Опубликовано 19 июля 2016, 08:00

В операционную — через суд

Позволят ли врачам лечить детей без согласия родителей
Не секрет, что все медицинские вмешательства несовершеннолетним у нас в стране можно выполнять лишь с письменного согласия родителей. А если речь идет о спасении жизни или смерти ребенка, а этого согласия нет?
В операционную — через суд
Донат Сорокин / ТАСС

Не секрет, что все медицинские вмешательства несовершеннолетним у нас в стране можно выполнять лишь с письменного согласия родителей. А если речь идет о спасении жизни ребёнка, а этого согласия нет?

В этом случае врачам приходилось обращаться в суд. Но процедура обращения, сроки рассмотрения и вынесения решения судом не были установлены законом.

Однако недавно правила оказания экстренной медицинской помощи несовершеннолетним пациентам упростили. В конце июня вступили в силу поправки в Кодекс Административного судопроизводства №223 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Согласно этому документу, в случае отказа родителей от медицинского вмешательства ребенку, необходимого для спасения его жизни, суд в кратчайшие сроки (в экстренном случае – в день обращения) должен рассмотреть исковое заявление врачей и принять решение.

Долгожданное решение

Многие правозащитники приняли новую законодательную норму с воодушевлением. Они убеждены: это позволит спасти сотни детских жизней. На памяти медицинских экспертов немало примеров, когда врачам приходилось сражаться в суде с нерадивыми родителями за жизнь маленьких пациентов. Но драгоценное время было упущено, и ребёнок погибал.

В операционную — через суд

© Евгений Биятов / РИА Новости

Самый громкий такой случай произошел в столичном НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, куда в августе 2010 года с тяжёлой черепно-мозговой травмой после тяжелого ДТП поступил 10-летний мальчик. Три недели хирургии и травматологии бились за его жизнь, но у врачей были буквально связаны руки: мать ребёнка, принадлежащая к религиозной секте Свидетелей Иеговы, наотрез отказывалась дать согласие на переливание крови сыну по религиозным соображениям. Реаниматологи вынуждены были использовать искусственные заменители крови, однако оперировать мальчика на хбыло невозможно. Пока вопрос решался в суде, он умер.

Годом ранее подобный случай произошел в Санкт-Петербурге. На сей раз речь шла о новорожденном младенце, которому мать так же запретила переливать кровь.

«Правозащитники пять лет указывали на необходимость закона с упрощенной процедурой принятия решений, направленных на защиту прав детей, в кратчайшие сроки, - рассказал «Мосленте» президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», член Общественного совета при Минздраве России Алексей Старченко. – И вот он вступил в законную силу! Это очень важный закон, гарантирующий, что теперь и дети, и врачи, оказывающие им экстренную помощь, будут защищены от непонимания, неграмотности или своеволия родителей».

Аргументы «против»

Однако новая законодательная норма вызвала восторги не у всех. На многочисленных родительских форумах и в СМИ появились тревожные комментарии. Мамы и папы задавались вопросом: а не обернется ли новое законодательное требование опасными перегибами, когда, например, отказ родителей от прививок (подчас, обоснованный) или, например, от предписанной врачом схемы лечения (из-за боязни сильных побочных реакций у ребенка) может быть расценен медиками и представителями опеки, как угроза его жизни?

В операционную — через суд

© Игорь Руссак / РИА Новости

Родительские опасения разделяют и некоторые медики.

«Зная нашу судебную систему, при которой правоприменение сильно отличается от благих намерений, заложенных в законе, я бы не стал проявлять восторгов, - говорит доктор медицинских наук, профессор Андрей Лекманов, руководитель отдела анестезиологии и реаниматологии НИИ хирургии детского возраста РНИМУ им. Н.И. Пирогова. – Если ситуация ургентная (жизнеугрожающая), мы всегда находим нужные слова, чтобы убедить родителей в необходимости проведения той или иной медицинской манипуляции (к примеру, таких серьезных процедур, как трахеотомия или декомпрессионная трепанация черепа). Отказы родителей – редкость. Учитывая, что врачи – не боги и могут заблуждаться, лишать родителей их законного права защищать интересы своего ребенка – очень неоднозначное решение. Эту сложную проблему нельзя решить одним махом, одним росчерком пера. Каждый конкретный случай нужно решать индивидуально».

Так или иначе, поправки в законодательства, направленные на упрощение правил оказания экстренной медицинской помощи несовершеннолетним пациентам, принят и вступил в законную силу.

Как он будет применяться на практике, покажет время.