Опубликовано 31 июля 2015, 14:48

«То Карлсона запретят, то Колобка…»

Почему уличные музыканты готовы сидеть с Мизулиной и паковать чемоданы
На Арбате прошел очередной пикет уличных музыкантов. Их гонят в Москве отовсюду — якобы они мешают своей музыкой жителям. А в переходах метро мешают пассажирам. МОСЛЕНТА вышла на пикет вместе с музыкантами и выяснила, кому на самом деле они мешают и что собираются делать дальше
«То Карлсона запретят, то Колобка…»
Роман Маркин / «Лента.ру»

На Арбате прошел очередной пикет уличных музыкантов. Их гонят в Москве отовсюду — якобы они мешают своей музыкой жителям. А в переходах метро мешают пассажирам. МОСЛЕНТА вышла на пикет вместе с музыкантами и выяснила, кому на самом деле они мешают и где собираются играть в будущем.

— Куда уличному музыканту податься? — рассуждает музыкант Максим Демидов.

Рестораны, по его словам, музыкантам платить не хотят — сами на ладан дышат:

— Как приняли закон о запрете курения в ресторанах — сразу все! Кто теперь туда пойдет? Плюс кризис. Раньше всю ночь в ресторане играешь, полторы тысячи заплатят. Теперь и этого с них не соскребешь — максимум тысяча. А то и пятьсот. Так пятьсот у нас бомж возле метро за день собирает! — возмущается Максим.

Играть на Арбате он начал еще студентом, 30 лет назад. Поиграл немного, потом подался в Голландию. Там играл целых девять лет, и возвращаться не собирался. Если бы не один случай:

— Приехал как-то в Россию родителей навестить, зашел к приятелям на Арбат. А там — настоящий рай!.. И я решил не возвращаться в Европу. Остался в Москве.

Да, вот я представитель этой мафии. Но если приходил студент со скрипочкой, мы его не трогали. Хороших музыкантов, наоборот, звали — потому что чем лучше будет на Арбате, тем больше народа будет приходить, тем выше станет доход

И дело не только в деньгах, хотя зарабатывали в 90-х на Арбате не хуже, чем в центре Роттердама — в переводе на евро по 300 евро в день (евро тогда еще не было). Но главное — была на Арбате своя атмосфера:

— Тоже как в Европе, — вспоминает Максим. — Я помню, я в Роттердам первый раз приехал на автобусе за 50 долларов, сел в центре и начал играть на гитаре — ни жилья, ничего! Так меня сразу местные хиппари подобрали — отвели в дом, где живут художники и музыканты, поселили совершенно бесплатно.

Что-то подобное было тогда и на старом Арбате — музыканты помогали друг другу, а если и прогоняли кого-то, то в основном совсем опустившихся бомжей.

«То Карлсона запретят, то Колобка…»

© Роман Маркин / lenta.ru

— Про нас иногда говорят — на Арбате мафия! Да, вот я представитель этой мафии. Но если приходил студент со скрипочкой, мы его не трогали. Хороших музыкантов, наоборот, звали — потому что чем лучше будет на Арбате, тем больше народа будет приходить, тем выше станет доход.

Если заезжий музыкант занимал чужое место, его вежливо просили удалиться. Но при этом всегда старались помочь ему найти на Арбате другое место.

Вся эта прекрасная жизнь «как в Европе» сейчас превратилась в кошмар:

— Музыкантов каждый день забирают, отбирают инструменты, штрафуют на десять тысяч рублей. Обвиняют в незаконном предпринимательстве, предъявляют политические статьи — организация несанкционированных массовых мероприятий и так далее. То же самое — в переходах.

Недавно приходит Мизулина на Арбат и начинает возмущаться: «А почему вы не поете «Москва златоглавая»? Наши ей говорят — ничего тебе не мешает, садись рядом и пой. Мы тебя прогонять не будем...

Московские власти говорят, что выделят музыкантам места в парках . Максим живет рядом с парком, пытался играть на главной аллее — два дня играл, на третий увезли в кутузку.

— Если и выделят нам места в парках, то только там, где никто не ходит, — уверен он.

Полтора года назад полицейские во время задержания разбили Максиму гитару. Стоила она 50 тысяч — деньги для уличного музыканта нынче немаленькие. Потому как доход сегодня на Арбате — никакой, полторы-две тысячи за целый день. Это в летний период, зимой музыканты не играют. Да и летом половину дней не играют — идут дожди.

— Раньше зимой играли по очереди. Дохода в мороз нет, но мы устраивали «дежурства», чтобы хоть кто-то был на Арбате, чтобы Арбат не молчал. Теперь прежнего сообщества музыкантов больше нет — за два года кто уехал за границу, кто просто перестал играть, занялся чем-то другим.

Максим бы тоже уехал, да держат в Москве пожилые родители. Играть он прекратил полтора года назад — из-за проблем с полицейскими несколько раз чуть не умер от инфаркта, перенес операцию на сердце.

У нас уже даже сказки детские запрещают. То Карлсона запретят, то Колобка… Художник рисует, сидит абсолютно тихо. Подходят полицейские и начинают его избивать, у нас даже видео есть

— А ведь когда-то все было по-другому! — вспоминает Максим. — Полицейские приходили нас послушать, звали обедать к себе в столовую.

Музыканты Арбата уверены — борьба будет идти «до полного удушения». И все же решили бороться. С начала этого лета они проводят на Арбате серию одиночных пикетов. А что им еще остается делать, раз играть не дают?

Осенью хотят устроить большой митинг-концерт — пригласить на него всех музыкантов, которые сегодня «в опале»:

— Макаревичу — и то в Москве играть не разрешают! — поражаются на Арбате.

Музыканты признают — в Европе в последние годы в ряде городов тоже прокатилась волна запретов на уличную музыку. Правда, запреты продержались недолго — в Барселоне, например, их отменили уже через год.

— Хуже всего, что в России все делается подло, тихо, исподтишка — в других странах если решили запретить играть на улице, то так и говорят открыто — запрещено играть на улице! У нас формально никто ничего не запрещает. А по факту идет полное и тотальное уничтожение уличной музыки, — уверен Максим.

Пару часов музыканты стояли на Арбате с плакатами, после чего отправились к управе. Куда их, конечно, не пустили, а на просьбу музыкантов, чтобы к ним вышел кто-то из руководства, охранники ответили, что «все в отпуске».

Музыканты в этом усомнились:

— А на «Порше каенах» кто приехал? Дворники?

Главные враги уличных музыкантов — депутат Мосгордумы от «Единой России» Евгений Герасимов и муниципальный депутат района Арбат Евгений Бабенко.

Бабенко даже устроил круглый стол, пригласил местных жителей и провел голосование: оно оказалось не в пользу уличных музыкантов. В качестве ответной меры музыканты хотят провести свое голосование — будут собирать подписи прямо на Арбате на ватманских листах.

— Да, такая страна. У нас уже даже сказки детские запрещают. То Карлсона запретят, то Колобка… Художник рисует, сидит абсолютно тихо. Подходят полицейские и начинают его избивать, у нас даже видео есть, — утверждают музыканты.

Одно из предложений депутатов — ввести патенты. Якобы музыканты не против. Вышедшие на пикет оказались очень даже против — по их словам, сегодня доход на улице минимален, и платить за патент «не с чего».

Раньше музыканты продавали свои диски, сейчас их никто не покупает. Когда-то диски слушали в автомобиле. А теперь уже в авто и диск вставить некуда. Статья доходов просто умерла...

Многие работают в другом месте и приходят на Арбат поиграть пару часов два дня в неделю — какой им смысл выкупать патенты?

— Раньше музыканты продавали свои диски, сейчас их никто не покупает. Когда-то диски слушали в автомобиле. А теперь уже в авто и диск вставить некуда. Статья доходов просто умерла. Все скачивают музыку из интернета, — объясняет Олег Мокряков.

Уличные музыканты приводят в пример Францию — там их коллегам власти даже платят ежемесячно и предоставляют соцпакет. Нашему музыканту в Париже соцпакета не дадут, но и не выгонят — проверять на улицах документы в Европе просто не принято.

Без музыкантов старый Арбат превратится в улицу для торгового променада — «зайдите в ювелирный магазин», «зайдите в книжный»...

Этим и пользуются наши музыканты, «теряясь» на просторах ЕС на неопределенное время. Многие, уехавшие еще в 90-е, уже осели в Европе, обзавелись местными женами-музыкантшами и детьми, говорящими не по-русски.

Сейчас оставшиеся в Москве уличные музыканты пакуют чемоданы. Многие уверены — преследуют их по политическим мотивам.

«То Карлсона запретят, то Колобка…»

© Роман Маркин / «Лента.ру»

— Депутаты нас обвиняют — почему вы не играете песни патриотические? — приводит пример Максим. — Недавно приходит Мизулина на Арбат и начинает возмущаться: «А почему вы не поете «Москва златоглавая»? Наши ей говорят — ничего тебе не мешает, садись рядом и пой. Мы тебя прогонять не будем.

Юрист и правозащитник Алексей Самохвалов считает, что изгнание уличной музыки с московских улиц противозаконно:

— Свобода творчества гарантирована Конституцией, то есть власти должны предоставить музыкантам возможность выступать в публичных местах. Шуметь нельзя там, где расположены больницы и детские сады, но их нет на Арбате. Нельзя играть в ночное время. Заявление о возможном введении патентов тем более странно — получается, что музыканты без патента мешают москвичам, а с патентом не будут мешать? Без музыкантов старый Арбат превратится в улицу для торгового променада — «зайдите в ювелирный магазин», «зайдите в книжный».

Музыканты жалуются, что их не только полиция, но и владелец какого-нибудь ювелирного может взять и отдубасить. За то, что музыкант «у дверей встал»...

Многие москвичи к перспективе изгнания музыкантов с Арбата также относятся негативно:

— Эти личности создают на Арбате своеобразную ауру, это прогулочная зона, и ей нужна особая атмосфера, — говорит москвичка Анастасия. — Туристов в Москве и так не много, я бы на месте московских депутатов проголосовала за то, чтобы платить уличным музыкантам зарплату как массовикам-затейникам.

Алексей Самохвалов приводит в пример Вильнюс — там в 90-е художники и музыканты образовали в центре города целый жилой район. Получился настоящий «туристический аттракцион» — теперь ни один турист не уезжает из Вильнюса, не посетив Ужупис, где на улице играют музыканты и где можно посетить необычные арт-кафе.

Москве до цивилизованного отношения к людям искусства нынче далеко — музыканты жалуются, что их не только полиция, но и владелец какого-нибудь ювелирного может взять и отдубасить. За то, что музыкант «у дверей встал».