Опубликовано 28 ноября 2015, 09:00

Как стать антикваром

Зачем дома старинный буфет и кто возвращает фарфоровым балеринам отбитые пальцы
МОСЛЕНТА поговорила с руководителем реставрационной мастерской Петром Сейбилем о том, как стать антикваром без стартового капитала, зачем наполнять дом старинными вещами, где их брать и как реставрировать.
Петр Сейбиль
Петр Сейбиль
Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

МОСЛЕНТА поговорила с руководителем реставрационной мастерской Петром Сейбилем о том, как стать антикваром без стартового капитала, зачем наполнять дом старинными вещами, где их брать и как реставрировать.

Когда я читаю в глянцевых журналах, что «антиквариатом можно заняться, имея в распоряжении скромную сумму от 50 тысяч долларов», то не понимаю, о чем речь? Существуют десятки способов заняться антиквариатом бюджетно или даже вообще бесплатно. Достаточно обзвонить друзей или обойти соседей по даче, обязательно найдется что-то стоящее: столик, стул, рамка. Вещи у людей есть, и часто вещи хорошие, но далеко не все их любят и ценят. А кто-то до сих пор занимается антиквариатом, ежедневно обходя ближайшие помойки вокруг собственного дома.

###Фамильные ценности

У меня любовь к старинным вещам из детства. В нашем доме было несколько вещей, доставшихся от прадеда и прабабушек: вазы, фарфоровые чашки, столовое серебро и настенные часы с боем. Уже став взрослым, я узнал, что их подарил прадеду его отец. Прадед держал их у себя в кабинете, а когда началась война и они с четырнадцатилетним сыном, моим дедушкой, уехали из дома, механизм из часов вынули и взяли с собой. Для них это была семейная реликвия — как сердце дома.

Прадед был главврач и всю войну организовывал госпитали в прифронтовой зоне, а дедушка в них работал санитаром. Уже в 1945 году в Прибалтике, в каком-то полуразрушенном доме, он увидел на стене пустой корпус от часов, взял его, чуть переделал под наш механизм и в таком виде привез часы домой. С точки зрения антиквара их ценность, прямо скажем, невысока: механизм и циферблат рядовые, корпус — не фонтан, к тому же не оригинальный. Но для меня и всей моей семьи это по-настоящему важная реликвия.

Это дико азартно. Тебе звонят и предлагают какой-то шкаф, по описанию хороший. Едешь, а там — советская «стенка» семидесятых годов. Но в этой стенке может стоять что-то неожиданное и ценное

С таким отношением к старым вещам я рос, и при этом даже еще в институте мне казалось, что антиквариат — это очень дорого, и заниматься им могут только очень состоятельные люди.

###Первая закупка

Курсе на втором журфака МГУ я работал на «Рен-ТВ», где мы делали пилот передачи, посвященной антиквариату. Был 2003 год, и мы этот формат тогда только увидели на BBC: два человека, которые ни в чем не разбираются, идут на блошиный рынок, на одинаковую сумму закупаются, а потом все это продают с аукциона и смотрят, кто заработал, а кто в минусе. Закупались ребята на вернисаже в Измайлово и на платформе Марк. Мы сделали программу, и оказалось, что перепродажа антиквариата может приносить деньги.

Рюмка (Россия, XVIII век) и фарфоровые статуэтки с утраченными фрагментами

Рюмка (Россия, XVIII век) и фарфоровые статуэтки с утраченными фрагментами

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Тогда я поехал в Киев, где каждый месяц проходил слет коллекционеров, и накупил там понравившихся рюмок пушкинского времени, какие-то чашки и фарфоровые статуэтки, к которым был глубоко равнодушен. Но на аукционе в Москве статуэтки оценили гораздо лучше, чем стекло. Тогда мне впервые объяснили, что среди небольших предметов статуэтки — самые популярные, на них всегда есть спрос. С этого момента все и понеслось.

###Про собирательство

Тема меня захватила. Ведь это же интересно: приезжаешь в любой город, идешь на блошиный рынок, обязательно с кем-нибудь знакомишься и начинается — поездки, «адреса» и сами вещи. По выходным я стал ездить на блошиные рынки — на Марк или в Измайлово.

Я покупал русский дореволюционный фарфор, какие-то вазы, самовары и часы. Начал общаться с реставраторами. Со временем покупать в магазинах стало скучно, я стал давать объявления. Это дико азартно. Тебе звонят и предлагают какой-то шкаф, по описанию хороший. Едешь, а там — советская «стенка» семидесятых годов. Но в этой стенке может стоять что-то неожиданное и ценное.

Какие-нибудь отколотые пальчики на статуэтке балерины можно сделать по новой. Раскрасить, лакировать, и никто не заметит разницы

Однажды я поехал к женщине, которая продавала шкаф и сказала, что есть у нее еще одна статуэтка, которую она с детства ненавидит. По описанию я решил, что это — Ленинградский фарфоровый завод годов 40-50-х, хорошая вещь. Приезжаю, а она мне показывает гарднеровскую статуэтку середины XIX века. Если говорить про русские дореволюционные статуэтки, то это — топ. А она говорит: «Я ее с детства ненавижу, забирайте вместе со шкафом за одну цену».

###Как сделать из склада мастерскую

Когда покупки перестали умещаться дома и в родительском гараже, я по протекции друзей снял помещение в центре. Одновременно стало появляться все больше вопросов к моему реставратору мебели, и я подумал: а не проще ли самому найти мастера и сделать собственную мастерскую? Оказалось — не проще, но значительно интереснее.

Петр Сейбиль, реставратор Дмитрий Михайлин и кот Оззи (на кресле) за работой в реставрационной мастерской

Петр Сейбиль, реставратор Дмитрий Михайлин и кот Оззи (на кресле) за работой в реставрационной мастерской

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

В какой-то момент люди стали меня просить прийти позаниматься, они хотели поучиться реставрации. И я все время отказывал, а потом подумал и написал на странице мастерской в Facebook, что теперь у нас можно заниматься реставрацией. И пошел вал: люди начали писать, приходить, приносить свои вещи. Вначале мы проводили занятия по реставрации мебели, а потом еще и фарфора. Как ни странно, на мебель приходит больше женщин, и в целом значительно меньше народу идет на фарфор, который, казалось бы, и красивый, и результат работы на нем сразу виден.

Когда приносят осколки чашки, мы ее собираем, склеиваем, шпаклюем места, где есть и сколы, дальше все это красится, покрывается лаком, шлифуется. Ею нельзя будет пользоваться, но как памятник чашка будет сохранена. Мы учим, как восполнять утраты росписи или позолоты, убирать черные трещины. Все можно починить и восполнить. Какие-нибудь отколотые пальчики на статуэтке балерины можно сделать по новой. Раскрасить, лакировать, и никто не заметит разницы.

Чашку можно склеить из осколков, зашпаклевать утраты и сколы, покрасить и покрыть лаком. Ей нельзя будет пользоваться, но как памятник такая чашка будет сохранена

Чашку можно склеить из осколков, зашпаклевать утраты и сколы, покрасить и покрыть лаком. Ей нельзя будет пользоваться, но как памятник такая чашка будет сохранена

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

У нас человек, прежде всего, учится разбираться в вещах, а значит, продавец или реставратор его уже не надуют. Когда человек приносит на занятие вещь, мы ее разбираем и атрибутируем — объясняем, как именно определяется ее возраст и производитель. Дальше мы выбираем реставрацию, которая ей необходима. Если вы сами хотите отреставрировать, работу обязательно нужно проводить под руководством специалиста, он хотя бы не даст изгадить вещь так, что следующая реставрация будет стоить в три раза дороже.

###О профессии и призвании

Пару лет назад по Москве прокатилось закрытие качественных СМИ, знаменитая «гребаная цепь». Огромное количество прекрасных журналистов осталось без работы. У меня она оставалась, но я чувствовал, что занимаю чужое место. Я люблю журналистику, но как меньшее из зол. Единственный вид деятельности, который не наводит на меня тоску сразу, — это все, что связано со старинными вещами.

И есть еще такой момент: для меня всегда очень важным было все, что касается наследия. Может, это пафосно звучит, но когда ты берешь вещь в руинном состоянии, восстанавливаешь ее, и она обретает новую жизнь, то, извините за штамп, ты протягиваешь нить из прошлого в будущее. Я же не могу своим телом закрыть очередное историческое здание в центре Москвы. А вот восстановить комод или чашку могу — такой вот вклад.

Мало кому приходит в голову, что ощутимых денег стоят обивочные гвозди. На два стула нужно около 300 гвоздей, и стоят они по 10 рублей за штуку

Еще такой момент: когда у тебя дома живет старинная вещь, ты понимаешь, что это и есть дом. Потому что нигде больше ты не будешь пользоваться старинным серебром или сидеть за антикварным столом. Когда ты знаешь, что передашь своим детям все эти штуки — настенные часы или старинный самовар — это дает ощущение преемственности, размеренности жизни.

А главное — я этим занимаюсь уже больше десяти лет и не перестаю поражаться, насколько же это круто и интересно.

Иногда, чтобы определить цвет оригинальной покраски, мебель разбирают и находят исходный цвет под снятыми деталями

Иногда, чтобы определить цвет оригинальной покраски, мебель разбирают и находят исходный цвет под снятыми деталями

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Тебе приносят вещь и просят восстановить оригинальный цвет. Но как, если предмет раз пять перекрашивали? С оборотной стороны находишь деталь, на которой сохранилась старая тонировка. Если нужно восстановить оригинальную обивку, добираешься до нее под тремя слоями или находишь предмет в дореволюционном каталоге.

###Из чего складывается цена реставрации

Известно, что реставрация — штука довольно дорогая, и многих это отпугивает. На самом деле, если посчитать стоимость материалов и трудозатраты, выяснится, что никто тут больших денег не получает. Реставрация стула может стоить от 8 до 25 тысяч, и часто не меньше половины суммы уходит только на материалы. Кожа или ткань стоят денег, иногда и больших. Но ощутимых денег стоят и обивочные гвозди. На два стула нужно около 300 гвоздей по 10 рублей за штуку.

Не ориентируйтесь только на профессиональных перекупщиков и магазины, посоветуйтесь со знакомыми реставраторами. И помните — сейчас хорошее время, чтобы торговаться и сбивать цену

Банка какого-нибудь масла или воска стоит где-то 4 500 рублей. Реставраторы работают еще с шеллаком: это лак из отходов жизнедеятельности тропических насекомых. Большинство заказчиков уверены, что шеллак придумали недавно, чтобы делать маникюр. На самом деле его использовали еще в Древнем Египте, а с конца XVIII до первой половины XX веков им отделывали мебель. В художественном магазине он стоит больше 1 000 рублей за небольшую бутылочку.

###Духи из зеркал

Кто-то считает, что страшно брать в дом вещи, прожившие долгую жизнь. Чаще всего такие разговоры приходится слышать, когда человек смотрит стол — «сколько гробов на нем стояло» — или кровать — «сколько старушек на ней умерло». Еще есть предубеждения насчет зеркал — «старое зеркало домой нести нельзя, там духи или энергетика». Для меня это не работает. Только однажды я испытал подобное чувство, когда пришел в квартиру, завешанную портретами Сталина, где умер какой-то кагэбэшный деятель. Ему было лет 90, и я себе представил, сколько на его совести смертей. Мне там чуть дурно не стало!

###Об особенностях российского антикварного рынка

Когда едешь на блошиный рынок — это типа охоты, рыбалки или собирания грибов. Но, как правило, даже старухи там — это скупщики довольно низкого пошиба, которые ждут восторженного дилетанта. Поэтому выцепить что-то стоящее тяжело. Как ни странно, профессионал в Измайлово будет куда адекватнее и сговорчивее. Он хотя бы не станет утверждать, что битое блюдце с двуглавым орлом на клейме — из столовой Николая Второго.

Фарфор XIX и XX века, ожидающий реставрации

Фарфор XIX и XX века, ожидающий реставрации

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Интересно, что лет пять-десять назад самая ходовая антикварная мебель была — книжные шкафы. А теперь все изменилось: люди читают электронные книги, и на рынке книжных шкафов наступил кризис.

К сожалению, сейчас в России нет нормальных аукционов. Аукционный дом «Гелос» в силу внутренних обстоятельств сдулся. А раньше это было место, где постоянно проходили торги, которые формировали цены на рынке.

Если в целом сравнивать нашу российскую реальность с американской, например, то надо учитывать, что там совсем по-другому устроен рынок. Когда герои реалити-шоу «Кладоискатели Америки» едут искать вещи по теме «сухого закона» или «Охотники за складами» натыкаются на какой-нибудь напольный игровой автомат, у них обычно происходит примерно такой разговор: «Эта вещь на рынке стоит 1 000 долларов, за нее мы выручим 900». Дальше они приходят в специализированный магазин, который занимается конкретно этой темой, и выручают за нее 850. У нас если вещь стоит 1 000 долларов, владелец магазина купит ее у вас не больше чем за 200. Я знаю, что в Ярославле еще недавно самая крупная купюра на скупке была — 500 рублей.

###С какой покупки начать?

Если меня спросят, с чего начать, то я предложу дореволюционную чайную пару или самовар. Возьмите его на пикник. Когда после шашлыков начинаешь топить самовар и разливаешь всем горячий чай — это, конечно, стайл, ничего не скажешь. Такое вспоминают годами. Проверено на себе.

Реставрация кресла-качалки

Реставрация кресла-качалки

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Дома делают интерьер настенные часы, кресло-качалка или буфет. Сходите на вернисаж, поищите на интернет-аукционах и сайтах частных объявлений, посмотрите цены. Не ориентируйтесь только на профессиональных перекупщиков и магазины, посоветуйтесь со знакомыми реставраторами. И помните: сейчас хорошее время, чтобы торговаться и сбивать цену.