Опубликовано 06 июня 2016, 12:33

Основатель Uber: цифровые технологии оживят дорожный трафик

Россия теряет 4,5 триллиона рублей в год просто потому, что люди стоят в пробках
Первым «звездным лектором» этого лета на «Стрелке» стал Трэвис Каланик — создатель проекта Uber, совершившего революцию в организации заказа такси и развитии сервиса совместных поездок по всему миру. МОСЛЕНТА публикует сокращенную версию его выступления и ответов на вопросы московской публики
Основатель Uber: цифровые технологии оживят дорожный трафик
Adnan Abidi / Reuters

Первым «звездным лектором» этого лета на «Стрелке» стал Трэвис Каланик — создатель и генеральный директор проекта Uber, совершившего революцию в организации заказа такси и развитии сервиса совместных поездок по всему миру. Каланик рассказал о машинах без водителя, о стартапах и общении с инвесторами, о планах по продвижению Uber в России и о том, что именно организация совместного пользования автомобилями решит проблему пробок. МОСЛЕНТА публикует сокращенную версию его выступления и ответов на вопросы московской публики.

Представляя Каланика аудитории, глава Попечительского совета института «Стрелка» Александр Леонидович Мамут отметил, что предстоящее выступление — событие из ряда вон выходящее, потому что «визионеров и предпринимателей такого масштаба на „Стрелке“ еще не принимали».

«Трэвис Каланик, создатель проекта Uber и фактически создатель слова „уберизация“, под которым мы все понимаем то, как Интернет во всей его красе со всеобъемлющей сетью высаживается на традиционной индустрии – ритейл, логистику, транспорт, медиа, финансовые услуги и, постепенно интегрируясь в них, создает новые индустриальные модели», - считает Мамут.

По его мнению, создание новых индустриальных моделей – это, конечно, не только Uber. Но именнно этот проект - «ярчайший пример того, как этот процесс происходит».

«При этом для нас, занимающихся проблемами урбанистики, особенно важно, что Uber решает проблемы мегаполисов. Мегаполис как средоточие и как предельная концентрация смыслов и вызовов развития цивилизации. И мегаполис со всеми проблемами преобразуется Uber’ом фундаментальнейшим образом. Каким будет будущее, каким будет будущее мегаполиса, каким будет будущее транспорта - об этом вам расскажет один из самых ярких визионеров и предпринимателей современности Трэвис Каланик», - закончил Мамут свою речь.

Основатель Uber: цифровые технологии оживят дорожный трафик

© Иван Гущин / Институт Стрелка

Трэвис Каланик, создатель проекта Uber

Оказавшись в Москве, я узнал сегодня слово «пробки» и почувствовал, что это такое в реальной жизни, пока ехал на эту лекцию.

Итак, сегодня я здесь, чтобы поговорить о том, как у нас может быть меньше пробок и больше кнопок, меньше автомобилей и больше пассажирских мест. Все это связано с более эффективным использованием машин. Я назвал это «будущее, где транспорт имеет человеческое лицо». Мы добьемся этого с помощью технологий, которые каждый из нас носит в кармане. Я говорю о смартфонах.

Когда мы начинали проект Uber в Париже, мой сооснователь сказал: «Я хочу нажать на кнопку и поехать». И все те, кто бывал в Париже, знают прекрасно, что до появления Uber пробки там были страшными. Идея, которая, как мы верили, поможет нам от них избавиться, была проста. Вначале это был проект, в котором участвовали я и мои друзья, и мы попытались сделать его в Сан-Франциско.

О проблеме пробок

Мы поняли лишь недавно, пару лет назад, что надо преодолевать очень серьезную проблему: десятки миллионов людей ежедневно стоят в пробках из-за несовершенства транспортной системы, регулирующей передвижения миллиарда автомобилей, а именно столько их сегодня в нашем мире.

Автомобильная революция началась в США и со временем охватила весь мир: европейцы тоже любят свои машины, и москвичи, русские тоже. 600 новых автомобилей каждый день появляется в Москве. Все эти машины на дорогах создают серьезные проблемы, и мы знаем это, потому что каждый день проводим в пробках.

В Москве человек в среднем тратит полтора часа на дорогу до работы, и столько же на обратный путь. Представляете, если кто-то вернет вам эти три свободных часа? Представляете, насколько это серьезные общественные затраты? Россия теряет 7% от своего ВВП просто потому, что люди стоят в пробках. 4,5 триллиона рублей в год — вот сколько это в финансовом выражении.

И эти автомобили в итоге дают нам выхлопы CO2 в размере 20% от общего загрязнения атмосферы. Но эти общественные затраты – только часть проблем, потому что средний человек сидит в своем автомобиле всего 4% времени в день, а 96% времени этот автомобиль просто стоит на парковке без дела, и мы храним, размещаем эти груды металла в наших городах. Получается, что 30% городской земли используются только под автомобили, есть даже небоскребы для машин.

Пробка на Кремлевской набережной.

Пробка на Кремлевской набережной.

© Марина Лысцева / ТАСС

Мэры городов во всем мире (в том числе и Москвы, конечно) постоянно сталкиваются с растущей проблемой необходимости оптимизации работы транспорта в городе. Автобусы, общественный транспорт, трамваи, метро – каждый год по всему миру тратятся миллиарды долларов, чтобы с их помощью решить транспортную проблему, но она по-прежнему актуальна. Почему? Конечно, ситуация с пробками в Москве улучшилась за последние несколько лет, но, тем не менее, они никуда не исчезли. Почему? Потому что не получается так организовать двиджение, чтобы все жители города перемещались от двери до двери со стабильно высокой скоростью.

У нас все еще есть пробки, и решение вопроса — в том, как использовать частные автомобили во благо общественности. В Сан-Франциско мы поставили вопрос именно так. Мы стали настолько популярны, что задали вопрос: а что, если несколько людей, которым по пути, нажмут на кнопку в приложении, и в одном и том же автомобиле доедут каждый до своей точки?

Мы задали этот большой вопрос и подумали: «Если нам это удастся, и это сработает, причем людям будет по-прежнему комфортно ехать в своих автомобилях. Потому что они доедут, куда им надо, а расходы уменьшатся вдвое. Получится, что не один человек едет в своей машине, а двое едут в одной машине». Представляете, насколько благодаря этому сократится количество машин?

Это дает людям дополнительные минуты и часы, свободные от пробок, и делает воздух в городе чище. Эффект от этого нашего предприятия был очень интересным. Скорость движения увеличилась, и на дорогах стало меньше машин. Сегодня 40% всех наших машин в Сан-Франциско – это uberPOOL, сервис для совместного пользования автомобилями.

Как организовать совместное пользование автомобилями

Мой родной Лос-Анджелес — город, в котором обожают автомобили. Если суммировать все время, которое я провел там в машине, получатся годы. Первые 8 месяцев внедрения uberPOOL позволили нам сократить количество автомобильных пробок в городе на 7,9 миллионов миль и сократить количество выбросов двуокиси углерода на 14 тысяч метрических тонн. В Китае, где масштабы использования нашего сервиса поистине потрясающие, мы совершаем 30 миллионов «уберовских» поездок в месяц. И их количество будет только расти.

Можно сказать, что в течение считанных месяцев при помощи поездок по uberPOOL мы можем доставить тысячи людей до места назначения, и сократить траффик вдвое, если не больше. Сегодня 20% всех поездок, совершаемых через Uber – это именно uberPOOL.

Совместное пользование автомобилями – это старая идея, которая никогда не работала из-за серьезных препятствий. Вначале нерешаемой была технологическая проблема, было неясно, как этих людей соединить вместе удобным технологичным способом? Как сделать так, чтобы они все одновременно ехали в одно и то же место? И второе – оставался без ответа вопрос, ради чего хозяину машины брать соседа с собой? Какой для этого может быть стимул, мотивация?

Представьте себе, утром берёшь кофе, садишься в автомобиль и, когда заводишь свой мотор, становишься Uber-водителем. Забираешь соседа и вы едете вместе в одном направлении. Опять же, весь вопрос к координации и технологии. Именно технология, которая у нас сегодня появилась и позволила организовать этот процесс. Но, с другой стороны, наш сервис предлагает еще и способ мотивировать водителей - материальный.

Из-за того, что во многих городах, включая Москву, вполне нормально, когда ты подвозишь на работу друга, но не можешь брать это за деньги, совместное пользование машинами не стало таким распространенным. Но мы очень серьезно работаем над этим в Uber, потому что думаем о том, как превратить наши мегаполисы в более зеленые места, как помочь делать их городами будущего, сокращая количество машин на дорогах, делая транспорта дешевле, очищая воздух и высвобождая время их жителей, отдавая городу 20-30% его пространства обратно, вместо того, чтобы испотльзовать его под парковку.

Вот к чему мы стремимся, и пока нам это удается. Чтобы реализовать это, мы в каждом городе работаем с государственными чиновниками и с представителями общественности.

О стартапах

Uber – это моя четвертая компания, и большую часть времени я был маленьким и бедным предпринимателем. Но есть что-то волшебное в том, когда ты маленький и бедный, но у тебя есть идея, в которую ты веришь, а все остальные — нет. И осоздание того, что все считают это невозможным, приносит такое чувство, что ты сейчас подаришь миру волшебство. И именно оно заставляет тебя двигаться вперед.

Когда чувствуешь себя маленьким, ты движешься быстрее, умеешь рисковать. Когда ты маленький, очень эмоционально относишься к проекту, над которым работаешь, потому что задачи и цели больше, чем ты сам. И своих результатов мы добились не потому, что мы такие большие и богатые, какими стали сейчас. Все дело в том, какие мы изначально видели возможности, какие ставили цели, как решали проблемы, отдаваясь им всем сердцем и душой.

Основатель Uber: цифровые технологии оживят дорожный трафик

© Иван Гущин / Институт Стрелка

Когда uberPOOL будет запущен в России

uberPOOL не работает, пока мы не наберем определенное количество поездок. Пока мы маленькие, это все не работает, потому что системе нужен определенный объем данных, чтобы вычислить и свести двух человек, которые должны ехать в одно и то же время в одном и том же направлении.

Но по мере того, как вы превышаете определенный порог по количеству обрабатываемых поездок, это все работает. Например, здесь, в Москве, рост очень значительный, и в ближайшие месяцы приблизимся к порогу, который приемлем для uberPOOL. Я не знаю, когда это произойдет, но это займёт меньше года.

Об акциях и IPO

Нет открытого рынка, где можно купить акции Uber. Есть инвесторы, которые вкладывают свои деньги, чтобы получить их с лихвой. Большая часть заработков компании тратится на капитализацию Uber.

Также помните, что у нас 1.000 сотрудников, и они — тоже держатели акций. День IPO будет тот день, когда мои сотрудники придут в офис с факелами. Я имею в виду, что у нас большая ответственность и перед инвесторами, и особенно перед нашими сотрудниками по определенной ликвидности, марже.

В то же время я не хочу действовать в духе Google, финансовых акул, и мне не нравится вся бюрократическая проволочка, связанная со всей процедурой выпуска акций на биржу, поэтому надо еще и думать о долгосрочной перспективе. Учитывая все это, и учитывая, что надо быть ликвидными и показывать прибыль по отношению к инвесторам и сотрудникам, я думаю, что это практически невозможно.

Об общении с инвесторами

Как предприниматель, у которого было очень много маленьких и бедных компаний, могу сказать: часто обнаруживаешь, что у инвестора много интересных идей для тебя, но большинство из них не очень хороши. Именно поэтому инвесторы сами не являются предпринимателями.

Поэтому я считаю, что когда общаешься с ними, то нужно, конечно, рассказывать о том, что происходит, и в то же время минимизировать коммуникацию и общение с инвесторами. Соблюдать определенный баланс, когда дельшься с ними информацией о том, что происходит с их инвестициями. Потому что, если ты позволишь заманить себя в ловушку и будешь пытаться все время угодить инвесторам - потратишь слишком много времени, а времени на развитие не останется.

Какие дети вырастают предпринимателями

Я не думаю, что кто-то рождается предпринимателем. Нет такого годовалого ребенка, который скажет: «Мама, я хочу продавать лимонады, и я буду делать это выгодно». Но я думаю, что в жизни происходят иногда такие события, которые настраивают тебя на предпринимательство.

Предприниматель всегда обращает внимание на то, что остальным кажется невозможным. Будучи предпринимателем, ты должен понимать разницу между восприятием и реальностью. Восприятие – это условная мудрость, это то, что всем кажется истиной, когда всем кажется, что так оно и должно быть.

Но если ты говоришь: «Смотрите, воспринимаем мы все вот так, а реальность такова», — и если ты при этом прав, то расстояние между восприятием и реальностью становится полем деятельности для инноватора. Если вы думаете о будущем предпринимателе, то это маленький мальчик или маленькая девочка, которые всегда придумывают делать привычные вещи по-новому, потому что недостаточно объяснения мамы или папы о том, как это работает. Или же ребенок, который слишком много времени проводит, думая: «А в чем мама права, а в чем папа неправ?». Вот такие дети и вырастают предпринимателями.

Основатель Uber: цифровые технологии оживят дорожный трафик

© Иван Гущин / Институт Стрелка

О консолидации и инвестициях

Мы почти не видим консолидации в нашем сегменте. Но почему так много инвестируется в этот бизнес? По двум причинам. Во-первых, здесь огромное поле возможностей, и, во-вторых, очень много долларов можно запустить в оборот и заработать. Есть ли консолидация на рынке, будет она или нет – я не могу сказать, но если дешевле конкурировать, чем покупать друг друга, то люди будут конкурировать. Я думаю, что во многих случаях сегодня справедливо сказать, что конкурировать дешевле.

О машинах без водителя

Технологии роботизированных автомашин, то есть машин без водителей, развиваются, Не только Google, но уже и Apple, и Tesla,— практически каждый крупный производитель их разрабатывает.

Знаете, когда началась эпоха телефонизации и появились первые операторы, звонивших соединяли через коммутатор. А потом телефония стала цифровой. Мир стал лучше, богаче, из-за этого было создано много рабочих мест.

Взгляд на будущее у меня оптимистический. Кто бы угадал шесть лет назад, что Uber будет создавать миллион рабочих мест каждый год по всему миру? И старые технологии заменяются новыми?

Говоря о безводительских автомобилях, скажу, что если сейчас у вас, к примеру, 30 тысяч машин в городе, то в будущем их будет 50 тысяч, потому что это будет дешевле и эффективнее. Я не считаю, что классических автомобилей, которые водят водители, станет меньше. Нет, но постепенно будут набирать обороты и безводительские машины. И с течением времени, постепенно, водители, которые сейчас профессионально зарабатывают, перевозя пассажиров, переориентируются на другие профессии.

Непонятно, будут ли сервисы типа Uber владеть этими машинами, управляемыми без водителя. Я не хочу, чтобы это было так. Но кто-то владеть ими будет. И в будущем мы сможем выбирать: владеть машиной и пользоваться ей только самому, либо сдавать личный автомобиль в аренду в то время, когда вы им не пользуетесь. Такие сервисы, как Uber могут принимать участие в организации этого процесса.

Об оптимизации грузовых перевозок

Безводительские грузовики могут стать реальностью. Представьте себе грузовики, которые едут, загруженные только на 20 процентов. Думаю, можно оптимизировать их в плане загрузки и логистики. Это касается и грузовиков, и автомобилей, и самолетов. Думаю, скоро произойдет революция в организации перевозки людей и товаров, даже на дальние расстояния. И на бизнесе грузоперевозок это тоже скажется.