокаменная» запечатлен в нескольких советских кинофильмах. Первое его визуальное упоминание состоялось в фильме «Когда деревья были большими». Правда, там станция называется «Селиваново» — оригинальную табличку для съёмок закрыли декоративной.

На перроне была снята сцена, когда герой Юрия Никулина приезжает к своей дочери Наташе. Чуть раньше была показана сцена, как девушка разговаривает с дежурным по станции, который сидит на скамеечке рядом со входом в здание вокзала. Во время съёмок этой сцены в кадр попал ажурный заборчик, огораживающий станцию. Его убрали в 2016 году, при подготовке к запуску МЦК.

«Изгородь вокруг вокзала сохранялась неизменной с 1908 года. Её только перекраивали и больше ничего с ней не происходило. К сожалению, в этом году при благоустройстве ее убрали. Поставили на территории фонари «под старину», хотя на самом деле они новодельные. Очень жалко, потому что станция потеряла свою уютность и домашний вид», — рассказал экскурсовод.

Кроме легендарных «Деревьев...», «Белокаменная» запечатлена и в других фильмах: здесь снимали сцену погрузки санитарного поезда фильма «Офицеры», сцены сериала «Диверсант», фильмов «Даун хаус» (современная экранизация романа «Идиот») и «Скорый „Москва-Россия“».

Исторический тепловоз

Вагоны поезда для съёмок фильма «Когда деревья были большими», по всей видимости, пришлось арендовать где-то в другом месте. Потому что в 60-ые годы никакого железнодорожного движения на окружной железной дороге уже не было — оно прекратилось в начале 1930 годов.

А вот тепловоз ТЭ-2 для съемок взяли местный — из депо Лихоборы. И он сохранился до наших дней. «Этот тепловоз находится на экспериментальном кольце в Щербинке. Правда, в невостановленном виде — грязный и ржавый. В фильме читается номер ТЭ-2 088. И именно эта машина долгие годы стояла в депо Люблино. Потом её перевели в Щербинку. И будем надеться, что когда-нибудь тепловоз восстановят и она попадет хотя бы в музей», — рассказал Егоров.

Дом для руководства

За зданием вокзала станции «Белокаменная» до наших дней сохранились не менее интересные постройки начала прошлого века. Одна из них — типовой жилой дом станционного руководства. Здесь была квартира начальника станции, его помощников, старших сигналистов. На всей железной дороге подобных зданий было довольно много.

Вид жилого дома для руководящего состава станции «Белокаменная».

Вид жилого дома для руководящего состава станции «Белокаменная».

© предоставлено проектом «Москва, которой нет»

«Это было такое служебное жильё. Пока ты работаешь на железной дороге, то ты тут живёшь. Если переходишь в другое место или уходишь с железной дороги, то должен выехать», — рассказывает Егоров.

Сейчас это здание находится в частной собственности. Закон этого не запрещает, но предусматривает, чтобы памятник от этого не страдал и был доступен хотя бы для внешнего осмотра. Однако в случае со станционным домом «Белокаменной» произошло всё ровно наоборот: собственник закрыл его высоким забором, а совсем недавно и изменил часть здания. «Не так давно владельцы перестроили крышу. Вообще этого делать категорически нельзя, потому что дом является объектом культурного наследия», — говорит историк.

Дом для сотрудников

На территории станции сохранился ещё один дом, построенный для рядовых станционных служащих. Загадкой истории остается, почему он не был включён в официальный альбом чертежей МОЖД, его нет и на исторических фотографиях. Вполне возможно, что здание просто не заметили.

«Получилось так, что фотограф развернул объектив немного не туда. Вокзал попал, начальственный жилой дом попал, а этот дом — нет», — рассказывает Егоров.

Самые современные

Примечательно, что жилые дома на железной дороге в начале прошлого века были построены по самым современным на тот момент технологиям. Во всех было электричество, водоснабжение и канализация.

Правда, с водопроводом изначально получилось не совсем так, как планировали. Предполагалось организовать его вдоль всего кольца. Но министерство финансов посчитало, что это будет очень дорого. И тогда на станциях соорудили устройства пневматического водоснабжения системы Гандке. Такая насосная станция уже в начале XX века была оснащена нефтяным (дизельным) двигателем.

Новая жизнь

Историки надеются, что интерес людей к историческим станциям после запуска МЦК будет только расти. «Если бы не было кольца, то сюда добираться очень сложно — на метро, трамвае и пешком. А сейчас просто сошёл с электрички — и ты уже здесь. Так малые и отдаленные станции наконец проявились, показались и стали доступны во всей своей прелести, которая есть», — говорит Егоров.

Сейчас участники проекта «Москва, которой нет», готовят к публикации путеводитель по Московской окружной железной дороге. Первая часть книги будет посвящена истории проектирования дороги, во второй можно будет найти описание всех станций кольца. Книга выйдет в конце ноября — начале декабря этого года.