«Он очень хорошо спрятан»: как российские цари строили себе секретные дворцы, тайные комнаты и купались в роскоши
Отрывки из книги «Москва изнутри» публикуется с разрешения издательства Бомбора.
XV—XVII века, раннемосковская архитектура и узорочье
В XIV веке во время правления Ивана Калиты началось укрепление Московского княжества. Москва стала расти и строиться. Сооружались дворцы, церкви и палаты. Приняв великокняжескую власть, а также кафедру митрополита из Владимира, Москва переняла и владимиро-суздальскую домонгольскую архитектурную традицию. Московские зодчие переосмысливали Владимиро-Суздальскую школу и добавляли свои детали. Так появилась раннемосковская архитектура XV—XVI веков.
В те времена дома и усадьбы москвичей возводили из дерева, они часто горели. Каменными же строились только храмы. Самый старый сохранившийся храм в Москве — это Успенский собор (1475—1479 гг.). Он изысканно расписан лучшими иконописцами своего времени. Расписывались не только храмы, но и древние палаты. В отличие от палат и усадеб, церкви впоследствии в меньшей степени перестраивались, поэтому сегодня мы можем увидеть и раннемосковские храмы XV—XVI веков, и храмы в стиле узорочье XVII века, и в стиле барокко XVIII века, и даже в стиле модерн XX в., с полностью сохранившимся внутренним убранством.
У московских домов своя история. Редкие палаты, даже самых богатых москвичей, строились каменными, а если таковые и были, то позднее сильно перестраивались новыми владельцами. В итоге до наших дней дошли лишь интерьеры царских дворцов, да и то воссозданные или восстановленные. Зато какие!
Наше путешествие по московским интерьерам предлагаю начать с Грановитой палаты, палат бояр Романовых, Теремного дворца, а также самого известного московского храма — собора Василия Блаженного. Расписные интерьеры этих памятников московского зодчества более пяти веков поражают до глубины души. (...)
Грановитая палата / Кремль /
Грановитая палата — единственное сохранившееся строение роскошного дворца великого князя Ивана III.
Когда-то палата была тронным залом, где устраивались великолепные приемы иностранных делегаций, восхищавших современников своим богатством и пышностью. Грановитая палата была построена в 1487—1491 годах итальянцами Марко Руффо (Фрязиным) и Пьетро Антонио Салари. И она уникальна!
Это единственная каменная постройка нехрамовой архитектуры Москвы XV века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала девять метров, площадь — 495 кв. м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом России. Потолок палаты опирается на центральный столп, поэтому она называется одностолпной. В XVI веке Грановитая палата была расписана фресками. Они пострадали во время пожара в начале XVII века и в 1668 году реставрированы московским иконописцем Симоном Ушаковым, он же составил подробную опись сюжетов.
Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1847 году живописцем Федором Завьяловым, уже по описи Ушакова. Из пяти композиций три повторяют прежние: «Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Сон Константина». Стены палаты также украшены изображением первых русских царей Рюриковичей, на столпе мы видим три царства животных — четвероногих, морских и крылатых, которые символизируют силу, могущество и мудрость правителя. Паркет Грановитой палаты также восхищает своими красками и рисунком. Рисунок ковра в точности повторяет рисунок паркета. (...)
Палаты Романовых и Знаменский монастырь / ул. Варварка, д. 8—10 /
Сохранившиеся объекты древнерусской архитектуры в Москве можно пересчитать по пальцам, а таких, где хотя бы частично сохранились интерьеры, да еще и не в Кремле — вообще единицы. Палаты бояр Романовых — пример успешной реставрации древних палат XVI века, осуществленной в середине XIX века.
С середины XVI века двор принадлежал боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного. В 1584 году его унаследовал Федор Никитич Романов, впоследствии патриарх Филарет. Именно здесь родился сын Федора Никитича Михаил, будущий родоначальник династии Романовых. В 1631 году Михаил и Филарет основали на родовом дворе Романовых Знаменский монастырь.
В 1856 году во время визита в Москву император Александр II обратил внимание на плачевное состояние родовых палат бояр Романовых и распорядился их восстановить, чтобы устроить музей «Дом бояр Романовых». Восстановительные и реставрационные работы проходили под руководством архитектора Федора Рихтера.
Со времен Михаила Федоровича сохранился только первый этаж палат. Второй этаж был перестроен, когда родовое имение стало Знаменским монастырем. В XIX веке архитектор Рихтер воссоздал третий деревянный этаж палат. В эпоху первых Романовых палаты из камня строили только до уровня второго этажа, а третий всегда был деревянный. На крыше палат помещен грифон — герб рода Романовых.
Реставраторы воссоздали древнюю роспись палат. Орнамент взяли из грамоты XVII века о восшествии на престол Михаила Федоровича. В роспись свода трапезной включили монограмму «МФР» — Михаил Федорович Романов, а также родовой герб семьи Романовых — грифон, и герб российского государства — двуглавый орел. В интерьере собрали мебель, предметы быта и личного обихода бояр в XVI и XVII веках. В комнатах установили изразцовые печи, привезли сундуки, старинные книги, ткани и прочее. Палаты традиционно были разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже, на мужской половине, восстановлены интерьеры трапезной, кабинета боярина, библиотеки. На втором этаже, на женской половине — сени, комната боярыни и светлица.
Теремной дворец / Кремль /
Теремной дворец — самый секретный дворец Кремля, он так хорошо спрятан, что очень немногие знают, как выглядит даже его фасад, не то что интерьеры. Раскрою секрет: фасад дворца можно увидеть издалека — с Патриаршего моста, а также поближе — с Моховой улицы. Внутрь же можно попасть с экскурсией в Большой Кремлевский дворец (о нем позже, он был построен в XIX веке).
Теремной дворец возведен в 1635—1636 гг. в стиле русское узорочье по указу царя Михаила Алексеевича. Строительство дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими.
Фасад Теремного дворца очень красив. Порталы, наличники, карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками — популярный декоративный элемент стиля узорочье. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью — при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок.
Древнее убранство дворца не сохранилось, причем даже сведений о росписях осталось мало, поскольку гостей редко приглашали в парадные покои царя. Во время реставрации, проводимой в 1836 году, все комнаты дворца были расписаны масляными красками по эскизам академика живописи Федора Солнцева. Необыкновенные изразцовые печи и мебель восстановлены тогда же по образцам XVII века под руководством Федора Рихтера.