Без чеков и этикеток: как отстоять права на рынке
Эксперт Росконтроля рассказывает, что делать с наглыми продавцамиКаждый сам за себя — этот афоризм как нельзя лучше подходит для описания того, что происходит на рынках. На ярмарках и базарах продавцы не выдают чеков и взвешивают на глаз, на продуктах нет никаких этикеток, а порой и ценников. МОСЛЕНТА решила узнать, на что потребитель имеет право в этих условиях, а для начала узнать у вас, сталкивались ли вы с подобными проблемами.
Итоги голосования мы подведем через несколько дней. А пока МОСЛЕНТА попросила сопредседателя Союза потребителей «Росконтроль», юриста Александра Борисова рассказать о правах покупателей.
Чек или как?
Многие покупатели уверены, что продавцы на базарах и рынках нарушают закон, не выдавая кассовый чек за покупку. Однако эксперты говорят, что они действительно не обязаны делать это. Могут, но не должны. Это оговорено в законе «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа».
Но есть небольшое уточнение — этот закон касается только розницы. Дело в том, что она подпадает под применение системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД). И те продавцы, которые платят его, имеют право не выдавать кассовый чек.
«Также вам вправе не выдать чека продавец, торгующий из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином. Разрешена без выдачи чеков сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами», — добавил Борисов.
Существуют и исключения: продавец обязан выдать кассовый чек, если продажа ведётся в автолавке или автомагазине, фургоне, контейнере и других аналогично обустроенных торговых точках, где есть условия хранения товара. Кроме того, покупатель всегда может потребовать выдать любой другой документ, подтверждающий покупку, — товарный чек, квитанцию и т.п. Отказать вам в этом не имеют права.
Товарный чек или любой другой подтверждающий передачу денег документ должен содержать определённые реквизиты:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование - для организации, фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
- наименование и количество приобретённых товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Возврату подлежит
Особой разницы в обязанностях продавцов на рынке и в магазине нет. В обоих случаях покупатель может ссылаться на закон "О защите прав потребителей". По нему торговец обязан предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о своём товаре. А если он оказался некачественным, то деньги можно вернуть.
«Согласно п. 5 ст. 18 этого закона, отсутствие у потребителя кассового и товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, — уточнил эксперт Росконтроля. — Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества. В случае необходимости продавец может провести проверку качества товара».
Если же торговец отказывается принимать испорченные продукты назад, уверяя, что мандарины не его, нужно жаловаться в администрацию рынка. «Упирайте на то, что ваши мандарины идентичны тем, которыми торгует продавец», — посоветовал Борисов.
Конечно, без чека факт покупки доказать будет сложно. Тем более, если аналогичный товар на прилавке закончился. В таком случае нужно попробовать привести с собой свидетелей. Кроме того, доказательством может стать запись с камер видеонаблюдения, если они на рынке есть.
Этикетки и ценники
В отличие от магазинов на рыночных товарах нет ни этикеток, ни каких-либо маркировок. Это настораживает покупателей, но нарушением не является.
«Для рынков сделано исключение, — пояснил юрист. — Мы знаем, что, согласно ст. 10 закона „О защите прав потребителей“, информация о продуктах в обязательном порядке должна содержать сведения о составе, весе (объёме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания. Однако, при этом технический регламент „Об этикетировании и маркировании пищевых продуктов и непродовольственных товаров“ не распространяется на продукты, которыми торгуют на сельскохозяйственных рынках».
А вот что точно должно быть на витрине, так это ценники (согласно постановлению правительства Москвы 2008 года). На них, кроме самой цены, должно быть указано наименование товара, а для плодоовощной продукции - сорт и место выращивания.
Дополнительная информация о товаре — пищевая ценность, жирность или точный срок изготовления молочного продукта, содержание ГМО и т.д. — обычно указана в сопроводительных документах. Вообще, в любой торговой точке должен быть полный пакет бумаг, подтверждающих качество и безопасность продуктов. И их можно требовать.
«У продавцов на рынке обязательно должны быть такие документы: сертификаты соответствия с реквизитами гигиенического заключения или декларации о соответствии, ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения», — отметил Борисов.
Проверка документов
Помимо сопроводительных документов на продукты, у продавца должна быть медицинская книжка. Но предъявлять её покупателю он не обязан.
Кроме того, торговцы должны иметь на руках приходные документы на товар (чеки, товарные накладные, квитанции, счета-фактуры). Здесь нет никакой разницы между местом на базаре и обычным магазином. А фермеры или граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, обязаны иметь бумаги, подтверждающие этот вид деятельности.
Все вышеперечисленные документы предъявляются по требованию представителей органов государственного контроля и надзора. Покупатель вправе попросить лишь бумаги на реализуемые продукты питания. Поэтому у продавца на рабочем месте должны быть всегда копии деклараций или сертификатов соответствия. Их обязаны вместе с товаром предоставлять поставщики, у которых закупается товар. Эти документы подтверждают соответствие продукции санитарно-эпидемиологическим нормам, действующим на территории страны.
Кто отвечает за качество
На любом рынке, где торгуют продуктами животного или растительного происхождения, должна быть лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Именно она выдаёт разрешение на продажу. Однако, если на продукты есть декларация соответствия, то дополнительную проверку при поступлении они не проходят.
«Да, эта система контроля вызывает сомнения. Ведь документы выдаются на срок от трёх месяцев до года. И у нас не может быть полной уверенности в том, что качество этой продукции не изменилось за время хранения, в каких условиях она хранилась, — признал Борисов. — Тем более, что после выдачи декларации в большинстве случаев никакого контроля за продукцией не осуществляется, потому что это платная процедура».
В Росконтроле советуют при выборе рынка обратить внимание на то, как он работает с продавцами: почитать в интернете, проверить наличие бумаг хотя бы у нескольких торговцев. Если администрация допускает предпринимателей без соответствующих документов, то нужно жаловаться в прокуратуру либо Роспотребнадзор, которые выносят соответствующее представление или предписание об устранении нарушений.
Конечно, при реализации продукции на рынке должны соблюдаться нормы и правила складирования продуктов, фасовки и размещения (товарное соседство). Нельзя продавать с одного прилавка мясо и фрукты, квашенные овощи и мед. Рыночные торговцы не имеют права реализовывать разрезанные фрукты или овощи — в половинках, четвертинках и так далее.
На каждом рынке, где идёт торговля «вразвес», обязательно должны находиться в свободном для посетителей доступе весы, чтобы покупатель мог перепроверить, не обманули ли его (п. 5 ст. 12 закона "О розничных рынках").
Не молчите!
В Росконтроле советуют никогда не замалчивать нарушение своих прав. Если даже вы не сможете вернуть три гнилые мандаринки, то хотя бы обратите внимание администрации рынка и соответствующих органов на недобросовестных торговцев.
Первая инстанция, куда нужно обращаться при нарушении продавцом ваших прав, - администрации рынка. «Там, согласно ст. 20 закона "О розничных рынках", должна быть вся информация о продавце, включая данные документа, удостоверяющего личность продавца», — пояснил эксперт.
Если администрация бездействует, то можно подать жалобу в Роспотребнадзор либо в соответствующие комитеты в муниципальных органах, написать заявление в прокуратуру, подать иск в суд.
Либо же можно перейти на магазины. Для рынков это самое опасное последствие. Поэтому не так давно они начали пересматривать принципы работы с торговцами и вставать на сторону покупателя.