Опубликовано 23 февраля 2016, 12:00

Каким будет второе кольцо метро

До конца 2016 года откроются первые станции Третьего пересадочного контура
Каким будет второе кольцо метро
stroi.mos.ru

В конце этого года московский метрополитен ждет важное событие — откроются первые пять станций Третьего пересадочного контура (ТПК). МОСЛЕНТА разобралась, каким будет второе кольцо подземки.

###Старые планы

С середины прошлого века московские архитекторы и проектировщики задумывались, как разгрузить пересадочные контуры Москвы: первый вариант — пересадки на станциях в центре города и второй — кольцевую линию метрополитена. Еще в 1947 году, когда кольцо даже не было открыто, планировалось построить полукольцевую ветку на юге столицы с перспективой замыкания. В 1971 году Большое кольцо появилось в Генплане, Каховская линия и участок Сокольнической ветки от «Черкизовской» до «Бульвара Рокоссовского» строились как его часть.

Но вариант наращивания колец устраивал не всех. С резкой критикой проекта выступил заслуженный строитель РСФСР Иван Бордуков, считавший, что новое кольцо лишь усугубит существующие проблемы — слабую обеспеченность транспортом окраин и перегруженность центра. Он же предложил альтернативу — хордовые линии.

Эта идея нашла поддержку и активно разрабатывалась в 80-е и 90-е годы. Планировалось построить четыре хорды, которые свяжут Москву с растущими городами-спутниками, — Митинско-Бутовскую, Химкинско-Жулебинскую, Солнцевско-Мытищинскую и Ясеневско-Балашихинскую.

Строительство станции метро «Хорошевская» Третьего пересадочного контура

Строительство станции метро «Хорошевская» Третьего пересадочного контура

По проекту хорды приближались к кольцу на одну-три станции, а потом вновь уходили за МКАД. Они пересекались недалеко от центра и, перетекая друг в друга, образовывали подобие кольца — тогда впервые прозвучало название «Третий пересадочный контур».

В двухтысячных инженеры вернулись к советским проектам и предложили объединить северный участок Большого кольца с южным участком Третьего пересадочного контура. До позапрошлого года велись споры о том, каким должно быть движение по новым веткам — кольцевым или хордовым. Метрогипротранс настаивал на втором варианте и предлагал организовать беспересадочное движение по четырем длинным линиям: от Молжаниновки через Химки до Некрасовки, из Южного Бутова до Мытищ, из Трехгорки в Видное и из Коммунарки на восток Подмосковья.

Но в 2014 году из финансовых соображений было принято окончательное решение в пользу более простого с конструктивной точки зрения кольца. Так родился современный вариант Третьего пересадочного контура.

###Самая длинная ветка

Третий пересадочный контур — самый масштабный проект за всю историю метрополитена: 28 станций, около 58 километров путей. Большое кольцо почти на 40 километров обгонит малое по длине и станет самой протяженной линией московского метро.

На севере пересадочный контур пройдет на расстоянии одной-двух станций от кольцевой ветки, а на юге отдалится от нее на три-четыре станции. Московская кольцевая железная дорога, которая также откроется в этом году, напротив, «сдвинута» к северу столицы. Таким образом железнодорожное и подземное кольца образуют «восьмерку» и не будут дублировать друг друга.

Третий пересадочный контур соединит все существующие и проектируемые радиальные линии метрополитена. Также у него будет семь пересечений с железной дорогой и два — с МКЖД.

###На полчаса быстрее

С открытием Третьего пересадочного контура пассажирам не придется ехать в центр, чтобы сделать пересадку. Согласно подсчетам московского Комплекса градостроительной политики, это поможет сэкономить до получаса на каждой поездке.

К примеру, путь от «Калужской» до «Севастопольской» сократится более чем в три раза — с 35 до 10 минут. Это значительно облегчит и жизнь москвичей, и работу метрополитена.

«Большинство пассажиров едет в центр, чтобы совершить пересадку, и с каждой станцией в поезд набивается все больше человек, — комментирует Александр Козлов, глава центра бережливых технологий кафедры экономики промышленности РЭУ имени Плеханова. — Безусловно, Третий пересадочный контур не только разгрузит кольцевую линию и центральные станции, но и выровняет нагрузку на радиальные ветки, сократит общее время в пути». Эксперт считает строительство высокоскоростных линий метрополитена, которые соединят спальные районы, необходимым шагом в развитии метрополитена.

Предполагается, что ежедневно Большим кольцом будут пользоваться около миллиона пассажиров. У 600 тысяч москвичей возле дома или работы появится новая станция. Заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства РУДН Андрей Разин отмечает, что это не только улучшит их транспортное обслуживание, но и скажется на стоимости недвижимости.

Риелторы предсказывают, что близость к станциям ТПК повысит цену квартиры на 6-20 процентов. Это одно из проявлений главного недостатка концентрической системы метрополитена — неравномерность развития территорий в зависимости от близости к метро. По мнению Разина, исправить ситуацию можно, совершенствуя систему наземного транспорта.

###Через четыре года

Движение по Большому кольцу метро будут запускать поэтапно. Уже в конце этого года откроется «аппендикс» из пяти станций от «Делового центра» до «Петровского парка». На первых этапах он будет объединен с желтой линией соединительной веткой, так что доехать от «Раменок» до «Петровского парка» можно будет без пересадок.

Запуск тоннелепроходческих щитов

Запуск тоннелепроходческих щитов

До конца 2018 года планируется ввести еще три участка: от «Петровского парка» до «Нижней Масловки», от «Хорошевской» до станции «Мневники» и от «Нижегородской» до «Электрозаводской». В последнюю очередь откроются участки «Каширская» — «Нижегородская» и «Нижняя Масловка» — «Электрозаводская». Когда верхнее полукольцо замкнется, образуется самая длинная связка в московском метрополитене — около 60 километров — между станциями «Некрасовка» и «Рассказовка».

При благоприятных экономических условиях кольцевое движение по ТПК запустят в 2020 году. В это же время должно завершиться строительство трех станций центрального участка желтой ветки. Они свяжут Солнцевский и Калининский радиусы в Калининско-Солнцевскую линию, и пассажирское движение по соединительному участку между ней и Большим кольцом прекратится.