Несдавшийся город
Фотографии Москвы военных летФотографий московских улиц в годы Великой Отечественной войны сохранилось немного. И это не удивительно, потому что уже 22-го июня 1941-го года руководство Управления наркомата внутренних дел по Москве и Московской области попросило горожан сдать в течение трех суток всю имеющуюся у них фотоаппаратуру. Фотосъемка была запрещена, фотографировать в столице военных лет разрешалось только журналистам и работникам спецслужб. Поэтому фотографии, выставленные в виртуальном музее «Москва: с заботой об истории», представляются особенно интересными и ценными. Какими были московские улицы во время войны и какие они сейчас – на МОСЛЕНТЕ.
Бомбы по Кремлю
/imgs/2020/05/14/09/3908440/a6fb167164ee24660ad3e9e1e93d6bddcd69af0e.png)
/imgs/2020/05/14/09/3908447/cb2b90ad029e13da794d97b4b29fe6b250b9a6f0.png)
Вид на Кремль. 1943-й год
© Наум Грановский / РИА Новости
Уже 28-го июня 1941-го года начались работы по маскировке Кремля от авиаударов. В них активно участвовали два выдающихся специалиста того времени – архитектор академик Борис Иофан и Федор Федоровский, главный художник Большого театра. Кремлевские звезды были погашены, шпили зачехлены, купола церквей и фасады зданий перекрашены, появились фанерные декорации домов и фальшивые дороги. Но 12 августа на территории Кремля взорвалась первая бомба, погибли тридцать человек из полка специального назначения. Отчасти из-за маскировки, но в основном из-за умелых действий ПВО Московской зоны обороны за все время войны на Кремль было сброшено всего 15 фугасных и зажигательных бомб, погибли 165 человек.
Из всех орудий
/imgs/2020/05/14/09/3908488/278a77fc7ff78627803d9333ab9b32f93aad8f2f.png)
/imgs/2020/05/14/09/3908492/19744f2a97d131aaea58c0cbb1385490bc18362f.png)
Артиллерийские орудия у здания планетария, 1941-й год
© Наум Грановский / ТАСС
ПВО Москвы в годы Великой Отечественной войны была самой мощной в мире. Ею сбито более 1300 самолетов противника. В формированиях МПВО Москвы несли службу 670 тыс. москвичей, две трети из них — женщины. Вражеская авиация сбросила на Москву 110 тысяч зажигательных бомб, но большую часть возгораний (43,5 тысячи из 45 тысяч) ликвидировали бойцы МПВО и москвичи-добровольцы.
Защита Пушкина
/imgs/2020/05/14/09/3908560/4b8460b7ee59bcb0bd1241e89ff6cef9361817b4.png)
/imgs/2020/05/14/09/3908561/687951c818d95b9c1cc1f56ce1d46716cbec60b1.png)
Заградительный аэростат над Пушкинской площадью. 1941-й год
© Наум Грановский / РИА Новости
Аэростаты активно использовались в противовоздушной обороне Москвы в основном по ночам, препятствуя полетам фашистских бомбардировщиков на высотах, удобных для прицельного бомбометания. Металлические тросы, на которых поднимались аэростаты, могли легко повредить крыло вражеского самолета. Кроме того, к ним иногда и взрывчатку привязывали.
Танки не пройдут
/imgs/2020/05/14/10/3908732/f04e3ff2969a16037d5d6f81e424954e2f391ba0.png)
/imgs/2020/05/14/10/3908765/68076771cba4080ed6ea9296246ff864d09a3a59.png)
Противотанковые заграждения на Большой Дорогомиловской. 30 октября 1941 года
© Борис Вдовенко / Главархив Москвы
Город с самого начала войны готовился противостоять танкам. Строились и противотанковые заграждения, и баррикады. В работах по строительству оборонительных сооружений участвовало около 600 тысяч жителей Москвы, и, конечно, преимущественно женщины (три четверти). С конца октября по начало декабря 1941-го года на трёх укреплённых в Московской зоне обороны рубежах было вырыто 676 километров противотанковых рвов, 445 километров эскарпов (противотанковых препятствий на склоне высоты, обращённой к противнику) и контрэскарпов, оборудовано 30 тысяч дзотов и дотов, 1300 километров проволочных заграждений.
Вокзал победителей
/imgs/2020/05/14/10/3908628/8e86a6a34cd19ff29d8b2607558911baabdcb564.png)
/imgs/2020/05/14/10/3908632/6f5e51f82825c13c976fa7426a7f39f9ef20bd6d.jpg)
Встреча фронтовиков на Белорусском вокзале, май 1945 года
© Георгий Петрусов / Главархив Москвы
Все военные годы с Белорусского вокзала уходили эшелоны на фронт в пять раз чаще, чем поезда в мирное время, до восьмидесяти ежедневно. И песня «Священная война» впервые была исполнена на Белорусском вокзале через несколько дней после начала войны. А с мая 1945-го его стали называть «вокзалом Победы». Именно туда прибыл весь в цветах первый послевоенный поезд «Берлин-Москва» с демобилизованными победителями, на Белорусском же радостно встречали с запада все лето 1945-го года эшелоны с нашими усыпанными по дороге цветами героями.
Парад побежденных
/imgs/2020/05/14/10/3908637/41b4283d6eae2d2f94f39455f2eeae06e5a6e812.png)
/imgs/2020/05/14/10/3908678/398f598d8fe736e28e0335fa8ed485956aaf1d60.png)
Колонна пленных фашистских солдат проходит по площади Белорусского вокзала
© Яков Рюмкин / Главархив Москвы
17 июля 1944 года по центру Москвы прошли колонны военнослужащих вермахта, взятых в плен в ходе операции «Багратион», одной из самых масштабных наступательных операций в истории Второй мировой войны. Советские войска разгромили группу армий "Центр", сильнейшую немецкую группировку, которая в 1941-м году по плану "Барбаросса" и должна была взять Москву. Почти 58 тысяч пленных от генералов до рядовых прошагали по Москве на глазах у жителей столицы. Причем, надо отметить, что никаких серьезных эксцессов не случилось, были словесные вспышки гнева, несколько случаев забрасывания камнями, но чаще москвичи встречали «участников парада» с молчаливым презрением. За процессией ехали поливальные машины, которые символично смывали остатки «фашистской грязи» с московских улиц. Это вызывало очень бурную радостную реакцию у жителей военной столицы.
Все фотографии военных лет вы можете увидеть в виртуальном музее «Москва: с заботой об истории».