Все о новом Багратионовском рынке
Архитекторы бюро Wowhaus рассказали про фудкорт и сложную крышу со «световыми фонарями»Архитектурное бюро Wowhaus всегда делает эталонную работу, если берется за проект в Москве, будь то Крымская набережная или здание института «Стрелка». Следующей осенью откроется очередной знаковый проект Wowhaus — крытый Багратионовский рынок, который, возможно, задаст новый стандарт организации современных продуктовых рынков в столице.
Архитекторы проекта Дарья Мельник и Татьяна Старченко рассказали МОСЛЕНТЕ о важнейших элементах устройства этого огромного здания общей площадью 10.000 квадратных метров. Новый «Багратионовский» будет двухэтажным и очень светопроницаемым: в сложной крыше разместятся длинные «световые фонари», а третью часть главного фасада сделают целиком остекленной. Первый этаж отдадут под продовольственный рынок, второй — под рынок непродовольственных товаров и зону ресторанов, выходящую на двухсветное пространство.
Дарья Мельник (Д), архитектор Wowhaus, ведущий архитектор проекта Багратионовского рынка и Татьяна Старченко (Т), архитектор Wowhaus
Примеры европейских рынков
Д: Год назад к нам пришел заказчик проекта Багратионовского рынка. Нас попросили спроектировать многофункциональный объект — по сути, крытый рынок, но в новом, современном формате, который будет располагаться на том же месте, что позволит сохранить пул арендаторов и привлечь новых. К тому же заказчик провел исследование, доказавшее, что рынок на этом месте нужен, и менять функцию этого пространства никак нельзя.
При работе над концепцией и первоначальным образом мы отталкивались от идеи, что рынок вызывает ассоциации с типичной русской постройкой — «амбар», «склад добра». Соединение нескольких амбаров в прототип торговых рядов часто встречается на Русском Севере. Образ здания во многом продиктован классическими примерами крытых рынков (большепролетные конструкции кровли, шедовые фонари). Скатная кровля добавляет изящества фасаду и проводит параллели с историческими торговыми и складскими зданиями, архитектурой ганзейских городов. Под единой оболочкой фасад получает гармоничное деление по тектонике и прозрачности.
В работе над внутренней структурой рынка в качестве аналогов ориентировались на европейские примеры, где рынок не только зона торговли, но еще и общественное пространство, в котором встречаются и общаются жители всего окружающего района.
В наши дни при продуктовом рынке обязательно должна быть организована зона фудкорта. Как в Европе, так и у нас они хорошо «работают», привлекая посетителей на рынок.
Однако в таких странах, как, например, Испания и Италия, рынки более открыты, они не предполагают сложной системы отопления в силу того, что там другие климатические условия. Поэтому мы во многом ориентировались на рынки скандинавских стран, в том числе недавно открывшийся в Копенгагене рынок «Торвехаллерн». По сути, это большой стеклянный объект с раздвигающимся фасадом, который позволяет рынку буквально выходить на улицу.
Окружение
Д: Работа над проектом началась с анализа существующих пешеходных потоков: в основном они направлены на «Горбушкин двор» и проходят с разных сторон территории Багратионовского рынка. Поэтому наш торговый комплекс будет иметь множество входов со всех сторон здания.
Часто люди заходят за покупками по дороге к метро, на работу или домой. И если выходы, входы и внутренние маршруты пути внутри здания организованы правильно — рынок становится частью ежедневного маршрута для жителей района и людей работающих поблизости.
Рынок отделен от путей метрополитена и станции «Багратионовская» полосой деревьев и пешеходной зоной, где мы организуем освещение, а будущие арендаторы — локальное озеленение. Пешеходная зона вдоль основного фасада (на улице Барклая — ред.) будет отделена от транзитной части тротуара полосой озеленения, вдоль которой будут установлены малые архитектурные формы. Все это позволит создать более комфортную среду перед зданием.
Магазины, расположенные вдоль фасада по Багратионовскому проезду, будут иметь непосредственный выход на улицу. К примеру, если в аренду будет взято небольшое кафе, его сотрудники смогут задействовать пешеходную зону, выставляя туда столики и создавая таким образом общественное пространство (летнюю веранду — ред.).
Монообъемный фасад
Д: Для концепции внутреннего пространства рынка мы выбрали монообъем, что характерно для большинства европейских рынков. А еще позаботились о том, чтобы это было просторное, светлое, проницаемое помещение, что характерно для скандинавских рынков.
Т: Вся нижняя часть фасада вдоль пешеходной зоны будет остекленной. Магазины и кафе, находящиеся на первом этаже, будут иметь входы с улицы. Глухие секции фасада выполнят в виде мозайки из цветных металлических панелей. Зона двухсветного пространства и фрагменты фасада над входами также будут остекленными. Над входными порталами предусмотрены декоративные вставки из вертикальных ламелей.
Рекламные вывески, которые в торговых центрах часто выглядит аляповато и разрозненно, на Багратионовском рынке будут лаконичными и монохромными, выполненные в едином стиле, который мы сейчас разрабатываем. Все вывески и реклама будут оформлены, следуя единому дизайн-коду.
Первый этаж
Д: Первый этаж полностью отдан под продовольственный рынок, в котором особо выделяется двухсветное пространство фреш-маркета: фрукты и овощи будут продаваться с прилавков-горок на ближайшей к метро части рынка.
Остальное пространство первого этажа будет отдано под прилавки с мясом, рыбой, сухофруктами, орехами, медом, специями и хлебо-булочными изделиями. С первого этажа на второй будет вести широкая лестница и два эскалатора, расположенные в разных частях рынка
Второй этаж
Д: Второй этаж будет отдан под вещевой рынок и фудкорт с зоной рассадки на балконе. С него будет открываться приятный вид на фруктовые «горки» фрешмаркета. Фудкорт — обычно одна из наиболее посещаемых зон, привлекающих посетителей на второй этаж. Арендаторы торгового пространства будут определены заказчиком. Также на втором этаже разместится администрация.
В рынок заложена довольно сложная инженерия: кондиционирование, отопление, вентиляция. Для этих систем предусмотрен отдельный технический этаж, что позволило сохранить композиционную чистоту формы здания. А еще рынок спроектирован в соответствии с нормами доступности для маломобильных групп населения: все входы оборудованы подъемниками, предусмотрен лифт и специальные зоны безопасности.
Уличная торговля
Д: У нас ориентированность на уличную торговлю будет реализована за счет линии торговых ячеек вдоль фасада. Наши заказчики предполагают проведение сезонных летних ярмарок. Общественное открытое пространство вдоль главного фасада рынка (расположенного на улице Барклая — ред.) позволяет это делать.
Т: На первом этаже вдоль главного фасада мы оставили буферные зоны, не заполненные прилавками и магазинами, чтобы там можно было проводить фестивали и размещать временные торговые стенды. Это будет актуально и зимой, и при проведении фестивалей и «рынков выходного дня».
Пространство рынка легко трансформируется. Есть узлы, вроде зоны администрации, которые остаются на своих местах, но зоны торговых ячеек могут меняться, так как все они будут сооружены из легко возводимых перегородок. Если эксплуатирующей организации понадобится устроить кинопоказ, концерт, то организовать это можно будет на втором этаже — в зоне фудкорта.
Мы думали и о многофункциональности пространства: зайдя на рынок, человек сможет забежать в «Сбербанк», купить продуктов, поесть в кафе и присмотреть себе что-то из одежды, что-то для дома.
Все по правилам.
Д: Работая над проектом, мы руководствовались не только обязательными к применению отечественными нормативами: СП и СНиП-ами для общественных зданий и сооружений, предприятий розничной торговли и общественного питания.
Прорабатывая расположение зон, организацию пространства, рекомендации по его оформлению, мы обращались также к англоязычным стандартам организации рынков, опубликованных продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (FAO UN). В них расписано все, вплоть до конкретных цветовых решений для зон, торгующих овощами, фруктами, рыбой и мясом.
Т: Наш проект вряд ли может считаться типовым, у него много индивидуальных черт.
Д: И мы были удивлены, когда после сдачи концепции Багратионовского рынка, к нам стали обращаться владельцы других московских рынков, интересуясь, какие принципы мы закладывали в проектирование.